Внеклассное мероприятие по физике Конкурс эрудитов

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Внеклассное мероприятие

«Конкурс эрудитов»
















Цели и задачи:


1. Закрепить знания, полученные учащимися.

2. Научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснить окружающие явления.

3. Способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению ими новых естественнонаучных знаний.

4. Продолжить формирование логического мышления.

5. Содействовать формирования чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплоченности коллектива.

6. Способствовать развитию быстроты реакции, умения применять полученные знания в необычной ситуации.

Оформление.


1. Плакаты с называнием мероприятия и высказываниями.

2. Выставка приборов, изготовленных самими учащимися.

3. Приборы для проведения опытов.

4. Выставка лучших ребусов, сделанных учащимися.

Ход соревнования.


1. Вступительное слово учителя.

2. Представление команд.

3. I Тур «Отгадалки».

4. II Тур «Разгадай кроссворд».

5. Конкурс болельщиков «Подбери существительное».

6. III Тур «Люди науки».

7. IV Тур «Интересные вопросы».

8. Конкурс болельщиков «Кто больше».

9. V Тур «Догонялки».

10. VI Тур «Объясните опыты».

11. VII Тур «Физическая эстафета».

12. Конкурс болельщиков «Отгадай загадки».

13. Заключительное слово учителя.


Здравствуйте, м рады приветствовать вас. Сегодня мы устраиваем соревнование между командами групп 540 и 544. Наш конкурс - «Конкурс эрудитов» назван так не спроста. Потому - что сегодня мы хотим проверить, как вы умеете применять полученные знания, ваш кругозор, быстроту реакции, сплоченность.

Мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем!

Конкурс состоится из 7 туров. Болельщики могут оказать в ходе соревнования помощь своей команде. Судить игру будет жюри в составе: Сысуева О.А., Осипова А.В., Сабитов Р.М.

Пусть кипит работа,

Сложны соревнованья,

Успех решает не судьба,

А ваши знанья!

Предоставляем слово капитанам команд. Они должны представить название команды, эмблему, девиз.








1 тур

«Отгадалки»


Участники игры в этом конкурсе могут набирать до 25 баллов. Необходимо отгадать о чем идет речь с 1-й попытке. В случае неудачи есть еще 2 возможности: если отгадано со 2-й попытки - 15 б., с 3-й - 5 баллов. Капитаны вытягивают карточки с номерами заданий.

I.

1. Эта «штучка» очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться (25 б.).

2. Она находиться во всех веществах, и в разных веществах различная (15 б.).

3. Она состоит из атомов (5 б.). (молекула)

II.

1. Оно может быть повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы пьем и едим. А на высоте оно другое (25 б.).

2. От него зависит жизнь не только человека, но и животных (15 б.).

3. Его измеряют барометром (5 б.). (давление)

III.

1. Оно совершается всеми телами, процессами (25 б.).

2. Это делают люди, машины. Это доступно пароходам, это делают самолеты (15 б.).

3. Это то, что позволяет оказаться с начала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни (5 б.). (движение)

IV.

1. Это такое явление, при котором брызнешь, и пахнет (25 б.).

2. Это такое явление, которое происходи, когда утром пьешь чай (15 б.).

3. это такое явление, при котором происходит перемешивание молекул разных веществ (5 б.). (диффузия)

V.

1. Это есть у всех тел на земле, и у всех тел она разная: у одного больше, а у других меньше (25 б.).

2. Если бы ее не было, то было бы непонятно, как покупать что-нибудь. (15 б.).

3. Её можно взвесить (5 б.). (масса)

VI.

1. Это мы не видим, но он греет. Этого нет в человеке, но есть в некоторых животных и растениях (25 б.).

2. Если с ним неправильно обращаться, то он может убить (15 б.).

3. Если он происходит в каком-либо приборе, то становиться электрическим (5 б.) (электрический ток)

Пока жюри подводит итоги представления команд и первого тура, проводится конкурс болельщиков.

2 тур

«Разгадай кроссворд»


Команды обмениваются заранее приготовленными кроссвордами из 10 слов. Учитывается быстрота - 3 балла и правильность угадывания - 1 балл за слово.

