Обобщение опыта. Проектная деятельность

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность на уроках физики.

Не прекрасна ли цель, работать для того,

чтобы оставить после себя людей более

счастливыми, чем были мы

Монтескье

Недостаточное количество часов для изучения предмета - это, на мой взгляд, основная проблема изучения физики. В тоже время наши дети не видят смысла в системном заучивании, отработке полученных знаний, для них школа - это база скопившейся информации. Современный ученик быстро приспосабливается к новым условиям жизни, активно использует информационные технологии, живо реагирует на меняющиеся запросы общества, он хочет получить те знания, которые помогут ему правильно найти свое место в жизни.

Поэтому учитель вынужден искать свои подходы и методы в обучении, чтобы показать учащимся разносторонность и многогранность применения знаний полученных на уроках физики.

Цель использования данной методики - научить детей использовать средства компьютерных коммуникаций и программного обеспечения в изучении физики, повысить мотивацию в изучении одного из сложнейших предметов.

С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики знаменитый популяризатор науки Я.И.Перельман рекомендовал следующие приемы:

1. Положения науки иллюстрируются событиями современности.

2. Привлекаются примеры из техники.

3. Используется художественная литература, легенды, сказания.

4. Используются парадоксы.

5. Разбираются бытующие предрассудки.

6. Делаются неожиданные сопоставления.

7. Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни.

8. Анализируются математические фокусы, подвижные настольные игры, иллюзии зрения и т.д.

9. Делаются экскурсы в область истории науки и техники.

Все эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни; во многом они теперь расширены и дополнены.

Проектная деятельность удачно вписываются в учебный процесс. При использовании метода проектов на уроках физики создается такая проблемная ситуация, в результате которой учащиеся самостоятельно формулируют исследовательские проблемы. Учащиеся делятся своими идеями, мыслями, предлагают разработки, взаимодействуют друг с другом в группах и с учителем, а также с родителями. В процессе работы ребята сталкиваются с необычными проблемами, преодолевают их, узнают много нового, используют свои знания

Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном проекте, в результате которого осуществляется :

- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта

- выработка гипотезы собственного исследования, экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей

- практическая направленность проекта, отражающая личностно-индивидуальную позицию

Типологические признаки учебного проекта:

- по методам, доминирующим в проекте ( исследовательский, творческий, информационный и т.д.

-по характеру координации проекта ( открытый - учитель участвует в проекте в собственном статусе, скрытый - учитель - полноправный участник проекта)

- по характеру контактов ( учащиеся одного класса, одной школы, города )

- по числу участников (индивидуальные, парные, групповые)

- по продолжительности проекта ( мини - проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные)

- по комплексности (монопроекты - в рамках одного предмета, межпредметные)

Основные требования к учебному проекту:

- работа над проектом направлена на разрешение конкретной проблемы

- выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, с пооперационной его разработки, в которой проводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных

- исследовательская работа учащихся - как обязательное условие каждого проекта

- результатом работы должен быть продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной задачи

- презентация продукта и его защита

- итогом работы будет портфолио, папка с рабочими материалами

Этапы работы методов проектов

Учитель

Ученик

Погружение в проект

формулирует проблему проекта, цель и задачи

осуществляет личностное присвоение проблемы, вживается в ситуацию, принимает, уточняет и конкретизирует цели и задачи

Организация деятельности

предлагает: организовать группы, распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта и предлагает возможные формы презентации проекта

осуществляет разбивку на группы, распределяет роли в группе и планирует работу, выбирает формы и способы презентации предлагаемых результатов

Осуществление деятельности

консультирует учащихся, по необходимости контролирует, дает новые знания, репетирует предстоящую презентацию

в соответствии со своим амплуа «добывает» новые знания, консультируются, готовят презентацию

Презентация

принимает отчет, подводит итоги, обобщает и резюмирует полученные результаты, оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность

демонстрирует понимание проблемы, цели и задачи, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности



Виды проектов.

1. Исследовательские проекты. Они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности, предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов, в том числе и экспериментальных. Такие проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям.

2 Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в процессе работы.

3. Игровые проекты - их структура только намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролевая, игровая.

4. Информационные проекты. Этот тип направлен на сбор информации о каком-то явлении, на ознакомление с информацией, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории - класса.

5. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры деятельности всех участников. Здесь важны и работа, и обсуждение, и корректировка совместных усилий, организация презентации полученных результатов и способов внедрения в практику. Конструкторская деятельность проявляется в изготовлении учащимися физических приборов.

На практике приходится иметь дело и со смешанными типами проектов.

По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, рассказывают о принципе действия прибора, его назначении, использовании, делятся идеями о дальнейшей работе. Разработка и конструирование приборов происходит во внеурочное время, но является органичным продолжением использования на уроках метода проектов.

Отличие урока с использованием метода проектов от традиционного в том и заключается, что меняется роль учителя. Теперь уже у него не доминирующая роль, а помогающая, направляющая. Учащийся сам отбирает нужную ему информацию, определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта. Если в традиционном обучении ученик получает готовые, систематизированные знания, подлежащие усвоению, то при использовании метода проектов систематизация, приведение знаний в порядок - дело и забота самого учащегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам, из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире.

При использовании метода проектов учителю необходимо пересмотреть организационную структуру уроков, т.к. она отличается от структуры обычных уроков в лучшую сторону большей зоной неопределенности. Обычно учащимся представляют материал, как нечто давно сформировавшееся, незыблемое, с его уже открытыми законами. Но мы существуем в среде с множеством неопределенностей из-за влияния большого количества случайных событий и их различных сочетаний, будь это научный эксперимент или реальная жизненная ситуация. Необходимы гибкость мышления, умение анализировать и учитывать множество факторов и находить оптимальное решение в данной ситуации. Это увеличивает творческий потенциал, гуманитарную составляющую технологии, т.к. основное отличие гуманитарных систем - наличие вероятностных моделей, оперирование неопределенностями, существование в их среде. Не потому ли в последнее время и в олимпиадных заданиях все чаще встречаются задачи, подразумевающие допуск нескольких вариантов в условии и в решении. Не такие же ли задачи ставит перед человеком жизнь?



© 2010-2022