Использование литературных персонажей в преподавании физики

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 26






Тема: «Физические явления в художественной литературе»


Исследовательская работа

ВИспользование литературных персонажей в преподавании физикиыполнила :

Учащаяся 2 курса

Гранина Светлана


Руководитель :

преподаватель физики

Рыжикова Г.С.






















г. Усолье - Сибирское

2010 г.






Рассмотрено на заседании МК

___________________________
председатель
___________________________

Одобрено учебно- методическим советом
ОГОПО НПО ПУ № 26

Протокол № ____от «___»_______№ 26

Председатель_______________________


Разработала учащаяся 2 курса группы К-18 Гранина С.



Краткие сведения о разработке и для кого она предназначена

Работа включает в себя отрывки из произведений художественной литературы , описывающих физические явления по различным темам курса физики. Работа предназначена для учащихся 1-2 курсов, изучающих общеобразовательные дисциплины.


Внутренние рецензенты





Введение

Использование на уроках физики отрывков из прозаических и поэтических произведений писателей и поэтов , а также литературного творчества ученых позволяет повысить интерес к изучаемой теме, помочь становлению нравственных качеств учащегося, развить эстетические способности.

У физики свой язык - емкий, яркий образный . Овладевшие этим языком вдруг открывают для себя, что все окружающее стало богаче, засверкало новыми, неожиданными гранями. На лучших образцах художественной, научно - популярной и публицистической литературы расширяется кругозор уч-ся, активизируется мышление, растет филологическая культура учащихся.

Элементы научного языка давно проникли в литературу и поэзию .например понятие «атом» и его производные : «атомный», «атомщик» и т. д. известны в русской лексикографии еще с 1731 года, конечно , используемые в разное время с различным смысловым содержанием.

Сюжеты художественной литературы могут иметь три оттенка физического содержания:

  • Во-первых, описание красивых явлений - миражей, северного сияния и др. - без прямого указания на природу происходящего

  • Во - вторых, непосредственное указание на одно из физических свойств явления.

  • В третьих отражает связь литературы с наукой и её роль в жизни ученых.

Художественная литература помогает во многих случаях полнее вскрыть все связи и опосредования физических явлений, делая их тоньше и шире, позволяет глубже понять их.

Задачи из литературных источников или построенные на основе эпизодов художественных произведений, конечно, в большинстве своем имеют качественный характер. Множество серьезных и забавных физических задач содержится в произведениях писателей и поэтов.

Задачи с литературными сюжетами развивают речь ребят, учат их внимательному прочтению произведений, размышлению над ними, показывают красоту многих физических явлений. Широкие связи были у великого писателя Л.Н. Толстого с физикой, он общался с Н.А. Умовым и Д.И. Менделеевым, в его личной библиотеке хранились труды М. Фарадея и других выдающихся физиков. Вот поэтому его описания физических явлений и понятий - непревзойденные по точности и яркости маленькие шедевры. Физика и литература вполне могут сосуществовать в мире и согласии.

Использование литературных персонажей в преподавании физикиРассказы Л. Н. Толстого на уроках физики

Диффузия. «Черемуха эта росла не кустом, а деревом... кудрявая и вся обсыпанная яр­ким, белым, душистым цветом. Издалека слы­шен был ее запах» (из рассказа «Черемуха»)

Строение вещества. «В одном большом до­ме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в стены железные ушки; потом сделал же­лезную полоску, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка. Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полоску на огне; она раздалась и достигала от ушка до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и ос­тавил ее так. Полоса стала остывать и сжи­маться и стянула стены» (из рассказа «Как в городе Париже починили дом» )

«Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в боль­шие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в море текут другие реки, и все реки текут в моря. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднима­ется в тучи, и тучи разносятся по земле» (из рассказа «Куда девается вода из моря» )

Механическое движение. Давление. «Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее ... прикрепят холстинный парус ... и тогда ветер на­дует парус ... и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки...» (из рассказа «Для чего ветер» )