Пока команды готовятся, болельщикам предлагается задание: на листе бумаги написан столбик прилагательных, нужно рядом дописать существительное. Листочек передается болельщикам, каждый из которых дописывает одно слово. Учитывается быстрота - 3 балла и правильность угадывания - 1 балл за слово.

Механическое

(движение)

Материальное

(точка)

Криволинейная

(траектория)

Атмосферное

(давление)

Изотермический

(процесс)

Абсолютная

(температура)

Электрический

(заряд, ток)

Идеальный

(газ)

Молярная

(масса)

Замкнутая

(система)

Реактивное

(движение)

Угловая

(скорость)

Центростремительное

(ускорение)

Векторная

(величина)

Свободная

(поверхность)

Макроскопические

(параметры)

Линейная

(скорость)

Удельная

(теплоёмкость)

Поступательное

(движение)





3 тур

«Люди науки»


Командам выдаются таблички с фамилиями ученых. После прочтения вопроса, участники поднимают табличку с фамилией того ученого, о котором по их мнению шла речь (быстрота - 1 балл, правильность - 1 балл).

1. Выдаются физик и астроном, родившийся в Италии, изучавший свободное падение (Галилей).

2. Советский ученый, конструктор ракетно-космических систем (Королев).

3. Ученый, которого Пушкин назвал «первым русским университетом» (Ломоносов).

4. В чести него названа постоянная величина, равная 1.38*10-23 (Больцман).

5. Ученый, который в 1920 г. предложил опыт по определению скорости молекул (Штерн).

6. Английский ученый, который ввел абсолютную шкалу температур (Кельвин).

7. В честь него названа постоянная величина, показывающая сколько атомов или молекул содержится в одном моле вещества (Авогадро).

8. Выдающийся английский физик и математик, основатель классической механики (Ньютон).







4 тур

«Интересные вопросы»


Учащиеся берут карточки с задачами и решают их.

1. Сегодня в 12 ночи идет дождь. Можно ли утверждать, что через 3-е суток будет ясная и солнечная погода. (нет, будет 12 часов ночи).

2. в полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы.

3. Лаборант идущий на склад для получения 5 кг ртути имеет с собой 0.5 литровую бутылку. Не пройдется ли ему возвращаться за дополнительной посудой. (нет, потому что 5 кг ртути занимают объем меньшей 0.5 дм3).

4. Ракета движется по инерции в космическом пространстве. На ее сопло надели изогнутую трубу выходным отверстием в сторону движения и включили двигатели. Измениться ли скорость ракеты. (Таким способом можно остановить ракету и даже заставить ее лететь в обратном направлении).

5. Какая вода будет охлаждать раскаленный металл быстрее6 холодная t=200, или горячая t=1000 . (Быстрее будет охлаждать металл при 100 градусах, т.к. испаряясь, каждый грамм отбирает от металла 2.263 кДж, в то время как каждый грамм воды нагреваясь на 1 градус, отбирает от металла 4.280.001 кДж.).

6. Имеются 3 медицинских термометра. 2 из них не встряхивали, и они показывают 37 и 39 градусов. 3-й встряхнули так, что вся ртуть из трубки удалена в расширенную ее часть. Что покажут термометра, если их отпустить на 5-10 мин в сосуд с водой имеющей температуру 38 градусов. (1-й и 3-й - 38, 2-й - 39).

7. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной вдоль борта на воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой 3-я ступенька веревочной лестницы.

8. Почему на Земле пыль долго удерживается над ее поверхностью, а на Луне она быстро оседает, несмотря на то, что сила тяжести на Луне меньше чем на Земле. (На Земле пылинки большей массы под действием силы тяжести быстро оседают, пылинки малой массы находятся во взвешенном состоянии подобно Броуновским частицам в жидкости).



5 тур

«Догонялки»


Каждой команде задается по 11 вопросов. При правильном ответе 1 балл.

I.

1. Любое вещество может находиться в 3-х различных… (состояниях).

2. Чем она больше, тем изменение скорости меньше. (масса).

