Доклад «Нужна ли физика Пушкину»

Предлагаемый доклад представляет собой выступление на открытой научно-практической конференции в Пушкинском Лицее. Материал обращен к учителям, но его фрагменты могут быть использованы на "уроках в 10-11 классах накануне Дня Лицея 19 октября. "Основная цель - показать неразрывность эмоционального и рационального восприятия окружающего мира. Это попытка доказать, что этот мир гармоничен и рационален, красота природы разумна и целесообразна. Вот один пример объяснения прекрасного языком физики....
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад "Нужна ли физика Пушкину"

Выступление на открытой научно-практической конференции

в Пушкинском Лицее

В стенах Лицея 19 октября, возможно редко говорят одновременно "лирики" и "физики". Знакомая тема? Годы идут, обсуждается проект школы ХХ1 века, но, к сожалению, это противостояние по-прежнему сохраняется. Я предлагаю по-новому взглянуть на , увы, старую проблему. Ведь до сих пор в школе делят учеников на "естественников" и "гуманитариев". При этом утверждается, что будущему гуманитарию нет необходимости заучивать десятки физических законов, которыми он никогда не будет пользоваться в жизни. Авторы подобных утверждений правы при такой постановке вопроса, но не правы по существу. Физика, как и любая другая из естественных наук, не свалка, где в беспорядке набросаны законы Ньютона, Ома, Джоуля, Менделеева, Столетова. Физика - наука мировоззренческая, это те глаза, которыми мы смотрим на мир, нить, которая связывает в единую картину мироздания окружающие нас и разрозненные, на первый взгляд, явления. Каждый из со школьных лет знает, что Пушкин был более, чем посредственным учеником по математике и физике. Но хочу напомнить, что его преподавателями были лучшие педагоги того времени, и позволю себе не согласиться с недооценкой знаний поэта в физике. Человек, не понимающий особенностей науки, не получивший представления о методах научного исследования, не смог бы написать удивительное стихотворение, где каждая строчка - глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется современный физик:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Позволю себе методом, принятым на уроках литературы, проанализировать эти строки.

В самом деле, именно "просвещенья дух" есть та благодатная почва, на которой зреют открытия. Упоминание об опыте как о "сыне ошибок трудных" современный физик свяжет с тем, что метод научного познания есть метод последовательных приближений, когда постепенно, шаг за шагом, приближаемся к истине, пробуя, ошибаясь, уточняя. Подчеркивание роли парадоксов полностью согласуется с убеждением ученых, что качественные скачки в развитии физики есть следствие преодоления возникающих парадоксальных ситуаций. Такие ситуации возникают время от времени в результате новых открытий и требуют для своего объяснения радикально новых идей, которые способен выдвинуть лишь гений. И наконец, в пушкинском стихотворении обнаруживаем и поразительное указание на созидательную роль случая.

Выходит, что поэт в коротенькой миниатюре сумел высказать целый ряд выводов, к которым впоследствии пришла наука. Высказанные в поэтической форме идеи воскресли более чем через сто лет в строгой научной форме. И никто не убедит меня, что эти строки возникли из ничего, что Пушкин не имел представления о физике. Нет, это не так. Другое дело, что душа юного лицеиста сразу и до конца была отдана другой Музе - Поэзии. Но

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, - ....

представление, полученное однажды, легло в благодатную почву и родило гениальное поэтическое толкование пути научного, подчеркну, современного познания.

Вспомним некоторые положения лицейского Устава.

Алгебра, прикладная геометрия, физика занимали второе место в обучении. Целью же обучения было познание изящного вообще в искусстве и природе. И кроме литературы, истории методом познания изящного была и физика. Обратите внимание - нет противопоставления, столь часто встающего в современном обучении. И гуманитарный и естественный цикл делали упор на развитие мышления. Да и сам Устав Лицея был пронизан прогрессивными идеями образования своего времени, к которым не грех вернуться сегодня.

Литература и искусство прекрасно развивают в нас поэтическое, эмоциональное восприятие природы. Постигая одновременно физику явлений природы, мы тем самым объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. В результате мы учимся видеть красоту и, более того, учимся вообще более глубоко чувствовать прекрасное.

"Мир состоит из звезд и людей", - сказал Верхарн. Рациональное и эмоциональное начало в природе...