Плотность вещества. «...Осенью и зимою две­ри разбухают и не растворяются, а летом ссыхаются и притворяются. От чего слабое дерево - осина больше разбухает, а дуб меньше? От того, что в крепком дереве - ду­бе пустого места меньше и воде некуда на­браться, а в слабом дереве - осине пустого места больше и воде есть куда набраться» (из рассказа «Сырость» )

Атмосферное давление. «Солнце стояло еще высоко, но на закате тянулась туча,- и вдруг она закрыла солнце. Мне ... стало жутко, и я, чтоб заняться чем-нибудь, достал барометр и посмотрел на него, и по нем уз­нал, что я поднялся уже на четыре версты»1; «Теперь я уже был на пять верст над землей и чувствовал, что мне воздуха мало, и я час­то стал' дышать» («Рассказ аэронавта)

Использование литературных персонажей в преподавании физики

Плавание тел. «Если взять надутый пузырь и опустить его в воду, а потом пустить, то пу­зырь выскочит на верх воды и станет по ней плавать» (из рассказа «Как делают воздуш­ные шары»

Воздухоплавание. «От огня разогреется воз­дух в шаре и станет легче воздуха холодного, и шар потянет кверху, как пузырь из воды. И шар будет лететь до тех пор кверху, пока не придет в воздух легче горячего воздуха г шаре... Если шар слишком высоко поднимает­ся, и кто летит, хочет спустить его, то он от­кроет клапан, газ выйдет, шар сожмется и станет спускаться. Кроме того, на шару всег­да есть мешки с песком. Если сбросить ме­шок, то шару будет легче, и он пойдет квер­ху» (из рассказа «Как делают воздушные шары» )

Энергия ветра. «Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом на вал и приде­лают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга и жернов ста­нет вертеться на другом жернове» (из рас­сказа «Для чего ветер»

Плавление и отвердевание на основе учения о молекулярном строении вещества.

«В де­ревьях есть сырость, и сырость эта замерза­ет, как вода... Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разо­рвет бутылку.

Когда из воды делается лед, то во льду этом такая сила, что если наполнить чугун­ную пушку водой и заморозить, то льдом ра­зорвет ее» (из рассказа «Отчего в морозы трещат деревья»

Кипение. «...Над огнем вода делается ...га­зом, и как соберется пар, немножко водяно­го газа, он сейчас пузырем выскочит наверх. Сперва выскочит один пузырь, потом другой, а как нагреется вся вода, то пузыри выскаки­вают, не переставая: тогда вода кипит» (из рассказа «Как делают воздушные шары»

Использование литературных персонажей в преподавании физикиМагниты. «В старину был пастух: звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни, -. и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой - камни сухие и к рукам не липнут. Пошел дальше - опять сапоги прилипают. Он сел, взял сапог в руки и стал трогать им кам­ни... Если два магнита сводить концы с кон­цами, то одни концы будут отворачиваться друг от друга, другие сцепляться... как будто с одного конца магнит выпирает, а с другого втягивается» (из рассказа «Магнит» )

Использование литературных персонажей в преподавании физикиОтносительность движения. Свободное па­дение: «Мне не слыхать было, чтобы я под­нимался, ничто не шевелилось, но дышать мне становилось все тяжелее и тяжелее. Если я не остановлю шар,- подумал я,- то он лопнет, и я пропал ...я изо всех сил ухватился за веревку и потянул... клапан открылся, за­свистело что-то. Я выбросил бумажку - бу­мажка полетела около меня и поднялась.» Я, как камень, летел вниз. Я стал скидывать балласт, чтобы задержаться»

Импульс тела. «Один раз машина ехала очень скоро по железной дороге. А на са­мой дороге, на переезде, стояла лошадь с тяжелым возом. Мужик гнал лошадь через дорогу, но лошадь не могла сдвинуть воз, потому, что заднее колесо соскочило. Кондук­тор закричал машинисту: «Держи», но маши­нист не Послушался... Он не стал останавли­вать, а самым скорым ходом пустил машину и во весь дух налетел на телегу. Мужик от­бежал от телеги, а машина, как щепку, сбро­сила с дороги телегу и лошадь, а сама не тряхнулась, пробежала дальше. Тогда маши­нист сказал кондуктору: «Теперь мы только убили одну лошадь и сломали телегу, а если бы я тебя послушал, мы сами бы убились и перебили бы всех пассажиров. На скором хо­ду мы сбросили телегу и не слыхали толчка, а на тихом ходу нас бы выбросило из рель­сов» (из рассказа «От скорости сила»

Мы используем эти выдержки из рассказов Л. Н. Толстого на уроках.

