Физика в качественных задачах

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла

МБОУ СОШ № 1 г. Бирска

Протокол № 1 от 29 августа 2015 г.

Рук. ШМО__________

/И.М. Мухамедьярова/

Согласовано

Зам. директора по ВР

_______ Стрелкова Т.Ю.

«____»___________ 2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 1 г. Бирска

_______ Мингалеев З.А.

Приказ № 218-К от 31.08.2015г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



Рабочая программа кружка

«Избранные задачи по физике»

для 9 класса





Составитель: учитель физики

высшей квалификационной категории

Салимжанова Наиля Наильевна










2015 - 2016 учебный год



Содержание

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе положения МБОУ СОШ №1 г.Бирска о дополнительном образовании, авторской программы элективного курса «Подготовка к ГИА по физике» (Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова.-М.: «Экзамен», 2012).

Программа составлена для учащихся 9 классов, которые собираются сдавать государственную итоговую аттестацию по физике. Она рассчитана на 39 часов 1 час в неделю.

Срок реализации программы: 1 год.

Актуальность программы: Программа направлена на обучение учащихся общим приёмам и методам решения типовых задач, которые формируют физическое мышление, навыки умственного труда, экономят время для выполнения творческих заданий. Учащиеся будут ознакомлены с решением проблемных, нестандартных и оригинальных задач, включая некоторые задачи физических олимпиад.
Предусматривается организация коллективной работы учителя и учащихся, самостоятельной работы учащихся, работы в парах и группах по решению и составлению задач, поиску и обработке информации из различных источников (учебники, справочники, научно-популярная литература). Подготовка ГИА является актуальной как для учащихся, так и для учителей. В нашей школе для этой цели введен кружок по физике «Избранные задачи по физике».

Целью курса является

развитие интеллектуальных способностей учащихся, оказание помощи при подготовки учащихся к ГИА по физике;

ознакомить учащихся с наиболее общими приёмами и методами решения физических задач, что будет способствовать развитию логического мышления и формированию соответствующих практических умений и навыков;

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

сформировать:

- положительное отношение к процедуре контроля в формате

ОГЭ;

- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

сформировать умения:

- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

В ходе изучения курса в 9 классе приоритетами являются:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Программа предназначена для повторения школьного курса физики и включает в себя 5 циклов повторения. На первом из них учащиеся осваивают общие приёмы подготовки к ГИА ( на примере раздела «Механика» (На 2-4 - применяют их для повторения других разделов физики. На последнем цикле - вырабатывают стратегию выполнения экзаменационной работы.

Каждый цикл, за исключением последнего, включает в себя следующие этапы:

  1. Систематизацию теоретического материала.

  2. Решение задач базового уровня.

  3. Решение задач повышенного уровня части I ГИА.

  4. Решение задач повышенного уровня части II ГИА.

  5. Контроль результатов повторения по разделу.











  1. Структура курса



Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий учащихся

Тема 1. Кинематика

4

Знать смысл физических величин: скорость, ускорение.

Уметь:

решать задачи на применение изученных физических законов

строить график зависимости х=х(t), υ=υ(t)

Знать и уметь использовать формулы

Тема 2. Динамика. Законы сохранения. Статика.

4

Знать смысл понятий: мех. движение, относительность, инерция, инертность.

Уметь применять законы Ньютона для решения задач

Уметь описывать и объяснять физические явления

Уметь приводить примеры ИСО, объяснять движение неб. тел и ИСЗ

Знать и уметь использовать формулы

Тема 3. Тепловые явления

3

Знать формулы для расчёта основных величин.

Знать определение температуры.

Уметь измерять температуру.

Тема 4. Электромагнетизм.

4

Знать понятия: «электромагнитное поле», его графическое изображение.

Уметь применять принцип суперпозиции полей при решении задач

Знать определение з-на Ома для уч. цепи, его физический смысл.

Уметь производить сборку и расчёт электрических цепей

Тема 5. Колебания и волны.

6

Знать условия существования свободных колебаний, уравнение колебательного движения.

Знать уравнение гармонических колебаний

Уметь определять ускорение свободного падения с помощью математического маятника

Уметь привести примеры.

Знать понятие и условие резонанса

Знать понятия: колебательный контур, св. и вынужденные электромагнитные колебания.

Знать определение переменного тока. Понимать отличие переменного тока от постоянного

Уметь применять формулы для решения задач

Тема 6. Оптика.

4

Знать законы прямолинейного распространения света, законы преломления и отражения

Уметь применять формулы линзы для решения задач

Уметь описывать явления преломления и отражения света, строить преломленные лучи.

Знать определение линзы, виды линз, оптические характеристики линзы.

Уметь определять оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы

Тема 7. Теория относительности. Физика атома.

9

Знать законы электродинамики и принцип относительности.

Уметь пользоваться формулами для решения задач.

Обобщающее повторение

5

Итого

39








  1. Учебно-тематическое планирование



Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятия по плану

Дата фактического проведения занятия

Тема 1. Кинематика

1

Кинематика. Виды движения.

