- Преподавателю
- Физика
- Применение методики КСО на уроках физики. Из опыта работы
Применение методики КСО на уроках физики. Из опыта работы
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плиева Л.А. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
В условиях рыночной экономики перед школой стоит задача - обеспечить прочное знание учащимися основ науки, их трудовую и политическую подготовку в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего поколения.
Решение экономических и социальных задач, стоящих перед нашей страной в современных условиях, требует ускорения научно-технического прогресса. Успешное решение этой проблемы зависит от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки выпускников средней школы. Поэтому перед школой стоит задача - повысить уровень образования и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, осуществить постепенный переход ко всеобщему профессиональному образованию.
Основой научно-технического прогресса является физика, ее достижения составляют базу таких главных направлений прогресса, как механизация, энергетика, автоматизация, создание новых материалов.
Особое место физики среди естественных наук определяется не только ее значением в ускорении научно-технического прогресса, но и ее ролью в развитии других наук о природе. Физика тесно связана с химией, биологией, астрономией. Ее методы широко используют в этих науках.
Однако, несмотря на особое значение и место физики в школьном образовании, практика показывает, что как школьный предмет физика, к сожалению, не у всех учащихся пользуется популярностью.
Физику они часто воспринимают лишь как свод законов и формул. Очень важно научить ребенка самостоятельно мыслить, чтобы знания стали для него не скучным сводом правил, а радостным открытием.
Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится прежде всего мотивация изучения предмета, активные действия школьника в процессе самостоятельного « открытия »новых знанмй, разнообразие информации и способов действий в процессе учебного труда, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, достаточная трудность обучения. Наконец, нужно почаще вспоминать слова Л.Н.Толстого: « Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их ».
Повышение эффективности современного учебного процесса я вижу в использовании всех организационных форм обучения. Что я для этого делаю, постараюсь изложить далее.
В тематическом и поурочном планировании стараюсь учесть современные требования, предъявляемые к урокам физики. Это прежде всего реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ науки и формирований умений самостоятельно применять знания для объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия установок и проборов; усиление внимания формированию практических умений и навыков; комплексный подход к обучению и воспитанию.
Основными типами проводимых мною уроков являются уроки, которые строятся по традиционной схеме:
-
опрос и проверка домашнего задания;
-
объяснение нового материала;
-
закрепление нового материала;
-
задание на дом.
Методика предмета должна быть настолько гибкой, чтобы каждому ученику давать возможность наиболее быстрого и в то же время разностороннего развития. Такой методики пока нет. Сомнений нет в том, что учитель должен быть человеком творческим, ищущим, не успокаивающимся на достигнутом.
Изучая передовой педагогический опыт, новаторские начинания как известных всей стране педагогов, так и своих коллег, я соглашаюсь с В.К.Дьяченко, что самым главным, самым важным в учебно-воспитательном процессе нужно считать два « кита »: самостоятельность и коллективизм. Именно на этих двух « китах » должен перестраивать современный учитель учебно-воспитательный процесс в школе.
Самостоятельность и коллективизм - это те решающие звенья, которые помогут вытянуть всю цепь.
Два года - это период, в течение которого я апробировала методику А.Г.Ривина КСО - метода, основанного на общении ребят в парах сменного состава. Изобретенный А.Г.Ривиным в России как метод сочетательного диалога в 20-х, 30-х годах, он получил своё новое рождение в 90-х годах ХХ столетия, благодаря деятельности В.К.Дьяченко, профессора Красноярского ИПК, НИФ « Элиона ». Методика А.Г.Ривина модифицируется, наполняется новым содержанием.
В рамках КСО устная и письменная самостоятельная работа учащихся ведется с использованием трех видов пар: статической, динамической и вариационной.
Научить учащихся работать в статической паре является первостепенной задачей, стоящей пред учителем, переходящим к работе в условиях КСО.
Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах.
Действия учителя во время самостоятельной работы: часть времени учитель уделяет управлению в процессе обхода всех учащихся. Учитель не выставляет никаких отметок, не высказывает даже словесных отметок. Мажорный тон.
