- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике Плавание тел
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике Плавание тел
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Щукина Н.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бестужевская средняя общеобразовательная школа»
Игра «Морской бой» по теме «Плавание тел»
Физика 7 класс.
Автор работы: Щукина Наталья Александровна
Должность: учитель физики
Место работы: МБОУ «Бестужевская СОШ»
Адрес: 165250 Архангельская область Устьянский
район п/о Бестужево д. Веригинская д. 22
Пояснительная записка:
Одни из самых сложных видов движения всегда окружали и окружают нас. Это ветер - перемещение масс воздуха - и течение воды. Но даже находясь в покое, две стихии постоянно заставляли человека разгадывать загадки.
Почему плавают рыбы? Отчего не падают на землю птицы? Как построить корабль, чтобы он не перевернулся? Можно ли сделать машину, висящую в воздухе?
Чтобы ответить на эти вопросы, люди создали науку - гидроаэромеханика. Именно она занимается изучением самых разнообразных движений как воздуха, так и всех находящихся в них тел - человека и животных, подводных лодок и стремительных глиссеров, воздушных змеев и шаров, вертолетов и самолетов.
Игра "Морской бой" включает вопросы по теме «Плавание тел». Данное мероприятие позволяет узнать, повторить и вспомнить, какие силы действуют на погруженное в жидкость (газ) тело; вспомнить об архимедовой силе. Узнать, каковы условия плавания тел; особенности плавания; как плавают суда; почему возможно воздухоплавание.
В игре принимают участие учащиеся 7 класса. Класс может быть разделен на несколько команд. Игра развивает мышление, скорость реакции, познавательную активность, создает атмосферу взаимовыручки.
Правила игры в МОРСКОЙ БОЙ для 7 класса
по теме «Плавание тел».
Цель игры : «потопить» корабли, путём попадания в корабль. Всего 10 кораблей: один - четырехпалубный, два - трехпалубные, три - двухпалубные, четыре - однопалубные.
Играют 2 команды. Кто начинает игру, покажет «Жеребьевка»
Если выстрел команды попадает в корабль, то команде сразу начисляется 1 очко, и право сделать следующий выстрел
Если попали в задание, то задание нужно выполнить.
Задание выполнено верно - 1 очко, нет - право ответить переходит к другой команде, и выстрел тоже делает другая команда
Если выстрел мимо - ход переходит к другой команде
На обдумывание вопроса -1 минута
Игра останавливается, когда потоплены все корабли
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Эпиграфом к нашей игре мы возьмем слова К.К. Случевского
В небесах разыгралася буря,
Из ущелий гудят голоса;
Опалил мне лицо мое ветер,
Растрепал он мои волоса…
И гуляли могучие волны,
Я над ними веселый скользил,
И с вершин их по пенистым скатам
Глубоко, глубоко уходил.
Форма проведения: состязание между командами
Цели:
-
Расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.
-
Повторение и закрепление основного программного материала;
Задачи:
развивающая: уметь видеть мир в многообразии; уметь находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях; знакомство учащихся с важнейшими методами применения знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
обучающая: уметь решать качественные и количественные задачи по физике;
воспитательная: развивать познавательный интерес к физике, уметь работать в коллективе.
Конкурсная часть
В конкурсе участвуют команды учеников. Поприветствуем их. Команды подготовили эмблемы, названия «экипажей», выбрали капитана. Познакомимся с «экипажами» и вперед к покорению водного и воздушного океанов.
Задание 1.
Под водой она гуляет,
Нашу землю охраняет,
Выполняет свой наказ.
Очень зоркий её глаз.
Вопрос: Почему подводная лодка не идет ко дну, а легко плавает в воде?
Ответ: Потому что сила Архимеда, действующая на лодку, равна силе тяжести, действующей на неё.
Задание 2.
Если надуть меня - я улечу,
Смирно лежать я никак не хочу.
Вопрос: Каким газом необходимо наполнить воздушный шарик, чтобы он улетел?
Ответ: Плотность газа должна быть меньше плотности воздуха.
Задание 3
Что видно, если ничего не видно?
Ответ: туман
Задание 4
Тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.
Вопрос: О каком законе идет речь?
Ответ: Закон Архимеда
Задание 5
Бортпроводница очень мило
Перед отлетом попросила
Из ручек вылить все чернила.
Зачем ей это надо было?
Ответ: на большой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности Земли. Под давлением избыточного давления чернила могут вылиться из ручки
Задание 6
Почему воздушный шар
Днем поднять труднее?
Ночью этот стратостат
Ввысь летит скорее?!
Ответ: воздух в шарике теплее, чем ночной
Задание 7
Плот состоит из 12 еловых брусьев. Длина каждого бруса 4 м, ширина 30 см, толщина 25 см. Можно ли на этом плоту переплавить через реку мотопед весом 0,95 кН? Плотность ели 0,6 г/см3?
Ответ: да
Задание 8
Сколько ударов в сутки делают часы с боем?
Ответ: 156
Задание 9
В озере на глубине 30 м плавает небольшая рыбка. Площадь её тела 20 см. кв. С какой силой вода сдавливает рыбку?
Ответ: 600 Н
Задание 10
Морская черепаха под водой целиком спряталась в панцирь. Что произошло с давлением воды на тело черепахи?
