- Преподавателю
- Физика
- План открытого урока по теме Испарение и конденцация
План открытого урока по теме Испарение и конденцация
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кенден-оол В.К. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Хонделен Барун-Хемчикского кожууна
Республики Тыва».
Открытый урок:
«Испарение и конденсация».
(8 класс).
Урок разработан
учителем физики -
Кенден-оол Валентиной Кужугетовной.
с. Хонделен-2013г.
Урок физики: «Испарение и конденсация».
Класс: 8
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Наглядные пособия(использование компьютера)
- Компьютерные слайды;
- Компьютерный тест;
- Компьютерный ролик «Круговорот воды в природе»(комп. программа по географии).
Данные наглядные пособия делают урок более ярким, позволяют сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, вызывают интерес, развивают любовь к предмету, позволяют более эффективно усвоить изучаемый материал.
Методика использования компьютера.
а) при подготовке к усвоению нового материала(наглядность, связь с литературой);
б) При объяснении нового материала (создание динамичной модели)
в) при закреплении
Литература.
Перышкин А.В. Физика. 8 класс.
Перельман Я.И. занимательная физика.
Задачи урока:
-
Создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение;
-
Ввести понятия испарение и конденсация;
-
Развивать представления о процессе научного познания;
-
Прививать культуру умственного труда.
Структура урока.
№
Этап урока (время)
Метод обучения
Виды самостоятельной работы
Использование компьютера
1
Подготовка к освоению нового материала( 5 мин.)
беседа
Наблюдение явлений
Компьютерный ролик «Круговорот воды в природе» +слайды
2
Актуализация опорных знаний (3 мин.)
Повторение пройденного
Ответы на вопросы
Слайды с вопросами
3
Освоение новых знаний (20 мин.)
Проблемное обучение
-построение модели испарения и конденсации;
экспериментальная работа в группах
Редактор PAINT
4
Первичная проверка понимания и закрепления знаний (10 мин.)
Решение задач
тест
5
Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин.)
Изучение нового учебного материала.
Знания
Умения
Научные факты: основные положения молекулярно-кинетической теории; молекулярная природа тепловых явлений
- создавать модели и работать с ними;
- проводить простейшие эксперименты;
- работать в группах;
- выдвигать гипотезы и доказывать их.
Понятия : испарение, конденсация
Демонстрационный эксперимент.
-Зависимость скорости испарения от температуры(капля воды из пипетки над холодной и горячей плиткой).
-Работа в группах: используя имеющееся оборудование(сосуды со спиртом, сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, металлические пластины, ватные палочки, салфетки, пипетки), исследовать зависимость скорости испарения жидкости :
-
От площади поверхности жидкости,
-
От рода жидкости;
-
От скорости ветра.
План записи на доске.
-
Тема урока: Испарение и конденсация.
-
Рисунок модели испарения и конденсации.
-
Научные факты. ……
-
Испарение-……….
-
Конденсация-……….
-
Следствия:……..
-
Эксперимент: ………
Конспект.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Подготовка к усвоению нового материала
А) Мотивация
Послушайте стихотворение:
Вода появляется из ручейка…
Как весь процесс называют в народе?
Демонстрация ролика «Круговорот воды в природе»
Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы не возможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным.
Б) Формулировка темы урока
Начнем изучать эти явления с опыта.
Подышите на прозрачное стеклышко.
-
Что вы наблюдаете?
-
Как и почему изменяется «картина» на стёклышке?
-
Как называют происходящие явления?
-
Какой будет тема урока?
Запишите тему урока в опорный конспект.
В) Постановка цели урока
Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
Ваши примеры являются фактами того, что происходит в природе и быту.
Тогда какова цель нашего урока?
-Круговорот воды в природе.
Испарение и конденсация
Мокрое белье сохнет ; вода, разлитая на пол, исчезает и др.
Изучить явления испарения и конденсации.
Актуализация опорных знаний
В ходе ответов на вопросы заполним схему на доске и в тетрадях.
-
Каковы основные положения МКТ строения вещества?
-
В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
-
Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
-
Одинаковы ли скорости движения молекул вещества при переходе из одного состояния в другое?
-
Какой энергией обладают молекулы в следствие своего движения? Взаимодействия?
-
Какую энергию называют внутренней? Отчего и как она зависит? Почему?
Отвечают на вопросы и заполняют схему
Освоение нового материала
На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые явления в природе и быту, связанные с испарением и конденсацией.
Предположим, что внутри сосуда жидкость.
Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул.
-
Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?
-
Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу. У какой из них больше вероятность покинуть жидкость?
-
Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее?
Обобщение: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами.
На столе стоит сосуд с горячей водой.
-
Что происходит с жидкостью в процессе?
-
Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости?
-
Происходит ли испарение жидкости в сосуде?
-
Почему масса жидкости при этом не изменяется?
Вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Как он называется? Какое определение можно дать конденсации?
Дополним нашу модель изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость.
Так как из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость (как и средняя кин. энергия ) оставшихся молекул уменьшается.
Вывод: Когда нет притока энергии извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии.
Подтвердим это следствие опытом:
Что будет происходить, если смазать руку быстро испаряющейся жидкостью, например, спиртом?
Да, она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимет часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понизится .
Проведите этот опыт.
М
Эксперимент:
Рука, смоченная спиртом, охлаждаетсяы изучали явление испарения, используя цикл естественно- научного познания:
Факты:
Мокрое белье сохнет, вода, пролитая на пол, исчезает…
Модель:
Наиболее быстрые молекулы покидают жидкость
Следствие:
Температура жидкости понижается
Экспериментальная работа в группах:
Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости.
-
Когда быстрее высохнет бельё, в холодную или жаркую погоду?
-
Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре?
-
Что испаряется быстрее: подсолнечное масло или спирт?
-
Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?
Подтвердите ответы экспериментом.
Т.о. эксперимент доказал справедливость выдвинутых гипотез.
От чего ещё может зависеть испарение?
От температуры.
Опыт с каплей из пипетки над холодной и горячей плиткой.
А как объяснить этот опыт?
Конденсация- это процесс, обратный испарению. Чем будет сопровождаться конденсация?
Работают с рисунком в графическом редакторе
Испарение-это явление превращения жидкости в пар, происходящее с её поверхности.
Конденсация- это явление превращения пара в жидкость.
Заполняют конспект
Работают в группах
Проводят эксперимент.
- Выделением энергии.
Закрепление знаний учащихся
Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:
-
Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
-
Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему?
-
Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы быстрее высохло бельё?
-
Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?
Решают задачи
Подведение итогов урока
Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явления испарения и конденсации. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным?
Капля, озеро, океан внешне различны, их проявительная ценность не одинакова - по капле корабли не ходят! Но чего бы стоил мир без капли? Без слезинки, без росинки?
П. Таранов
Высказывают своё мнение об уроке.
Домашнее задание к данному уроку.
Параграф № 17, 18, упр. 10 для всех;
По книге Я.И. Перельмана «Занимательная физика» сделать холодильник «без льда», объяснить принцип его действия.
Итоги урока.