Далее переходит к включенному контролю, в ходе которого учитель определяет степень самостоятельности учащихся, смотрит как они осуществляют взаимоконтроль. Учитель останавливается. Неизвестно кого он оценит. Так выставляется несколько оценок в журнале.
Постепенно надобность в регулярном управлении и включенном контроле отпадает. В этом случае учитель переходит к индивидуальной работе в режиме « отключенный контроль », который предполагает работу с учеником не по материалам для самостоятельной работы, а по специальным дифференцированным материалом для индивидуальной работы ( за учительским столом ).
Время индивидуальной работы с отдельным учеником является самым ценным в учебном процессе. Оно должно быть справедливо распределено между всеми учащимися ( слабыми, сильными ).
Динамическая пара: В динамических парах работа также идет в парах, но не постоянного состава, а сменного состава, где задание делится между членами микрогруппы. Наибольшее распространение в школе получили микрогруппы из 4 человек. Каждая четверка работает по заданию написанному на доске. Учитель дает 4 варианта заданий 4 вопроса, 4 пункта плана.
Вариационная пара: Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличие от динамической пары, где распределяется единое на всех общее задание, в вариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку материалов. В вариационной паре обрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым самостоятельно. Например, каждый готовит карточку с вопросами, задачами примерами. На обороте карточки даны ответы на вопросы, решения задач, примеров. После проверки карточек учителем, учащиеся усаживаются в четверке так, чтобы каждый мог работать, то с левым, то с правым соседом.
Требования к конструированию дидактического
блока
I блок - изучение нового материала;
II блок - обработка умений и навыков;
III блок - обобщение, систематизация;
IV блок - контроль знаний учащихся.
-
Совокупность заданий и упражнений всех карточек блока должна обеспечить отработку понятий данной темы.
-
Все карточки одного блока должны быть одинаково сконструированы.
-
Объем учебной работы на каждой карточке должен быть примерно одинаков.
-
Минимальное число карточек в блоке для работы в СП-2, ДП-4.
Прежде всего я научила своих учеников работе в статических парах, то есть совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. В этих парах ребята постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме « взаимообучение ». Могут контролировать друг друга, работая в режиме « взаимоконтроль »
Так, начиная урок физики с проверки домашнего задания, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга выполнение задания. Один из учащихся комментируют вслух, или можно на доске записать образец правильного выполнения задания. Учащиеся тщательно исправляют ошибки, делая отметки на полях карандашом. Затем ведется подсчет ошибок и соотнесение их количества с критериями оценок. Выставляется оценка, ставится подпись проверяющего. При проверке тетради учитываю не только то, как ученик выполнил задание, но и то, как справедливо он проверил работу товарища и оценил ее. Во время взаимопроверки помогаю учащимся, если они сомневаются в решении задачи. Рекомендую не ставить оценку «2». Поощряю тех ребят, кто работает с партнером над исправлением ошибок. Учащиеся проверяют не только письменные задания, но и оценивают устные ответы, например ответы на вопросы после параграфа. Провожу выборочный контроль, выставляю оценки в журнал.
Работа в статической паре идет успешно при любом сочетании партнеров: сильный обучает слабого, два сильных расширяют свой кругозор, а два слабых тоже успешно работают, используя книгу и мои консультации.
В статической паре обучаю учащихся проговаривать друг другу определения, единицы измерения физических величин, законы. Ученики пишут друг другу изученную на уроке формулу и как выразить из нее какую-либо величину.
Для организации работы в статической паре составляю две карточки с заданиями, учитывая требования к конструированию дидактического блока ( I блок - изучение нового материала; II блок - отработка умений и навыков; III блок - обобщение, систематизация; IV блок - контроль знаний учащихся. Совокупность заданий и упражнений карточек должна обеспечить отработку понятий данной темы. Карточки одного блока должны быть одинаково сконструированы. Объём учебной работы на каждой карточке должен быть примерно одинаков ). В верхней части карточки, которая предназначена для ввода взаимообмена даю такие задания как, например, выучи определение, понятие ( указываю источники: учебник, стр., рисунок и т.д. ), сформулируй…, что называется…, почему…, как определить…, подтвердите, что…, приведите примеры…, докажите почему…, перечислите и т. д. ( см. приложение 1 ).