Напри­мер, закрепляя материал об атмосферном давлении (о его изменении с высотой), учащиеся получают карточки с текстом и заданием: высказать свое предположение о том, как можно вычислить атмосферное давление на указанной в тексте высоте.

Много красивых отрывков и задач с литературным содержанием можно найти в других источниках литературы и поэзии.

Использование литературных персонажей в преподавании физикиТак в творчестве А . С. Пушкина В «Сценах из рыцарских времен» «Что такое перпетуум мобеле? - спрашивают у Бертольда. « Это вечное движение, отвечает Бертольд.- Если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человека. Делать золото - задача заманчивая, открытие может любопытное, выгодное, но найти разрешение перпетуум мобиле… О!» При изучении темы о вечном двигателе.

При тепловом расширении тел.

« Лови синий свет» Я. М. Мустафин

«Это ведь только те, кто рабочего нутра не знает, думают, что в рабочей профессии нет красоты … Не так-то просто научиться хорошо закалять зубила!..

- Зубило нельзя перегревать, - говорил Муромцев, заново нагревая зубило. - Иначе крошиться будет. Видишь, как я нагрел? До вишневого цвета… - Губы старика что-то шептали, и сам он сейчас походил на волшебника из сказки.

- Считаю вот, чтоб не передержать, - ответил он на немой вопрос Олега и вытащил зубило из чана. - Видишь, будто радуга упала на металл?

Паренек увидел, как инструмент вдруг точно ожил: по нему побежали разноцветные полосы - светло-розовая, за ней оранжевая, следом соломенного цвета, их настигала сиреневая полоска…

-Вот лови синий цвет, - шепотом сказал Муромцев, словно боялся, что скажи он громче, и нужный цвет на самом деле убежит. - Не зевай! - С этими словами старый слесарь вновь резко окунул зубило в воду…

-Вот и все. Теперь любую сталь можешь рубить».


Интересны строки А.П. Чехова из « Драмы на охоте» о броуновском движении

« От окна до моей кровати шел широкий солнечный луч, в котором, гоняясь одна за другой и волнуясь, летели белые пылинки, отчего сам луч казался подернутый матовой белизной»

Используя басню И.А . Крылова « Лебедь , рак и щука» можно поставить вопрос : « Указать, действия каких сил компенсируются в примере с возом из названной басни»

Однажды Лебедь , Рак и Щука

Вести с поклажей воз взялись,

И вместе трое все впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

На стихи С.Я. Маршака с интересом решается задача « Почему не лежит Ванька-Встанька»

…У Ваньки , у Встаньки - несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать,

А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,

Уляжется снова и встанет опять…

Лечил его доктор из детской больницы.

Больному сказал он такие слова:

- Тебе, дорогой, потому не лежится,

Что слишком легка у тебя голова!



Оптические явления в литературе

Некоторые из природных явлений вы, конечно, наблюдали сами, и не раз. Я имею в виду, например, солнечные закаты, туманы, облака, молнию, радугу, метели и т. д. О других вы знаете из школьного учебника, художественной литературы или понаслышке. Природа - это гигантская физическая лабо­ратория. Она наглядно демонстрирует относительность всевозможных «перегородок» в нашем предмете, условленность разделения физики на самостоятельные разделы, показывает единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Возьмем хотя бы грозу. Здесь мы встречаемся с одновременным прояв­лением законов механики, электростатики, электро­динамики, акустики, оптики. Человек издавна учил­ся у природы, размышлял о причинах тех или иных физических явлений, описывает их в произведениях литературы и искусства. Пытался противопоставить физическую сущность природных явлений легендам и суевериям, ибо, как говорил французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро: «Чудеса там, где в них верят. И, чем больше верят, тем чаще они встречаются».