3. 4-е состояние вещества. (плазма).

4. Где находится Пизанская башня. (г. Пиза в Италии).

5. Температура кипения зависит от …(давления).

6. Вещества проводящие эл. ток. (проводники).

7. Если она увеличивается, то человек болеет.

8. Линия, вдоль которой движется материальная точка.

9. Сила, с которой тело действует на подвес или опору.

10. Процессы, протекающие в газах при постоянном давлении.

11. Постоянная величина равная 6.67*10-11 называется.

II.

1. Вещество не проводящее эл. ток.

2. По шкале Фарангейта измеряем…

3. Произведение массы на вектор скорости называется…

4. Отрицательно заряженная элементарная частица.

5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое.

6. Раздел физики изучающей механическое движение.

7. Процесс, протекающий в газах при постоянной температуре.

8. Абсолютная 0 температуры равен…

9. Оно сохраняет форму и объем.

10. Причина изменения скорости. (сила).

11. Постоянная величина равная 6*1023 называется…




6 тур

«Объясните опыты»


Команды поочередно показывают друг другу опыты, которые дергая команда должна объяснить.

1. Листок бумаги накрывают книгой, затем рывком поднимают её. Почему за ней поднимается листок? (вследствие атмосферного давления, так как в момент подъема между книгой и листом образуется разряжение).

2. На весах уравновешен неполный сосуд с водой. Нарушиться ли равновесие весов, если в воду опустить палец так, чтобы он не касался дна и стенок сосуда? (так как вода действует на палец с некоторой силой, направленной вертикально вверх - архимедова сила, то согласно 3 закону Ньютона, палец действует на воду с такой же силой вниз. Поэтому равновесие весов нарушиться).

3. Положите на стакан почтовую открытку, а на нее монету. Ударьте по открытке щелчком. Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан? (вследствие инертности монеты и недостаточного взаимодействия монеты и открытка).

4. Берем молочную бутылку, вареное в крутую яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо положенное, но горлышко бутылки не проваливается внутрь. В бутылке опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь. Почему? (в бутылке горит бумага, поэтому О2 в бутылке становится меньше. Давление в бутылке становится меньше внешнего давления. Из-за разницы давлений яйцо проваливается в бутылку).







7 тур

«Физическая эстафета»


Задания эстафеты записаны на листах ватмана. Участники по очереди подходят к доске и выполняют задания под своим номером. В качестве исходных данных используется ответ предыдущего участника.

Капитаны в конце эстафеты называют, какую физическую величину находим по данным формулам, и в чем она измеряется.











Конкурс болельщиков

Я сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «Е» на «У» смени-

Стану спутником Земли. (Лена - луна)

Надеюсь, метаграмма эта

Вам не покажется сложна:

Я с «У» - далекая планета,

А с «И» я в Азии страна. 9Уран - иран)

Когда в треугольнике угол прямой,

Я называюсь его стороной.

Изменится буква - и чудо свершится:

Он быстро, как ветер, по морю помчится. (Катет - катер)

Я важный элемент в таблице.

Но стоит букве измениться -

И я всем селам, городам

Любую новость передам. (Радий - радио)

Я металл, меня ты знаешь:

Мощь громадная во мне;

Если «Б» ко мне добавишь,

Небо скрою в снежной мгле. (Уран - буран)

Я с полки книгу взял, прибавил «А» -

И превращенье вдруг свершилось сразу:

От книги не осталось и следа

И даже в микроскоп не видно глазу. (Том - атом)

В планету поместите слог -

И ветер воздух всколыхнет.

Его сильнее не найти:

Он все сметает на пути. (Уран - ураган)



Конкурс болельщиков

«Кто больше»


Капитаны команд называют поочерёдно 3 буквы. Болельщики должны написать на доске физические термины, начинающиеся на эти буквы. Побеждает та команда, которая составит больше слов.

Заключительное слово учителя.

По словам русского поэта 19 века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела -

Всюду следы ее вечных побед,

Разума слова и дело,

Сила и свет.

Эти слов по праву можно отнести к замечательной науки - физики, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что вперед! Дерзайте!

© 2010-2022