Технология работы
-
Определяю режим и алгоритм работы, раздаю карточки.
-
Задания для ввода - взаимообмена ( 2 мин ).
-
Взаимообмен заданиями ( 3 мин. ).
-
Самостоятельное выполнение письменных заданий нижней части карточки ( 3 мин. ).
-
Взаимоконтроль ( по листам обратной связи ) выставление оценок в тетради ( 2 мин. ).
Например, при изучении темы « Двигатель внутреннего сгорания » в 8 - ом классе я апробировала работу в статических парах в режиме « взаимоконтроль ».
После объяснения устройства и принципа действия двигателя внутреннего сгорания на закрепление материала учащимся был предложен физический диктант, состоящий из 8-ми предложений. В каждом предложении было пропущено по одному или двум словам ( см приложение 2 ). Задача учащихся заключалась в том, чтобы написать только пропущенные слова. Каждое предложение было пронумеровано. Первый вариант писал пропущенные слова нечетных предложений, а второй - четных предложений. Физический диктант ученики писали на отдельных листках. Затем, по истечении времени, ученики переворачивают свои листки, и теперь первый вариант пишет пропущенные слова в четных предложениях, а второй - в нечетных предложениях.
После этого ученики, сидящие за одной партой, обмениваются своими листками и осуществляют взаимоконтроль. Сначала все проверяют четные предложения, а затем - нечетные. При этом один из учеников комментирует весь диктант. После этого ученики выставляют оценки своим партнерам. Предварительно критерии оценок записываются на доске.
« Статическая пара является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мыслительной активности каждого обучающего. Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Половина учащихся говорит одновременно. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности ». ( А.С.Границкая ).
Постепенно, научив школьников работать в статических парах, перехожее к работе в парах сменного состава, то есть в динамических или вариационных парах.
Ядром коллективного способа обучения является коллективная форма обучения. При коллективных занятиях все время идет работа в парах, но пары имеют не постоянный, а переменный состав.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый спрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних пар, так как это самый оптимальный вариант. Вывешиваются маршруты движения карточек. Работа ведется в 4 такта, в строгой последовательности при смене партнеров и взаимообмене заданиями ( см. приложение 3 ).
Такт 1 : учащиеся получают карточки и ознакамливаются с содержанием заданий.
Такт 2 : сидящие спереди поворачиваются к сидящим сзади и осуществляют взаимообмен
заданиями ( информацией ) по диагонали.
Такт 3 : взаимообмен заданиями ( информацией ) с сидящими за спиной.
Такт 4 : взаимообмен заданиями ( информацией ) с сидящими за спиной.
Таким образом каждый учащийся прослушал и передал информацию 4-х карточек, собрав воедино изучаемый материал. Однако работа в динамических парах, исходя из моего опыта работы, приемлема лишь для письменного взаимоконтроля т.к. при обмене устной информацией возникает шумовой фон.
Проверяя результаты взаимооценки, я сделала вывод о том, что учащиеся независимо от уровня их подготовленности очень строго выставляют оценки друг другу не только при работе в статических парах, но и в динамических.
Методики коллективного способа обучения ( КСО ) очень вариативны и разноуровневы. Это одно из достоинств этой технологии. Работа в вариационных парах является одним из видов коллективной работы в режиме « взаимообучение ». В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим партнером. При этом происходит взаимообмен заданиями. Работу в вариационной паре организую при проработке устного материала ( см. схему приложения 3 ).
Привожу пример работы в вариационной паре в режиме « взаимообучение » по теме « Электрический ток. Источники электрического тока » в 8 классе.
Объяснение нового материала провожу по следующему плану:
-
Использование электрической энергии.
-
Логический смысл слова « ток ».
-
Определение электрического тока.
-
Условия, необходимые для существования электрического тока.
-
Назначение источника тока.
-
Превращение энергии внутри источника тока.
-
Устройство и работа гальванических элементов и аккумуляторов.
После объяснения не пользуюсь обычным в таких случаях закрепление с фронтальным опросом : знаю, что по очереди всех не спросишь. Задаю домашнее задание. Затем школьники приступают к самостоятельной работе. На этот раз поставлена задача выучить теоретический материал § 32 учебника. Объём учебной работы по каждой карточке одинаков ( см. приложение 4 ).