Сейчас вашему вниманию будут предложены отрывки из художественных произведе­ний. Нужно назвать описанное оптическое явление объяснить его природу.

«Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!

Гзак бежит серым волком. Кончак ему след указы­вает к Дону Великому.

На другой день спозаранку кровавые зори свет пред­вещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть че­тыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Велико­го! Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы половецкие, на реке на Каяле, у Дона Велико­го. О, Русская земля! Уже ты за холмом!»


Автор «Слова о полку Игореве» сви­детельствует о необычном атмосферном явлении - че­тыре солнца на небесах, - воспринятом как знак беды. Это гало - световое явление, связанное с преломлением и отражением света ледяными кристал­ликами. Для возникновения гало необходимо, чтобы между Солнцем и наблюдателем была легкая пелена перистых или перисто-слоистых облаков высокого яру­са, которые состоят из мельчайших ледяных кристал­лов, имеющих чаще всего форму шестигранных стол­биков. Солнечные лучи преломляются в них, как в призме, и отражаются от их граней, как от зеркала. Если кристаллики располагаются хаотично, вокруг Солнца или Луны могут появляться круги; если они занимают вертикальное положение, то образуются лож­ные Солнца. Бывают гало в виде креста, столба, коль­ца и т. д.

(Из романа А. Серафимовича «Город в степи»)

«Там тихо отделяется полоска земли и блестит узень­ко протянувшаяся вода. А над ней, смутно рисуясь, про­ступают синеватые силуэты верб, ветряки, крыши. И все это - живое, зыбкое, неуловимое, и сами собой ускоряются шаги к людскому жилью. А синеватые вер­бы, ветряки, крыши постоят немного, помутнеют. То­ненько отделятся от земли. Призрачно подержатся в воздухе и тихонько, без следа растают в знойной игре, и лишь легкие курева курятся, плавают коршуны, чер­неют граи, и меняющаяся степь безгранично глядит в бегущее небо.»

А французский астроном Камиль Фламмарион в своей книге «Атмосфера» так описывает явление, ко­торое наблюдалось в городе Вервье (Бельгия) в июне 1815 года: «Однажды утром жители города увидели в небе войско, и так ясно, что можно было различить костюмы артиллеристов и даже, например, пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится... Это было утро сражения при Ватерлоо!»

Это мираж. Он возникает вследствие пре­ломления и отражения световых лучей, идущих от предметов к глазу наблюдателя через слои воздуха различной плотности. На поверхности слоя воздуха меньшей плотности образуется как бы зеркало, в ко­тором и отражаются предметы. В степях, пустынях над сильно нагретой землей возникает тонкий слой горячего, менее плотного воздуха, который отражает вышележащие предметы: деревья, небо, горы. Путнику отражение неба кажется водой - озером или морем,- и он спешит к ней. Это нижний или озер­ный, мираж. Если же слой воздуха, прилегающий к земле, холодный и, следовательно, более плотный, а над ним располагается слой воздуха меньшей плот­ности, то от поверхности этого слоя отражаются пред­меты, расположенные ниже него. Это верхний мираж (например, небезызвестный корабль-призрак «Летучий голландец») Верхние миражи отличаются большим разнообразием. В описании Фламмариона речь идет о мираже сверхдальнего видения. Еще есть. боковой мираж, когда изображение предмета появляется справа или слева от него, чаще у сильно нагретых скал и стен.

(Из книги Р. Кента «Саламина»)

«Ночь была безлунная, звездная, морозная и ясная. Темно, только на юго-востоке небо внизу слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я любовался этим слабым светом, который вдруг превратился в сходящиеся снопы лучей, протянувшихся кверху. От их прикосновения на юго-востоке зажглась медленно колеблющаяся завеса, свисающая складками с неба. Быть может, это было вознесенное в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось дыхание ее желания, оно становилось горячим и светлым. Дыхание Изольды пробегало по нему, оно трепетало и волновалось. Это было так похоже на ее крик: «Он идет! Боже, он идет!» Завеса вспыхнула пламенем и зажгла небо.»