Поэтическое восприятие природы и ее научное описание - рациональное и эмоциональное. Между ними есть различие, но и глубокая внутренняя связь. Существование этой связи Нильс Бор объяснил тем, что художник всегда полагается на "общечеловеческий фундамент", на котором строят гипотезы также и ученые. Искусство и наука обогащают друг друга. "Причина, почему искусство может нас обогатить, - писал Бор, - заключается в способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систем математического анализа". Об этом же говорил и Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать "элемент поэзии". С другой стороны, научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Об этом очень хорошо сказал К.Паустовский: "В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. Многим поэтам давно бы надо это понять. Насколько действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, если бы они хорошо знали астрономию! Одно дело - ночь над лесами с безликим и поэтому невыразительным небом, и совсем другое дело - та же ночь, когда поэт знает законы движения звездной сферы и когда в черной воде осенних озер отражается не просто звездное небо, а блистательный, печальный Орион. Примеров того, что самое незначительное знание открывает для нас новые области поэзии, можно привести много".

Научное познание природы и ее поэтическое восприятие идут рука об руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений позволяет еще сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту. В свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и при том мощный стимул к дальнейшему исследованию. И это совершенно естественно, потому" оборачиваются только бесчувственной суровостью к красоте.

что человеческий дух не знает резкой границы между рациональным и эмоциональным.

К сожалению, небрежение собственным опытом, опытом преподавания в Лицее в частности, уподобляет наши образовательные программы маятнику: то крайности в насаждении предметов естественного цикла, то как заклинания звучат слова о гуманизации преподавания и опять механически увеличивается число часов на литературу, историю. То есть опять разрыв и противопоставление рационального и эмоционального. Словно физика воспитывает лишь безнравственность и практицизм, словно изучение законов природы, огласка "тайн ее оборачивается только бесчувственной суровостью к красоте.

Общепризнанно, что литература нужна всем - иначе не будешь культурным человеком, математика нужна многим - ведь на дворе научно-технический прогресс, а вот физика, дескать понадобится в жизни немногим.

Я, конечно, согласна насчет литературы и математики, но не согласна насчет физики. Убеждена, что физика, как и литература, нужна всем 0- и потому, что нельзя считать себя культурным человеком, и потому, что на дворе научно-техническая революция. И никакая ностальгия по прошлому даже в стенах пушкинского Лицея не отвратит человека от технических благ. И уж во всяком случае, физика никак не противоречит поэзии, наоборот, у нее с поэзией есть глубокая связь.

Я убеждена, в физике содержится мощный гуманитарный потенциал. Как устроен окружающий мир, что лежит в основе его развития, как овладеть силами природы, как совершается процесс познания ее законов - все эти "физические" вопросы, конечно нельзя считать узкоспециальными. В самом прямом смысле они являются вопросами общечеловеческого плана. Известный физик Раби подчеркивал: "Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени". А Вайскопф в статье "Человеческое ли дело физика?" дает утвердительный ответ на поставленный вопрос: "Физика, бесспорно, человечна. Это можно и нужно показывать, когда мы пишем о физике и преподаем ее".

Но есть один момент, который можно решить только методом литературы. Наука достаточно космополитична, в ней нет национального. Кто бы ни

открыл закон: немец, русский, англичанин, - закон объективен и звучит одинаково. Литература же всегда национальна. И любовь к природе мы воспринимаем, прежде всего, как любовь к родной природе. "Любовь к родине невозможна без любви к ее природе", - писал Паустовский. Помните, у Пушкина:

Татьяна, русская душою,

Сама не зная почему,

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

П.И.Чайковский: "Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но в духе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство".

И опять звучит мысль о рациональном и эмоциональном. И мне бы хотелось, чтобы не было членения, чтобы не тянули на себя мы одно одеяло в разные стороны. "Природа немеет на пытке", - любил говорить Гете, поэтому не стоит препарировать ее на отдельные законы в преподавании физики. Но и литература не должна забывать, что "уже давно поэты мечтают не просто о поэзии, а о "поэзии мысли". Ученые, со своей стороны берутся объяснить желающим "поэзию в науке". И те, и другие вышли, наконец, из своих укрытий, дабы разрушить искусственные границы кланов и забыть давние распри о древности рода: нет смысла спорить, какая рука важнее - левая или правая, хотя развиваются и работают они по-разному.

Вот этой мыслью из одной из статей в "Литературной газете" я и хотела бы закончить разговор, призывая работать вместе, т.е. говоря о том, что как-то выходит за рамки вопросов, обсуждаемых в школе, о сотрудничестве не только учителя и ученика, но и учителей друг с другом.

© 2010-2022