Предупреждаю ребят, что они работают в вариационных парах, и каждый из них проработает все 4 карточки и научится объяснять эту тему товарищу. Изучаемый материал распределяется на четырех карточках. Работа ведется в четыре такта. Первый такт - самостоятельная проработка параграфа, 2 такт - работа с рядом сидящим. Каждый объясняет ту часть теоретического материала, которая указана в карточке.
После взаимообмена учебным материалом партнеры меняются карточками. Третий такт - поворот к новому партнеру, сидящему за соседней партой. Объясняющий работает по карточке, по которой ему только что объясняли. После завершения работы происходит смена карточек. Четвертый такт - поворот к первому партнеру, но по новой карточке. Работа завершается при получении первой карточки. Руку поднимают те учащиеся, которые могут рассказать тему « Электрический ток. Источники тока ».
При работе в режиме « взаимообучение » метод удобен и эффективен тем, что он способствует развитию речи учащегося. Ведь увеличение речевого общения способствует значительному повышению речевой культуры учащегося.
Приемы работы в динамической паре я использовала на уроке по теме « Последовательное соединение проводников » в 8 классе. Мною были заранее заготовлены карточки с заданиями на последовательное соединение проводников ( см. приложение 5 ). Напоминаю учащимся маршруты в динамических парах. После объяснение нового материала, закрепление провожу в динамических парах. На выполнение каждого задания дается 4 мин., по истечении этого времени напоминаю о смене карточек. Пока ведется с классом работа в динамических парах, два ученика на обратной стороне доски выполняют задачи 4-х карточек, правильность выполнения проверяется учителем. После завершения работы, впереди и сзади сидящие ученики обмениваются своими листками, на которых они выполняли свои задачи и проверяют записи решения, отвечающих у доски, при этом они также исправляют ошибки и выставляют оценки. Такая работа дает положительный результат, так как каждый ребенок исправляет ошибки, а значит, он учится сам и обучает других. « Обучать - вдвойне учиться » ( французский писатель ХVIII века Жувер ).
При работе в парах сменного состава я столкнулась с тем, что при отработке материала на IV-м дидактическом блоке ( контроль знаний учащихся ), сильные ученики выполняли свои задания раньше и им приходилось ждать пока выполняют свои задания их партнеры по такту. Это конечно влияло на темп работы. Для преодоления этой трудности я попробовала рассадить учащихся так, чтобы сильные ученики сидели вместе на одном ряду. Для них был составлен специальный комплект карточек, где задания сложнее, чем в карточках для остальных учащихся. Таким образом при составлении разноуровневых заданий для работы в режиме « взаимоконтроль » и дифференцировала работу учащихся. Сейчас я именно в этом направлении совершенствую методику КСО, т.е. составляю разноуровневые задания для работы в режиме « взаимоконтроль ».
Одной из форм КСО является групповая форма обучения. При ее организации класс делится на микрогруппы из 4-х человек. При организации работы в режиме « взаимоконтроль » мною был использован следующий вариант контроля. Трое проверяют одного и выставляют ему оценку. Затем опрашивают следующего и снова выставляют оценку. Работа продолжается пока не опросят всех. Эта форма очень удобна и эффективна на итоговых уроках контроля и систематизации знаний. В контроле со стороны учителя в этом случаи нет необходимости. Ученики в конфликтной ситуации обратиться к помощи учителя или консультанта. Добросовестность работы группы обеспечивается не надзором старшего, а взаимозависимостью членов группы и заинтересованностью в конечном результате.
Каждая группа составляет опросную ведомость. По горизонтали - номера вопросов, по вертикали - фамилии участников, например:
№/п
Фамилия уч-ся
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
ИТОГ
1
Иванов И
2
Петров О
3
Сидоров В
4
Федорова Л
Учащиеся один за другим отвечают на 1-ый вопрос, затем на 2-ой и т.д., ведомость начинает заполняется по вертикали оценками. Следовательно, ответ на каждый вопрос звучит четыре раза подряд; при этом труднее всего отвечать первому, легче всех четвертому. Поэтому тот, кто при ответе на 1-ый вопрос был первым, при ответе на 2-ой станет четвертым, на 3-ий - третьим и т.д. После каждого ответа трое слушавших его вносят и выставляют оценку. Итоговая оценка выводится как среднее арифметическое.