Это - полярное сияние. Это люминесцентное све­чение, возникающее в результате взаимодействия ле­тящих от Солнца заряженных частиц - электронов и протонов - с молекулами и атомами земной атмосфе­ры. Появление же этих заряженных частиц в опреде­ленных высотах есть результат взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли. Наблюдаемые полярные сияния отличаются большим многообрази­ем. Обычно выделяют четыре основные формы: дугу. лучи, ленты, диффузные пятна. Наиболее простая форма - дуга или полоса. Она имеет ровное свечение, яркое в нижней части и постепенно исчезающее. Дуга простирается через весь небосвод в на­правлении восток-запад; ее протяженность достигает тысяч километров. Однородные дуги (полосы) бывают беловато-зеленого, красноватого или лилового цветов. Лучи выглядят на небе так, как будто множество мощ­ных прожекторов светят вверх. В вышине они как бы сходятся. Обычно образовавшаяся лучистая полоса зе­леноватого света имеет внизу розовато-оранжевую кай­му. Свечения, имеющие форму лент, могут образовы­вать складки или закручиваться в спирали. Высоко в небе повисают громадные занавеси, они колышутся, вол­нуются, меняют очертания и яркость. Окраска лент в основном зеленовато-синяя с переходом к розоватым и красным тонам в нижней части. Диффузные пятна - это сияния, которые имеют форму размытых пятен, похожих на гигантские светящиеся облака площадью порядка 100 км2. Обычно они окрашены в белесые или красноватые тона.

«По библейской легенде, бог Яхве после Всемирно­го потопа повесил на небе знак, означающий, что он больше не станет так жестоко карать людей: «Я пола­гаю знак мой в облаке, чтобы он был знамением веч­ного согласия между мною и между землею». С давних времен у людей существует поверье, будто в том мес­те, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастли­вым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком. Это удивитель­ное по своей красоте «мимолетное виденье» букваль­но тает на ваших глазах, оставляя чувство светлой грусти. Об этом очень хорошо писал Федор Иванович Тютчев: «Как неожиданно и ярко...»

Радуга. Она возникает, когда Солнце осве­щает завесу дождя. Причина ее появления заключается в том, что дождевая капля - это маленький шарик, в который входят солнечные лучи. Луч может выйти из капли после одного, двух и более отражений. Так как дождевые капли очень малы относительно рассто­яния до глаз наблюдателя, то их можно считать точка­ми. В связи с этим, как писал в «Лекциях по оптике» И. Ньютон, «рассматриваются только углы, образуе­мые падающими лучами с выходящими. Там, где эти углы наибольшие или наименьшие, выходящие лучи более сгущены. Так как различные роды лучей состав­ляют различные наибольшие и наименьшие углы, то лучи, наиболее плотно собирающиеся у различных мест, имеют стремление к проявлению собственных цветов». Капли дождя не висят неподвижно в воздухе, а до­вольно быстро падают вниз. Однако они сменяют друг друга так быстро, что глаз наблюдателя не улавливает происходящей смены; в результате наблюдатель видит неподвижное изображение радуги. Если дождевые кап­ли крупные (диаметром 1-2 мм), то радуга очень яр­кая, в ней хорошо видны полосы. Если капли помень­ше, радуга кажется блеклой, размытой. При диаметре капель меньше 0,05 мм видна бесцветная, белая раду­га. Зимой во время сильных морозов, когда в воздухе 'находится много мельчайших кристалликов льда, мож­но увидеть белую радугу. Довольно редкое явление - перевернутая радуга - наблюдается, когда солнечные лучи дважды отражаются на своем пути: сначала от спокойной поверхности водоема, затем от дождевых капель. Находясь высоко над землей, например в са­молете, можно увидеть еще одно редкое явление - радугу в виде полного круга. Ночью можно наблюдать лунную радугу. Она образована лунным светом и от дневной радуги отличается слабой окраской.

Использование литературных персонажей в преподавании физики

(Из дневника ве­ликого мореплавателя Христофора Колумба)

«Шторм не унимался несколько дней. Океан ревел и грохотал, грозя поглотить каравеллу. У моих измучен­ных матросов почти не осталось сил бороться со сти­хией. И вдруг... По волнам побежали огни! Через мину­ту они появились на мачтах каравеллы, и стало слыш­но их легкое потрескивание. Команда восприняла это как добрый знак, мы были спасены.»

