План открытого урока по теме Испарение и конденцация

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Хонделен Барун-Хемчикского кожууна

Республики Тыва».




Открытый урок:

«Испарение и конденсация».

(8 класс).








Урок разработан

учителем физики -

Кенден-оол Валентиной Кужугетовной.






с. Хонделен-2013г.


Урок физики: «Испарение и конденсация».

Класс: 8

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Наглядные пособия(использование компьютера)

- Компьютерные слайды;

- Компьютерный тест;

- Компьютерный ролик «Круговорот воды в природе»(комп. программа по географии).

Данные наглядные пособия делают урок более ярким, позволяют сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, вызывают интерес, развивают любовь к предмету, позволяют более эффективно усвоить изучаемый материал.

Методика использования компьютера.

а) при подготовке к усвоению нового материала(наглядность, связь с литературой);

б) При объяснении нового материала (создание динамичной модели)

в) при закреплении

Литература.

Перышкин А.В. Физика. 8 класс.

Перельман Я.И. занимательная физика.

Задачи урока:

  • Создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение;

  • Ввести понятия испарение и конденсация;

  • Развивать представления о процессе научного познания;

  • Прививать культуру умственного труда.

Структура урока.

Этап урока (время)

Метод обучения

Виды самостоятельной работы

Использование компьютера

1

Подготовка к освоению нового материала( 5 мин.)

беседа

Наблюдение явлений

Компьютерный ролик «Круговорот воды в природе» +слайды

2

Актуализация опорных знаний (3 мин.)

Повторение пройденного

Ответы на вопросы

Слайды с вопросами

3

Освоение новых знаний (20 мин.)

Проблемное обучение

-построение модели испарения и конденсации;

экспериментальная работа в группах

Редактор PAINT

4

Первичная проверка понимания и закрепления знаний (10 мин.)

Решение задач

тест

5

Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин.)


Изучение нового учебного материала.

Знания

Умения

Научные факты: основные положения молекулярно-кинетической теории; молекулярная природа тепловых явлений

- создавать модели и работать с ними;

- проводить простейшие эксперименты;

- работать в группах;

- выдвигать гипотезы и доказывать их.

Понятия : испарение, конденсация


Демонстрационный эксперимент.

-Зависимость скорости испарения от температуры(капля воды из пипетки над холодной и горячей плиткой).

-Работа в группах: используя имеющееся оборудование(сосуды со спиртом, сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, металлические пластины, ватные палочки, салфетки, пипетки), исследовать зависимость скорости испарения жидкости :

  • От площади поверхности жидкости,

  • От рода жидкости;

  • От скорости ветра.

План записи на доске.

  • Тема урока: Испарение и конденсация.

  • Рисунок модели испарения и конденсации.

  • Научные факты. ……

  • Испарение-……….

  • Конденсация-……….

  • Следствия:……..

  • Эксперимент: ………

Конспект.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка к усвоению нового материала

А) Мотивация

Послушайте стихотворение:

Вода появляется из ручейка…

Как весь процесс называют в народе?

Демонстрация ролика «Круговорот воды в природе»

Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы не возможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным.

Б) Формулировка темы урока

Начнем изучать эти явления с опыта.

Подышите на прозрачное стеклышко.

  • Что вы наблюдаете?

  • Как и почему изменяется «картина» на стёклышке?

  • Как называют происходящие явления?

  • Какой будет тема урока?

Запишите тему урока в опорный конспект.

В) Постановка цели урока

Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?

Ваши примеры являются фактами того, что происходит в природе и быту.

Тогда какова цель нашего урока?


-Круговорот воды в природе.




Испарение и конденсация

Мокрое белье сохнет ; вода, разлитая на пол, исчезает и др.

Изучить явления испарения и конденсации.

Актуализация опорных знаний

В ходе ответов на вопросы заполним схему на доске и в тетрадях.

  • Каковы основные положения МКТ строения вещества?

  • В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

  • Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

  • Одинаковы ли скорости движения молекул вещества при переходе из одного состояния в другое?

  • Какой энергией обладают молекулы в следствие своего движения? Взаимодействия?

  • Какую энергию называют внутренней? Отчего и как она зависит? Почему?



Отвечают на вопросы и заполняют схему

Освоение нового материала

На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые явления в природе и быту, связанные с испарением и конденсацией.

Предположим, что внутри сосуда жидкость.

Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул.

  • Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

  • Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу. У какой из них больше вероятность покинуть жидкость?

  • Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее?

Обобщение: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами.

На столе стоит сосуд с горячей водой.

  • Что происходит с жидкостью в процессе?

  • Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости?

  • Происходит ли испарение жидкости в сосуде?

  • Почему масса жидкости при этом не изменяется?

Вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Как он называется? Какое определение можно дать конденсации?

Дополним нашу модель изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость.

Так как из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость (как и средняя кин. энергия ) оставшихся молекул уменьшается.

Вывод: Когда нет притока энергии извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии.

Подтвердим это следствие опытом:

Что будет происходить, если смазать руку быстро испаряющейся жидкостью, например, спиртом?

Да, она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимет часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понизится .

Проведите этот опыт.

М

Эксперимент:

Рука, смоченная спиртом, охлаждаетсяы изучали явление испарения, используя цикл естественно- научного познания:

Факты:

Мокрое белье сохнет, вода, пролитая на пол, исчезает…

Модель:

Наиболее быстрые молекулы покидают жидкость

Следствие:

Температура жидкости понижается

План открытого урока по теме Испарение и конденцацияПлан открытого урока по теме Испарение и конденцацияПлан открытого урока по теме Испарение и конденцация

Экспериментальная работа в группах:

Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости.

  • Когда быстрее высохнет бельё, в холодную или жаркую погоду?

  • Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре?

  • Что испаряется быстрее: подсолнечное масло или спирт?

  • Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?

Подтвердите ответы экспериментом.

Т.о. эксперимент доказал справедливость выдвинутых гипотез.

От чего ещё может зависеть испарение?

От температуры.

Опыт с каплей из пипетки над холодной и горячей плиткой.

А как объяснить этот опыт?

Конденсация- это процесс, обратный испарению. Чем будет сопровождаться конденсация?

План открытого урока по теме Испарение и конденцацияРаботают с рисунком в графическом редакторе





Испарение-это явление превращения жидкости в пар, происходящее с её поверхности.





Конденсация- это явление превращения пара в жидкость.




Заполняют конспект



Работают в группах



Проводят эксперимент.



- Выделением энергии.

Закрепление знаний учащихся

Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:

  • Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

  • Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему?

  • Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы быстрее высохло бельё?

  • Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?


Решают задачи

Подведение итогов урока

Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явления испарения и конденсации. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным?

Капля, озеро, океан внешне различны, их проявительная ценность не одинакова - по капле корабли не ходят! Но чего бы стоил мир без капли? Без слезинки, без росинки?

П. Таранов

Высказывают своё мнение об уроке.

Домашнее задание к данному уроку.

Параграф № 17, 18, упр. 10 для всех;

По книге Я.И. Перельмана «Занимательная физика» сделать холодильник «без льда», объяснить принцип его действия.

Итоги урока.

© 2010-2022