Рабочая программа по физике 9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

9 класс










Составитель:

учитель физики

I квалификационная категория

Логинова В.В













2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, предствавленными в федеральном государственном стандарте на основе нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

В задачи обучения физике входит:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 9 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной школы с учетом образовательного стандарта. Изучение учебного материала предполагает использование учебника А.В.Перышкин Е.М.Гутник «Физика-9»

Поурочное планирование изучения физики в 9 классе рассчитано на 70 часов - 2 часа в неделю. Планирование составлено на 70 часов. В планирование включены все основные вопросы программы в соответствии с Государственным образовательным стандартом по физике.

Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернетсайтах или использование CD - дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.

В Планировании предусмотрено выполнение шести лабораторных работ и шести контрольных работ по основным разделам курса физики 9 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся проводится по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с образовательным стандартом.

Таблица 1: Учебно-тематический план 9 класс


п/п

Тема

Количество часов

В том числе

уроки

лабораторные

занятия

контрольные работы

1

Законы взаимодействия и движения тел

28

24

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

14

11

1

2

3

Электромагнитные явления

12

10

1

1

4

Строение атома и атомного ядра

14

11

2

1

5

Повторение.

2

2



5

Итого

70

58

6

6

Содержание программы

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1. Законы взаимодействия и движения тел (28 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Относительность движения.

Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Открытие планет Нептун и Плутон. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.

Контрольная работа №1 по теме: «Основы кинематики».

Контрольная работа №2 по теме: «Основы динамики».

Фронтальные лабораторные работы:

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации:

Равномерные прямолинейные движения;

Относительность движения;

Равноускоренное движение;

Направление скорости при равномерном движении по окружности;

Явление инерции;

Взаимодействие тел;

Зависимость силы упругости от деформации пружины;

Сложение сил;

Сила трения;

Второй закон Ньютона;

Третий закон Ньютона;

Невесомость;

Закон сохранения импульса.

2. Механические колебания и волны.

Звук (14 ч)

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение.

Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в среде. Волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ультразвук и инфразвук. Интерференция звука.

Контрольная работа №3 по теме: «Механические колебания».

Контрольная работа №4 по теме: «Механические волны. Звук.».

Фронтальная лабораторная работа:

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Демонстрации:

Механические колебания;

Механические волны;

Звуковые колебания;

Условия распространения звука.

З. Электромагнитные явления (12 ч)

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Интерференция света. Электромагнитная природа света.

Контрольная работа № 5 по теме: «Электромагнитное поле».

Фронтальная лабораторная работа:

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

Демонстрации:

Магнитное поле тока;

Действие магнитного поля на проводник с током;

Электромагнитная индукция;

Правила Ленца;

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле;

Устройство генератора постоянного тока.

4. Строение атома и атомного ядра (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона. состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. Альфа- и бета- распад. Правило смещения.

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция.

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Получение и применение радиоактивных изотопов. Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

Контрольная работа №6 по теме: «Строение атома и атомного ядра».

Фронтальная лабораторная работа:

5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям


Основные знании и умении учащихся

Учащимся необходимо знать

Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, масса, сила (сила тяжести, сила трения. сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия, амплитуда, период, частота колебаний, поперечные и продольные волны, длина волны, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.

Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.

Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизма, использование звуковых волн в технике. Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.

Учащимся необходимо уметь:

Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов, период колебаний маятника, ускорение свободного падения).

Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях, силы упругости при деформации.

Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД, длины волны, ускорения свободного падения по периоду колебаний маятника.

Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости. ускорения, силы, импульса тела.

(Рассчитывать тормозной путь; силы, определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении и колебательном движения с использованием закона сохранения механической энергия.)

Описывать и объяснять взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию.

Контроль уровня обученности.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

№ урока

Вид контроля

Тема

Литература

11

К/Р №1

«Основы кинематики»

Гельфгат И.М. Контрольные работы по физике для основной школы 7-9кл. 2013 год.

28

К/Р №2

«Основы динамики»

35

К/Р №3

«Механические колебания»

42

К/Р №4

«Механические волны. Звук»

54

К/Р №5

«Электромагнитное поле»

68

К/Р №6

«Строение атома и атомного ядра»

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;

  • условия, при которых протекает явление;

  • связь данного явлении с другими;

  • объяснение явления на основе научной теории;

  • примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

  • определение понятия (величины);

  • формулы, связывающие данную величину с другими;

  • единицы физической величины;

  • способы измерения величины;

о законах:

  • формулировка и математическое выражение закона;

  • опыты, подтверждающие его справедливость;

  • примеры учета и применения на практике;

  • условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

  • опытное обоснование теории;

  • основные понятия, положения, законы, принципы;

  • основные следствия;

  • практические применения;

  • границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение; принцип действия и схема устройства;

  • применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

  • Определение цены деления и предела измерения прибора.

  • Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

  • Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

  • Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

  • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;

  • самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

  • решать задачи на основе известных законов и формул;

  • пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планировать проведение опыта;

  • собирать установку по схеме;

  • пользоваться измерительными приборами;

  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

  • оценивать и вычислять погрешности измерений;

  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»' но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

Оценка лабораторных работ:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;

  • правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки

Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


Информационно-методическое обеспечение и средства обучения:


1. Перышкин А.В. Физика 9: Учеб.для общеобразоват. учреждений - 7-е изд.- М.:Дрофа, 2003. - 256с.

2. Золотов В.А.Задачи по физике в 6-7 классов - М.:Просвещение, 1970

3. ЛукашикВ.И. Сборник задач по физике для 7-8 кл средней школы - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

4. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике для 7-8 классов -Санкт-Петербург,1995. -316 с.

5. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике для 10-11 классов - Санкт-Петербург,1996.

6. Степанов Д.Л. Сборник задач и заданий по физике с сельскохозяйственным содержа-нием: Учебное пособие. - Шадринск:Изд-во ПО «Исеть»,2005. -39 с.

7. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9-10 классов средней школы. - 10-е изд., перераб. - М.:Просвещение,1968.-191 с.








Физика 9 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата

ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (28 часов)


1

Материальная точка. Система отсчета

§ 1

2

Перемещение

§ 2.

3

Определение координаты движущегося тела

§ 3.

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

§ 4.

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

§ 5.

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

§ 6.

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

§ 7.

8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

§ 8.

9

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

10

Решение задач по теме «Основы кинематики»

11

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

12

Относительность движения

§ 9.

13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

§ 10.

14

Второй закон Ньютона

§ 11.

15

Третий закон Ньютона

§ 12.

16

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

17

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

§ 13. § 14.

18

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

19

Закон всемирного тяготения

§ 15.

20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Открытие планет Нептун и Плутон

§ 16. § 17.

21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

§ 18. § 19.

22

Решение задач по теме «Криволинейное движение тел»

23

Искусственные спутники Земли

§ 20.

24

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

§21. § 22.

25

Реактивное движение. Ракеты.

§ 23.

26-27

Решение задач по теме «Основы динамики»

28

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (14 часов)


29

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

§ 24. § 25.


30

Величины, характеризующие колебательное движение.

§ 26.


31

Лабораторная работа №3 «Исследование периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»



32

Гармонические колебания. Затухающие колебания.

§ 27. § 28.


33

Вынужденные колебания. Резонанс.

§ 29. § 30.


34

Решение задач по теме «Механические колебания»



35

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания»



36

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

§ 31. § 32.


37

Длина волны. Скорость распространения волн.

§ 33.


38

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

§ 34. § 35.

§ 36.


39

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

§ 37. § 38.


40

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ультразвук и инфразвук

§ 39. § 40.

§ 41.


41

Интерференция звука.

§ 42.


42

Контрольная работа №4 по теме «Механические волны. Звук»



ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (12 часов)


43

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

§ 43. § 44.


44

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

§ 45.


45

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

§ 46.


45

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

§ 47. § 48.


47

Явление электромагнитной индукции.

§ 49.


48

Получение переменного электрического тока .

§ 50.


49

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»



50

Электромагнитное поле.

§ 51.


51

Электромагнитные волны.

§ 52.


52

Интерференция света. Электромагнитная природа света.

§ 53. § 54.

53

Решение задач по теме «Электромагнитное поле»

54

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитное поле»

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

АТОМНЫХ ЯДЕР (14 часов)


55

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

§55. § 56.

56

Радиоактивные превращения атомных ядер.

§ 57.

57

Экспериментальные методы исследования частиц.

§ 58.

58

Открытие протона. Открытие нейтрона.

§ 59. § 60.

59

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы.

§ 61. § 62.

60

Альфа- и бета-распад. Правило смещения.

§ 63.

61

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

§ 64. § 65.

62

Деление ядер урана. Цепная реакция.

§ 66. § 67.

63

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

64

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

§ 68. § 69.

65

Биологическое действие радиации. Получение и применение радиоактивных изотопов.

§ 70. § 71.

66

Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

§ 72. § 73.

67

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

68

Контрольная работа №6 по теме «Строение атома и атомного ядра»

69-70

Повторение.



© 2010-2022