Это явление называется огнями святого Эль­ма. Название дошло до нас из средних веков - на шпилях церкви святого Эльма наблюдались огни. Это тихие разряды электричества, возникающие при гро­зовых явлениях, во время снежных бурь, шквалов при сильной наэлектризованности атмосферы. Заряды не могут пробить себе путь через слой воздуха. В резуль­тате происходит коронный разряд - медленная мол­ния. Из остроконечных предметов начинает вылетать огромное количество мельчайших электрических искр, образуя свечение.

Использование литературных персонажей в преподавании физики

Садится солнце. Воздух давно тих,

И вздрагивает ветер, словно сонный.

Окошки темных домиков на миг

Зарделись и погасли. Отягченный

Росой внезапной стынет луг. Затих

Весь необъятный мир. И, благовонный

Прозрачный пар понесся в вышину...

И небо ждет холодную луну.

(И. С. Тургенев)

Речь идет о солнечном закате. Белый свет сложный. Атмосфера, как призма, раскладывает его на цвета. Это особенно заметно, когда Солнце опускается к горизонту. По существу, мы видим не один белый диск Солнца, а несколько цветных, наложенных друг на друга. Складываясь, они дают белый цвет. При этом верхний и нижний края Солнца, там, где цветные дис­ки не смешиваются (в силу волновой природы света), остаются окрашенными: верхний край имеет цвет бо­лее светлых тонов, а нижний - ярко-красный, иногда багровый. Согласно народным приметам, если заря на закате или восходе Солнца золотистая, светло-розовая, то будет ясная погода. Красно-багровое заходящее Сол­нце предвещает ветреную погоду. При благоприятных погодных условиях можно заметить необычный зеле­ный луч, идущий от верхнего края Солнца. Яркий зе­леный свет вспыхивает на несколько секунд, когда по­чти весь диск Солнца уже скрылся за горизонтом. Это впечатляющее зрелище можно наблюдать в такие вече­ра, когда Солнце вплоть до самого заката ярко светит и почти не изменяет своего цвета, оставаясь желтым или в крайнем случае желтовато-оранжевым. При этом важ­но, чтобы горизонт имел отчетливую линию, без всяких неровностей: ближнего леса, строений и т. д. Этих ус­ловий легче добиться на море, вот почему зеленый луч известен морякам. Чаще всего виден именно зеленый луч, а не синий луч, поскольку синие лучи сильнее рассеиваются в воздухе и до наших глаз почти не доходят. Зеленый луч- редкое явление, а синий - просто редчайшее.








Используемая литература:




  1. Ж-л « Квант» , 1981,№7 , с.17

  2. Ланге В.Н. Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи.

М. Просвещение , 1978г

  1. Перельман Я.И. Занимательная физика. -

М. : Физматгиз, 1978г , с. 72

  1. Толстой Л.Н. « Рассказы»

М.; Молодая гвардия , 1968г

  1. Чехов А.П. Собр . соч. Т.2 -

М. Художественная литература,1960 , с 405

  1. Ненашева Ю.И

Предметная неделя физики в школе

Ростов- на- Дону

Феникс, 2006


























Рецензия на исследовательскую работу по теме:

«Физические явления в художественной литературе»

Настоящая работа представлена в виде реферата. Она показывает , что физика и литература неразрывно связаны, что она помогает учащемуся гармонично развиваться, повышать свой культурный уровень, развивать речь.

В ней приведены примеры описания физических явлений в художественной литературе :

  • В рассказах Л.Н. Толстого

  • В рассказах А. П. Чехова, Я.М. Мустафина

  • В стихах А.С. Пушкина , С.Я. Маршака, И.С. Тургенева

  • В басне И.А. Крылова.

  • Из дневника Христофора Колумба

Используемые отрывки вызывают интерес к изучению физики, заставляют логически мыслить, делать обобщения и выводы.

Данная работа заслуживает положительной оценки.


Преподаватель физики Рыжикова Г.С.







16


© 2010-2022