- Преподавателю
- Физика
- Лабораторная работа по физике Проверка закона Бойля-Мариотта (10 класс)
Лабораторная работа по физике Проверка закона Бойля-Мариотта (10 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тетерская Ю.Е. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №4
Тема лабораторной работы: «Проверка закона Бойля - Мариотта».
Цель 1. Проверить действие закона Бойля-Мариотта в реальных условиях
2. Провести опыт с трубкой «Мельде»
3. Сделать вывод о действии закона в различных условиях
Оборудование 1. Трубка Мельде. 2. Барометр (для общего пользования)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Задание 1. Соотнесите характеристику процесса и его название (для каждого процесса только одна характеристика) ответ занесите в рабочую тетрадь:
Название процесса
Характеристика процесса
1.Изохорный процесс
2.Изотермический процесс
3.Изобарный процесс
А) При постоянном давлении и неизменных значениях массы газа и его молярной массы, отношение объёма газа к его абсолютной температуре остаётся постоянным
Б) Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объёме
В) При постоянной температуре и неизменных значениях массы газа и его молярной массы, произведение объёма газа на его давление остаётся постоянным
Г)Процесс изменения состояния термодинамической системы без теплообмена с окружающей средой
Задание 2. Выберите формулу для изотермического процесса:
1) 2) 3)
Задание 3. Вставьте пропущенные слова в формулировку закона Бойля-Мариотта:
Для газа данной ____________ при постоянной температуре ___________ давления на __________ постоянно.
Задание 4. Где встречается действие закона Бойля-Мариотта в повседневной жизни или вашей профессиональной деятельности? Приведите примеры и запишите их в рабочей тетради.
Задание 5. Вспомните основные правила техники безопасности и обратите особое внимание, что необходимо:
1.осторожно обращаться со стеклянными предметами, чтобы избежать порезов.
2. при работе с трубкой «Мельде» следите за тем, чтобы не запаянный конец трубки был закрыт.
Задание 6. Проверьте справедливость закона Бойля-Мариотта опытным и расчетным путем.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА НА ПРОВЕРКУ ЗАКОНА БОЙЛЯ-МАРИОТТА
ШАГ 1. Определите по барометру атмосферное давление. Запишите в таблицу.
р=
ШАГ 2. Измерьте по линейке длину столбика ртути. Запишите в таблицу.
h =
ШАГ 3. Положите трубку горизонтально. Определить объем воздуха в закрытом колене трубке (V) и его давление (P).
p= р=
V=
ШАГ 4. Поставьте трубку вертикально отверстием вверх. Измерьте объем воздуха в закрытом колене (V2), давление воздуха определите по формуле
р2 = р+ h =
V=
ШАГ 5. Поставьте трубку вертикально отверстием вниз. Измерьте объем воздуха в закрытом колене трубки (V). Давление воздуха определите по формуле:
р= р- h =
V=
ШАГ 6. Для каждого положения трубки вычислите произведение давления на объем.
р V=
ШАГ 7. Определить среднее значение трех измерений по формуле:
( р V)= =
ШАГ 8. Вычислите абсолютную погрешность каждого измерения.
( рV)= ( р V) - (р V)=
( р V)= ( р V) - (р V)=
( р V)= ( р V) - (р V)=
ШАГ 9. Найдите среднюю абсолютную погрешность по формуле:
( р V)==
ШАГ 10. Вычислите относительную погрешность измерений по формуле:
100%=
Все измерения и вычисления занесите в таблицу.
№
Величина
Атмосферное давление
Длина столбика ртути
Давление
воздуха в
трубке
Объем воздуха в трубке
Произведение
Относительная погрешность
Условное обозначение
Ра
h
Р
V
(рV)
Единицы измерения
мм.рт.ст
мм
мм.рт.ст
мм
мм.рт.с
1.
Горизонтальное положение трубки
Вертикальное, открытым концом вверх
3.
Вертикальное, открытым концом вниз
ШАГ 11. Сделайте вывод. Удалось ли убедиться в справедливости закона Бойля-Мариотта. Объясните почему.
ОЦЕНИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
При выполнении заданий 1-4
Задание № 1 1 балл
Задание № 2 1 балл
Задание № 3 1 балл
Задание № 4 1 балл
При выполнении задания № 6 - относительная погрешность
25% - 5 баллов
45% - 4 балла
70% - 3 балла
более 70% - 2 балла
Подведение итогов проводится путем суммирования деятельности студента
Оценка «5» - 9 баллов
«4» - 8 баллов
«3» - 7 баллов
«2» - 5 балла
Задание 7. Вспомните основные моменты занятия и определите по 5-балльной шкале следующие параметры:
-
Насколько вам было сложно выполнять данную лабораторную работу.
-
Насколько вам было интересно выполнять данную работу.
-
На какую оценку вы выполнили данную работу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА «ОТЛИЧНО»:
Задача №1. Пузырек воздуха всплывает со дна водоема. На глубине 8м он имел объем 10 мм3 . Найти объем пузырька у поверхности воды.
Задача №2. В цилиндрическом сосуде под поршнем массой = 5 кг и площадью находится газ. Каково начальное давление газа? На поршень ставят гирю массой = 10 кг. Какое давление газа установится в сосуде? На сколько опустился поршень, если вначале он находился на высоте Атмосферное давление примите равным Трением между поршнем и стенками сосуда можно пренебречь, температуру газа можно считать постоянной.