При таком тщательном опросе в каждой четверке, можно просто довериться учащимся и выставить всем оценки в дневник и журнал, но считаю необходимым еще раз убедиться в надежности такого группового взаимоконтроля. Вызываю для повторной проверки некоторых учащихся и только по одному вопросу. Критерий выставления оценок проецирую на экран.
При использовании этой формы контроля каждый учащийся получает возможность, во-первых устно проговорить весь заданный материал; во-вторых, к концу проверки знаний ( зачета ) независимо от домашней подготовки усвоить данную тему.
Подобную работу можно применять на уроках повторения при подведении итогов изучения отдельной крупной темы. Например, закончив тему « Электромагнитная индукция» в 11 классе можно предложить такие вопросы:
-
Явление электромагнитной индукции.
-
Магнитный поток.
-
Закон электромагнитной индукции.
-
Самоиндукция.
При повторении темы « Основы термодинамики » в 10 классе предлагаются следующие вопросы:
-
Первый закон термодинамики.
-
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.
-
Необратимость процессов в природе.
-
КПД тепловых двигателей.
При организации работы в рамках КСО у меня возникает ряд трудностей:
-
Трудно не вмешиваться в работу пары, малой группы.
-
Необходимы новые знания в области психологии общения. Нужны знания принципов управления.
-
Трудно относится к шумовому фону как к естественному и удерживать его на определенном уровне, не прибегая к стандартным способам.
-
Некоторые учащиеся не сразу могут запомнить маршруты при работе в динамических и вариационных парах.
Все названные трудности преодолимы, если учитель работает над собой.
Применяя методику КСО, я пришла к выводу, что использовать ее может учитель, у которого установились доверительные, дружеские отношения с учащимися. Уроки с применением коллективной формы обучения требуют четкой организации, большой подготовительной работы, знание учащимися технологии взаимообмена заданиями. Драгоценные минуты урока не должны тратиться на выяснение вопросов, кому куда сесть, на чем писать т тек далее.
При соблюдении всех этих условий применение коллективной формы обучения в сочетании с традиционными вызывают интерес учащихся, воспитывают чувство коллективизма, личной и взаимной ответственности, оказывают развивающее воздействие и дают хороший обучающий эффект.
Особо хочу остановиться на индивидуальной дифференцированной работе на фоне самостоятельной деятельности класса.
Основной задачей в КСО при индивидуальной работе остается обучение приемам самостоятельной раб рты, поиску знаний, творчеству. И здесь передо мной встает ряд вопросов, на которые невозможно однозначно ответить:
- какие операции следует вынести на индивидуальную работу?
- как совмещать индивидуальную и самостоятельную работу?
- какой материал использовать при индивидуальной работе?
Ведь если для самостоятельной работы отводится до 20 мин., то столько же остается для индивидуальной работы. Во время работы учащихся в парах сменного состава, я могу обходить всех учащихся, уделяя примерно каждому одинаковое количество времени. Обойдя всех, убедившись, что все работают, я перехожу к включенному контролю. Что это значит? Я останавливаюсь около пары или группы. Слушаю ответы и ставлю оценки или одному ученику или всей группе. Когда учащиеся освоят данную технологию работы во включенном контроле, я перехожу к работе в режиме « отключенный контроль ». Один ученик приглашается к учительскому столу, и я с ним работаю отдельно по материалам для индивидуальной работы. Время, отведенное для индивидуальной работы с отдельным учеником, на мой взгляд, является самым ценным на уроке.
Весь учебный процесс в условиях коллективной работы пронизан возможностями адаптации к индивидуальным особенностям обучающихся, возможностями ориентации на каждого ученика. Такие же возможности открывает технология уровневой дифференциации, которая заслуживает пристального внимания, так как это технология для достижения образовательных стандартов. Главное здесь - положительная мотивация у школьников. Все учащиеся могут достичь определенных результатов обучения по каждой теме, сдавая тематические зачеты. Очевидно, что это технология будущего, которая принесет желаемые результаты в обучении.
