- Преподавателю
- Физика
- Урок Электромагнитные колебания. Колебательный контур. 9 класс
Урок Электромагнитные колебания. Колебательный контур. 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перов Е.Ю. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Перов Евгений Юрьевич итоговая контрольная работа
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет
физика
ФИО учителя
Перов Евгений Юрьевич
Класс
9
Тип урока
урок открытия нового знания
Технология построения урока
Проблемное обучение, метод проектов, сотрудничество
Тема урока
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Цель урока
изучить понятие электромагнитные колебания и изучить формулу Томсона.
развитие навыков мыследеятельностных умений: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и ее формулировка, выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия через создание обучающимися мини-проекта и его защите.
Основные термины, понятия
электромагнитные поле, колебательный контур; основные характеристики колебательного контура.
Планируемые результаты:
Предметные умения
-
Повторить:
1) понятия: колебательная система, математический, пружинный маятники;
2) основные характеристики колебательного движения: (формула периода), (формула периода математического маятника), (формула периода пружинного маятника).
3) Конденсатор
4) Явление возникновения тока самоиндукции.
-
Формировать умения:
1) исследовать зависимость периода колебаний колебательного контура ;
2) обнаруживать зависимости между физическими величинами (периодом колебаний, зарядка и разрядка конденсатора , возникновения тока самоиндукции);
3) представлять результаты измерений в виде таблицы и графика.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: Развитие универсальных учебных действий: экспериментальных навыков, навыков исследовательской и проектной деятельности, навыков самостоятельного приобретения новых знаний, постановке целей, анализа результатов деятельности одноклассников при работе над созданием мини-проекта, развития монологической и диалогической речи.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Оборудование:, калькулятор, информационный и иллюстративный материал на бумажных и электронных носителях. Осциллограф.
Технические средства обучения:
компьютер,
ноутбук (7 шт)
медиапроектор.
Осциллограф.
Экранно-звуковые пособия:
презентация в Power Point
Виртуальная лаборатория.
ХОД УРОКА:
Эпиграф «Всякий человек может сделать то, что делают другие»
Томас Юнг:
N
Этап урока
Цель этапа урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Результат взаимодействия
(сотрудничества)
Формируемые УУД
1
Организационный момент
подготовить класс к уроку, включить в деловой ритм
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие нового материла
Класс готов к уроку
Личностные-самоопределение;
Коммуникативные-планирование
2
Начальный этап урока
мотивировать учащихся к постановке учебной задачи урока через рассказ учителя о значении колебаний в окружающем мире. (презентация, демонстрация)
демонстрирует колебания нитяного маятника, пружинного маятника, метронома и др. колебательные системы.
демонстрирует слайды презентации
Наводящими вопросами учитель подводит детей к теме.
Предлагает разбить вопросы, представленные на слайдах на несколько групп
Наблюдают, слушают,
отвечают на вопросы, делают соответствующие выводы,
называют тему урока
Распределяют вопросы по группам, формируют мини-группы, ставят основные задачи урока- расширить знания о простейших электрических колебательных системах - колебательных контурах, провести исследование зависимости периода колебаний, времени зарядки и разрядки конденсатора от вида нагрузки, емкости, конденсатора, индуктивности.
у учащихся появился мотив к познанию истории создания колебательного контура , исследованию зависимости периода колебаний, дифференциации и решению задач. Развиты мыследеятельностные умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи. Образовались команды.
Личностные- самоопределение, смыслообразование;
Познавательные-логические, действия постановки и решения проблем;
Регулятивные-целепологание, оценка, волевая саморегуляция
3
Основной этап урока (актуализация знаний)
Защита мини -проектов
развитие умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных через представления «готового продукта» - мини-проекта.
развитие умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных через представления «готового продукта» - мини-проекта.
Учитель раздает задания с инструкциями по выполнению экспериментальных работ,
консультирует,
наблюдает,
корректирует
Предлагает каждой группе представить защиту «готового продукта»- мини-проекта, используя паспорт мини-проекта;
Предлагает оценить мини-проекты по критериям , указанных на слайде.
выполняют эксперименты:
№1 -исследовать зависимость периода колебаний колебательного контура от емкости конденсатора.
№2 -исследовать зависимость периода колебаний колебательного контура от индуктивности катушки.
№ 3 - исследовать зависимость периода колебаний от сопротивления колебательного контура;
№ 4- исследовать зависимость периода колебаний заряда конденсатора колебательного контура
№5 - исследовать период колебаний колебательного контура при разных амплитудах (электронная версия);
анализируют, сравнивают, обсуждают (работа в мини-группах);
слушают защиту мини-проектов одноклассников, оценивают по критериям, указанных на слайде, обсуждают
-
Сформировали умения:
№1 -исследовать зависимость периода колебаний колебательного контура от емкости конденсатора.
№2 -исследовать зависимость периода колебаний колебательного контура от индуктивности катушки.
