• Преподавателю
  • Физика
  • Публикация на тему: Использование современных технических средств обучения по физике в условиях введения ФГОС

Публикация на тему: Использование современных технических средств обучения по физике в условиях введения ФГОС

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных технических средств обучения по физике в условиях введения ФГОС

Кравченко Л.И.,

учитель физики первой квалификационной

категории МБОУ «Красносельская СШ»

В условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения существенно меняется «роль» учителя и ученика на уроке. Ученик из пассивного наблюдателя и слушателя становится активным, самостоятельно ищущим ответы на поставленные вопросы. Задача учителя так построить и организовать урок, чтобы ученик стал его активным участником. В связи с этим одной из задач преподавания физики в школе является повышение эффективности обучения, усиление интереса учеников к изучаемому материалу, повышение их творческой и интеллектуальной самостоятельности.

Для решения этой задачи необходимо использование компьютера и интерактивной доски как инструмента учебной деятельности, что даёт возможность максимально приблизить процесс обучения к реальному познанию окружающего мира и позволяет наблюдать многие ранее недоступные процессы; формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, самостоятельного составления обучающих программ и презентаций; воспитывать творчески активную личность, обладающую современным мышлением. [1]

На уроках физики компьютер выполняет следующие функции:

  • Демонстратора физических явлений и процессов при объяснений нового материала. Методы физического моделирования позволяют воссоздать на компьютере всевозможные природные явления.

  • Средства закрепления материала при выполнении учащимися лабораторных и практических заданий. Это достигается путём использования компьютера как измерительного прибора. Компьютер - это радиосхема, предназначенная для анализа и обработки сигналов, которые можно подавать на внешние порты компьютера с учебных приборов и тогда он измерит температуру, время, скорость, напряжение, ток и сам же обработает полученную информацию.

  • Средства обработки результатов эксперимента, проводимого учениками. Специальные компьютерные программы позволяют сделать этот процесс быстрым и наглядным.

  • Средства по составлению программ и презентаций по различным разделам физики.

  • Средства контроля знаний, умений и навыков учащихся.[2]

На своих уроках использую электронные диски, которые содержат информацию по компьютерным экспериментам 7-11 классов: «Открытая физика», часть 1, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела. Диск содержит более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения. «Живая физика» - виртуальная лаборатория, в которой создаются экспериментальные установки и проводятся лабораторные работы. «Уроки физики Кирилла и Мефодия» . Издание содержит видеофрагменты и анимации лабораторных работ, иллюстрирующие основные физические процессы, и включает справочник всех необходимых терминов и понятий.

Например, на уроке в 7 классе по теме «Условия плавания тел» компьютер выступает наряду с физическим экспериментом средством для демонстрации процессов погружения и всплытия рыб, подводной лодки. Моделирование в данном случае позволило рассмотреть данные процессы непосредственно с расстановкой сил при различных условиях. Всё это способствует наилучшему восприятию и пониманию изучаемого материала, а также вызывает живой интерес при закреплении, побуждает ребят к самостоятельному поиску ответов на различные вопросы.

Применение компьютера помогает проводить уроки- семинары по обобщению, систематизации и закреплению учебного материала. Особенно хорошо это получается в старших классах по темам «Механика», «Электростатика», «Электромагнитные колебания и волны».

При проведении семинара по теме: «Шкала электромагнитных излучений» в профильном 11 классе (технологический, вариант 2) была выполнена большая подготовительная работа. Тема семинара и вопросы к нему были объявлены за месяц, чтобы каждый ученик мог выбрать заинтересовавший его вопрос. В результате образовалось 7 творческих групп (по количеству видов излучений). Каждый ученик при подготовке к семинару, общаясь с учителем и работая с дополнительной литературой, углублял свои знания и имел возможность самовыражения.

Одним из видов выступлений наряду с традиционными (доклад, эксперимент, выпуск газеты) ребята выбрали: компьютерные презентации, что способствовало развитию умения обобщать изученный материал; тезисные доклады, развивающие умение отбирать материал и выделять главное; доклад с компьютерными иллюстрациями, что несомненно привлекло внимание учащихся и разнообразило урок.

Компьютер неоднократно на уроках физики выступал и как средство контроля:

  • Промежуточного, в виде таблицы, которую по ходу урока заполняли учащиеся и сверяли свои записи с компьютерной версией.

  • Итогового, в виде тестов по обобщенному материалу.

Результаты компьютерного тестирования показали, что качество знаний в 11 классе по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 12%. Кроме этого, возросла учебная мотивация учащихся к урокам физики. Ребята с удовольствием готовят доклады, выполняют индивидуальные задания, участвуют в исследовательской работе, применяя компьютерные технологии. Нельзя забывать, о том, что по гигиеническим нормам использование компьютера на уроке ограничено по времени. СанПины по классам

Использование компьютера позволяет разнообразить и внеклассную работу по предмету. Проведение разнообразных мероприятий (учебных и познавательных игр , викторин, физико-математических КВНов, конференций и др.) с помощью компьютера и интерактивной доски делает их более зрелищными и мобильными.

В 2010-2011 учебном году ученики 7 «А» класса нашей школы под руководством учителя выполнили проектную работу по созданию устного журнала «Шаги в космос», посвящённого 50-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос. Наряду с печатной была создана и электронная версия журнала , что позволило познакомить с содержанием журнала большую аудиторию зрителей (учащихся 4-7 классов нашей школы и учителей других школ ).

В 2009-20010 учебном году учащиеся выполнили исследовательскую работу «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», получившую высокую оценку на районном конкурсе исследовательских работ.

Вывод

Использование интерактивного оборудования на уроках физики и математики, позволяет выработать индивидуальные образовательные траектории учащихся, повышает эффективность учебного процесса и взаимодействия ученик - учитель, дает возможность получать своевременную информацию об усвоении предмета в режиме реального времени. Расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования, стимулирует интерес учащихся к предмету.

Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. Комментарии учителя в сочетании с качественной визуальной информацией, музыкальным сопровождением, элементами анимации и интерактивными заданиями обеспечивают условия для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений обучающимися, повышают их интерес к учебе. Интерактивная доска SMART Board стала замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности, помогая делать процесс обучения более ярким и динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», более эффективно осуществлять «обратную связь».

Проанализировав возможности и ресурсы ПО, я заметила, что даже фрагментарное использование ИД на уроке эффективно. Наибольший интерес у учащихся вызывают такие возможности использования интерактивной доски, как новизна изложения материала, опыты, демонстрация и эксперимент. Появилась возможность в реальном времени наносить на проецируемое изображение различные пометки, создавать и перемещать объекты, изменять последовательность страниц, вносить любые коррективы и сохранять их для дальнейшего редактирования, печати на принтере или рассылки по электронной почте. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.

Несомненно, что применение компьютера помогает и учителю при ведении документации, проверке рабочих тетрадей, написании конспектов, лекций и рабочих планов, значительно экономя время.

Таким образом, с использованием компьютера решается задача повышения эффективности обучения на уроках физики, усиления интереса к изучаемому материалу, развития творческих способностей учащихся.

Список литературы:

1. Смирнов В.К. Об информатизации учебно-воспитательного процесса в лицее.// Педагогическое обозрение №3 2003 -с 153-156

2 .Светлова С. Г. Применение новых педагогических технологий при изучении физики.// Педагогическое обозрение №3 2003-с 156-158


© 2010-2022