В заключении я высказываюсь за переход на обучение по новой технологии - КСО и согласна с В.К.Дьяченко, что в условиях классно-урочной системы, обучая 25-30 учеников, учитель не может каждого ученика опросить своевременно, проверить по каждой изучаемой теме, безотлагательно корректировать усвоение всего предметного материала, непосредственно на уроках удовлетворить повышенные интересы успевающих и преуспевающих учащихся, систематически приучать учеников к самостоятельной работе с новым учебным материалом, готовить к самообразованию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КСО Тема: Механическое движение. 7 кл.
СП Скорость.
КАРТОЧКА 1
-
Что называется пройденным путем? В каких единицах он измеряется? См. учебник стр.30.
-
Как определить время равномерного движения, если известны путь и скорость?
КСО Тема: Механическое движение. 7 кл.
СП Скорость.
КАРТОЧКА 2
-
Что называется скоростью? В каких единицах она измеряется? См. учебник стр. 32.
-
Как определить путь, пройденный телом при равномерном движении, если известны скорость и время?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Физический диктант по теме
« Двигатель внутреннего сгорания ».
-
В тепловых двигателя … энергия превращается в … энергию.
-
К тепловым двигателям относятся …
-
Двигатель внутреннего сгорания получил свое название из-за того, что …
-
Двигатель внутреннего сгорания состоит из …
-
Крайние положения поршня в цилиндре называются …
-
Один рабочий цикл в двигателе происходит за … хода поршня.
-
Весь цикл двигателя состоит из следующих четырех тактов …
-
Двигатель внутреннего сгорания приводит в движение …
Приложение 3
ВП. ВАРИАЦИОННАЯ ПАРА ( коллективная форма работы ).
А В такты 1,2 такт 3 такт 4
Д С
Маршруты
А В С Д
1 2 3 4
2 1 4 3
3 4 1 2
4 3 2 1
ДП, ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАРА ( коллективная форма работы )
А В такт 1 такт 2
Д С
Маршруты такт 3 такт 4
А В С Д
1 2 3 4
3 4 1 2
2 1 4 3
4 3 2 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
КСО Тема: Последовательное соединение 8 кл.
ДП проводников.
КАРТОЧКА 1
В цепь последовательно включены лампа и резистор. Сопротивление нити накала лампочки 14 Ом, а резистора 480 Ом. Каково напряжение на резисторе, если на лампе 3,5 Ом.
КСО Тема: Последовательное соединение 8 кл.
ДП проводников.
КАРТОЧКА 2
6 ОМ 2 ОМ Показание первого вольтметра 24 В.
Каковы показания амперметра и второго
вольтметра?
КСО Тема: Последовательное соединение 8 кл.
ДП проводников.
КАРТОЧКА 3
6 Ом 2 ОМ Вольтметр V1 показывает 12 В. Каковы
показания амперметра и вольтметра V2?
КСО Тема: Последовательное соединение 8 кл.
ДП проводников.
КАРТОЧКА 3
Цепь состоит из двух последовательно соединенных проводников, сопротивление которых 3 и 8 ОМ. Сила тока в цепи 0,1 А. Найдите напряжение на каждом из проводников и общее напряжение
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КСО Тема: Электрический ток. 8 кл.
ВП Источники тока.
КАРТОЧКА 1
Определение электрического тока. Условия существования электрического
тока. Учебник ,стр. 67.
КСО Тема: Электрический ток. 8 кл.
ВП Источники тока.
КАРТОЧКА 2
Назначение источника тока. Работа и превращение энергии, происходящие
внутри источника. Учебник, стр. 67.
КСО Тема: Электрический ток. 8 кл.
ВП Источники тока.
КАРТОЧКА 3
Устройство гальванического элемента. Учебник стр.69, рис. 45.
КСО Тема: Электрический ток. 8 кл.
ВП Источники тока.
КАРТОЧКА 4.
Устройство батареи и аккумулятора. Учебник стр. 69, рис. 46