№ 3 - исследовать зависимость периода колебаний от сопротивления колебательного контура;
№ 4- исследовать зависимость периода колебаний заряда конденсатора колебательного контура
Мини - проекты
Коммуникативные-планирование, постановка вопроса, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли; Регулятивные- планирование, прогнозирование, контроль и коррекция;
Личностные-смыслообразование;
Познавательные-логические, действия постановки и решения проблем
4
Закрепление и проверка усвоения изученного материала
Закрепить и усвоить изученный материал
Предлагает тест на слайде
Работают над тестом, сравнивают свои ответы с ответами представленными на слайде
Ответы к тесту
Личностные- смыслообразование,
Познавательные-логические, общеучебные;
Регулятивные-оценка, волевая саморегуляция
5
Рефлексия
провести рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся на уроке.
Предлагает высказать свое мнение о представленных мини-проектах одноклассников
проводится обсуждение внутри команды: каждый делиться своим впечатлениями о защите, обсуждают высказывания друг друга, и один представитель команды выражает общее мнение команды
развили у обучающихся мыследеятельностные умения: самоанализ и рефлексия.
Регулятивные-оценка, коррекция;
Коммуникаттивные;
личностные
6
Задание на дом
Предлагает мини-проекты собрать в единый проет(презентация);
Соответствующий параграф учебника
Записывают задание на дом
Самоанализ урока.
Предмет Физика
Класс: 9
Количество часов в неделю : 2
Учитель Перов Е.Ю.
УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник - М.: Дрофа, 2009.- § 65.
Тема урока: Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Первый урок на котором учитель использует деятельностный подход
Активность класса на уроке выше среднего, интерес учащихся высокий;
Цели урока достигнуты , изучили понятие электромагнитные колебания , вывели формулу Томсона, изучили колебательный контур и его основные характеристики.
Выполнили эксперименты:
№1 -исследовать зависимость периода колебаний колебательного контура от емкости конденсатора.
№2 -исследовать зависимость периода колебаний колебательного контура от индуктивности катушки.
№ 3 - исследовать зависимость периода колебаний от сопротивления колебательного контура;
№ 4- исследовать зависимость периода колебаний заряда конденсатора колебательного контура
№5 - исследовать период колебаний колебательного контура при разных амплитудах (электронная версия);
Проанализировали , сравнили и обсуждили (работа в мини-группах);
Этапы урока
Уровень достижения планируемого результата
Возможные риски
Коррекционная работа
Стадия Вызова
Регулятивные УУД:
средний уровень (формулирование темы после наводящих вопросов);
высокий уровень (самостоятельно).
1.Ученики не могут вспомнить математический и физический маятники.
2.Ученики не могут объяснить отличие периода и частоты колебаний.
3.Не чертят таблицу в тетради, некоторые учащиеся чертят линейкой долго.
1.Показать на экране различные колебательные системы.
2. Предложить вспомнить качели и маятник в Исаакиевском соборе.
Опросить успешных учащихся.
3. Предложить расчертить карандашом без линейки и записи делать карандашом. Иметь на учительском столе карандаши.
Стадия Содержания
Познавательные УУД:
низкий уровень (выполняют действия только по инициативе учителя);
средний уровень (опираются на опыт товарищей);
высокий уровень (проявляют инициативу при изложении и структурировании информации).
Коммуникативные УУД:
низкий уровень (не могут сформулировать вопрос при возникших затруднениях);
средний уровень (формулируют вопросы при помощи учителя);
высокий уровень (обращаются за помощью к учителю или товарищу).
1. Для колонки «Знаю» предлагают неверные предположения.
2.Учитель не успевает вести диалог и одновременно записывать на доске.
3.Ученики не умеют делать краткие записи.
4. Не успели воспринять некоторые причинно- следственные связи.
5.затрудняются в формулировании предложений для третьей колонки.
6.По предложенным темам сообщений нет подготовившихся.
1. Записывать и верные и неверные предположения.
2.Предложить одному ученику вести краткие записи на доске.
3.Потренировать учеников сворачивать информацию до1-2 слов.
4. Визуализация материала при помощи презентации.
5.Подготовить слайды с определениями основных понятий темы.
6.Подготовить слайды с биографиями ученых и их портретами. Использовать рефераты с прошлых лет. Дать возможность принести сообщение позже.
Стадия Рефлексии
Познавательные УУД:
низкий уровень (списывание готовых записей с доски);
средний уровень (формулирование выводов с подсказки учителя);
высокий уровень (самостоятельное выполнение задания).
Коммуникативные УУД:
низкий уровень (не могут сформулировать выводы по теме);
средний уровень (формулируют выводы с поддержки учителя);
высокий уровень (активное общение при формулировании в группах, поиск в учебнике, обращение к учителю с вопросами).
1.Нет ученика, желающего озвучить записи третьей колонки («Знаю»).
2.Не видят неверные записи в первой колонке.
3.Не велись записи первых двух колонок в тетрадях.
1.Дать время для обсуждения. Предложить начать с другого ряда.
2.Предложить высказать свое мнение по поводу всей таблицы.
3.Включить в домашнее задание оформление таблицы линейкой. Принести сообщения в виде рефератов.