Ответ: не изменилось
Задание 11
Почему суда класса река-море должны иметь по крайней мере две ватерлинии?
Ответ: при переходе из реки в море изменяется осадка судна.
Задание 12
Что называют ватерлинией?
Ответ: линия на корпусе судна, отмечающая его наибольшую осадку
Задание 13
Что показывает грузоподъёмность судна?
Ответ: вес перевозимого судном груза
Задание 14
Почему уменьшается подъемная сила, действующая на воздушный шар во время его подъёма?
Ответ: при подъёме уменьшается плотность воздуха
Задание 15
Почему оболочки воздушных шаров чаще заполняют гелием, а не водородом?
Ответ: водород взрывоопасен
Задание 16
Мечта о полете сопровождала человека, сколько он себя помнит. Об этом говорит известнейшая легенда об Икаре. Многие изобретатели пытались взлететь, приделывая к рукам подобие крыльев.
Вопрос: кто из ученых набросал проект летательного аппарата, работающего только на мускульной силе человека? Что вы знаете о данном ученом?
Ответ: Леонардо да Винчи. (1452-1519 г.) - итальянский художник, инженер и ученый. Проявил себя практически во всех областях естествознания, во многом опережая свое время. Был поклонником экспериментальных исследований. Пытался построить летательные аппараты, наблюдая за полетом птиц. Среди его эскизов найдены рисунки парашюта и вертолета. Изучал волновые процессы, трение, световые явления. Конструировал ткацкие станки, печатные машинки, приборы для шлифовки стекла. Проектировал гидротехнические сооружения и металлургические печи. Считал, что «вечный двигатель» невозможен.
Задание 17
В какой стране была создана первая подводная лодка?
Ответ: Одним из первых создателем подводной лодки считается голландский физик Корнелиус Дреббель. В 1620 году он построил судно, способное погружаться под воду на глубину около 4 м. и двигаться в подводном положении.
Задание 17
Что называется водоизмещением судна?
Ответ: масса воды, вытесненная судном при погружении его до ватерлинии. Иначе говоря - масса судна вместе с грузом.
Задание 18
Что измеряют ареометром?
Ответ: плотность жидкости
Задание 19
Что происходит с телом, целиком находящимся в жидкости, если сила тяжести меньше архимедовой силы?
Ответ: тело всплывает
Задание 20
От чего зависит давление воды на морское дно?
Ответ: от плотности и высоты столба морской воды
Задание 21
Назовите экологически чистые виды водного транспорта
Ответ: парусное судно, гребная лодка, плот
Задание 22
Итальянский ученый, который определил, что давление на разных высотах будет разным (чем выше от уровня моря, тем атмосферное давление меньше)
Ответ: Э. Торричелли
Задание 23
В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды, измерил высоту ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Какой результат он получает?
Ответ: положение корабля относительно воды не изменится
Задание 24
Можно ли пользоваться ареометром на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле?
Ответ: да
Задание 25
Прибор для измерения высоты подъёма самолета
Ответ: высотомер
Задание 26
Определите выталкивающую силу, действующую на подводную лодку, если она при полном погружении вытесняет 9,8 м. куб. воды.
Ответ: 98 000 Н
Задание 27
В стакане, наполненном до краев водой, плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, если весь лед растает?
Ответ: не изменится
Задание 28
Где легче плавать - в реке или в море?
Ответ: в море
Задание 29
Формула для вычисления давления на дно и стенки сосудов
Ответ: Р = ρgh
Ну что ж, наша игра подошла к концу. Пора подводить итоги. Мы поздравляем команду победительницу и всех вас с новыми познаниями. Надеемся, что такая сложная, но все же интересная наука «Физика» сподвигнет вас на новые победы и открытия. УДАЧИ всем. Спасибо за игру!
Литература
-
Горлова Л.А. , Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2006.-176 с. - (Мастерская учителя)
-
Семке А.И., Нестандартные задачи по физике. Для классов гуманитарного профиля/А.И. Семке.-Ярославль: Академия развития, 2007.-256 с.- (В помощь учителю)
-
Физика 7-8 классы. Промежуточная аттестация и текущий контроль. Тесты, контрольные работы, дидактические материалы: учебно-методическое пособие.- Ростов - на -Дону: Легион, 2012. - 160 с.
-
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Физика/Сост., худож. А.А. Леонович: Под общ. Ред. О.Г. Хинн.-М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.-480 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лист для КОНТРОЛЯ ИГРЫ (для ведущего)
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
1
З
слайд10
З
слайд11
З
слайд12
З
слайд13
2
З
слайд14
З
слайд15
3
З
слайд16
З
слайд17
З
слайд18
4
слайд19
З
З
слайд20
З
слайд21
З
слайд22
З
слайд23
5
З
Слайд24
6
З
слайд25
7
слайд26
З
З
слайд27
З
слайд28
З
слайд29
З
слайд30
8
слайд34
З
9
З
слайд31
З
слайд32
З
слайд33
З
слайд35
З
слайд36
З
слайд37
10
З
слайд38
З
слайд39
Команда №1 Команда №2 Команда №3
№
Очков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Всего
№
Очков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Всего
№
Очков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Всего
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лист для подсчета очков ___________________________________
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
-
№
Ответы на задания
Баллы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20