1

2.09

2

Свободное падение.

1

9.09

3

Относительность движения.

1

16.09

4

Равномерное движение по окружности.

1

23.09

Тема 2. Динамика. Законы сохранения. Статика.

5

Законы Ньютона.

1

30.09

6

Законы сохранения. Статика.

1

07.10

7

Обобщение. Кинематика, динамика, статика.

1

14.10

8

Законы сохранения. Статика.

1

21.10

Тема 3. Тепловые явления

9

Тепловые явления.

1

28.10

10

Тепловые явления.

1

4.11

11

Тепловые явления.

1

11.11

Тема 4. Электромагнетизм.

12

Электростатика.

1

18.11

13

Законы постоянного тока.

1

25.11

14

Магнетизм.

1

02.12

15

Электромагнетизм.

1

09.12

Тема 5. Колебания и волны.

16

Механические колебания и волны.

1

16.12

17

Электромагнитные колебания и волны.

1

23.12

18

Решение задач части I ЕГЭ.

1

30.01

19

Решение задач части II ЕГЭ.

1

06.01

20

Решение задач части III ЕГЭ.

1

13.01

21

Контрольная работа.

1

20.01

Тема 6. Оптика.

22

Геометрическая оптика

1

27.01

23

Волновая и квантовая оптика

1

03.02

24

Решение задач части I ЕГЭ.

1

10.02

25

Решение задач части II ЕГЭ.

1

17.02

Тема 7. Теория относительности. Физика атома.

26

Теория относительности.

1

24.02

27

Физика атома.

1

02.03

28

Решение задач части I ЕГЭ.

1

09.03

29

Решение задач части II ЕГЭ.

1

16.03

30

Решение задач части III ЕГЭ.

1

23.03

31

Контрольная работа.

1

30.03

32

Строение атома, радиоактивные превращения.

1

06.04

33

Квантовая физика.

1

13.04

34

Контрольная работа.

1

20.04

Обобщающее повторение

35

Решение задач части III ЕГЭ.

1

27.04

36

Решение задач части III ЕГЭ.

1

04.05

37

Решение задач части III ЕГЭ.

1

11.05

38

Решение задач части III ЕГЭ.

1

18.05

39

Контрольная работа.

1

25.05










  1. Информационно-методическое обеспечение

Печатные пособия:

1.Физика. Полный курс подготовки: разбор реальныx экзаменационных заданий И.Л. Касаткина - М. Астрель: Полиграфиздат, -2013г.

2.Сборник задач по физике В. И. Лукашик, Е. В. Иванова Москва Просвещение 2009г.

3. Перельман Я.И. Занимательная физика, математика и астрономия.

4. Физика 9 класс А.В.Перышкин и Е. М. Гутник

Дополнительная литература:

1. Физика. Полный курс подготовки: разработка реальных экзаменационных заданий / И.Л. Касаткина-М.: АСТ: Астрель, 2012.

2. ГИА. Физика: Раздаточный материал тестовых тренировочных тестов / С.А. Курашова. - СПБ.: Тригон, 2009.

3. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для образовательных учреждений / Рымкевич А.П. - М.: Дрофа, 2009.

- Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА 2009г, 2010 г., 2011г., 2012г, 2013г, 2014г.

- Спецификация экзаменационной работы по физике единого государственного экзамена 2009 г, 2010 г, 2011г., 2012г, 2013г, 2014г.

Демонстрационные варианты 2010 г -2014 г.

Интернет ресурсы по физике
1. Образовательная сеть по физике (phys.spbu.ru/~monakhov/).
2. Картина мира современной физики (nrc.edu.ru/est/r2/index.html).
3. Справочник-тренажер: решение задач по физике (shat.ee.saog.ac.ru/T-phisD).
4. Кабинет физики Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства (edu.delfa.net:8101/).
5. Интернет-место физика (ivanovo.ac.ru/phys/).
6. Демонстрационный кабинет физики НГУ ( phys.nsu.ru/dkf/).
7. Механика (mechanics.hl.ru/).
9. Клуб физики «Ньютон» (edu.ione.ru/apple/).
10. Путеводитель «В мире науки» для школьников (uic.ssu.samara.ru/~nauka/index.htm).
11. Программа «Абитуриент Петрозаводского университета» (cpq300.comp.pgu.kareUa.ru/psu/Chairs/KOF/abitur/).

13. История исследования электричества (electr.nm.ru/index.html).
14. «Желтые страницы. Физика» (yellow-pages.narod.ru/f01.htm).
15. Оптика (optics.iftno.ru).
16. Сайт кафедры методики преподавания физики МПУ (mpf.da.ru/).
17. Виртуальная школа (vschool.km.ru/).

18. Физика.ru (fizika.ru).



  1. Предполагаемая результативность курса

Личностные результаты:

- сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

6. Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать/понимать

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда,

- термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

-описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.



© 2010-2022