Моя педагогическая стратегия развития одаренности

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя педагогическая стратегия развития одаренности


Физика - один из самых сложных предметов в школьной программе, поэтому в своей работе я стараюсь придерживаться следующих принципов: учить интересно, стараться создавать ситуации успеха для каждого ученика.

Изучение предмета начинается в 7 классе. С первых же уроков начинаю работу по формированию компетентностей:

  • проводить целенаправленные наблюдения;

- планировать и проводить экспериментальные исследования;

  • конструировать и использовать простые измерительные приборы;

- владеть различными способами описания явлений и процессов (текстовый, табличный, графический) и осуществлять переходы между этими способами;

- обеспечивать целесообразное и безопасное поведение в практических ситуациях;

  • уметь работать в группах, парах.

Поставленные задачи я решаю, используя групповые и индивидуальные формы работы, систему творческих заданий, дифференциацию обучения.

На уроках довольно часто предлагаю учащимся работу по группам, при этом формы работы могут быть самыми разными:

  • выполнение экспериментов;

  • решение экспериментальных задач;

  • решение задач проблемного характера;

  • проектная деятельность.

Часто предлагаю учащимся творческие задания:

  • придумать сказку или рассказ с физическим содержанием;

  • придумать рассказ с физическими ошибками;

  • составить кроссворд, ребус;

  • нарисовать иллюстрации физических явлений;

  • создать паспорт прибора;

  • изготовить из подручных средств прибор (фонтан, сообщающийся сосуд, термос, электроскоп, калейдоскоп);

  • составить задачи, используя данные из справочников.

ВМоя педагогическая стратегия развития одаренности

2003г. мы с учащимися 7-х классов выпустили альманах творческих заданий «Ненаглядное пособие по физике», он выставлен на сайте лицея:licey102.k26.ru/mo/toch/ostapenk/almanah.doc

В 8 классе начинается предварительное определение профиля. С 2004 было четыре профильных 8-х класса.

Для изучения физики в 8-ом физическом классе у меня разработана программа. Изучение каждого раздела физики состоит из трех блоков:

  • теоретический

  • практикум по решению качественных и количественных задач

  • лабораторный практикум по темам «Теплота», «Электричество», «Оптика»

На уроках использую групповые методы работы, проектные; выполняем творческие задания; изготавливаем приборы, собираем коллекции материалов.

Моя педагогическая стратегия развития одаренности


Моя педагогическая стратегия развития одаренности


У ребят, проявивших интерес к предмету, есть возможность заниматься дополнительно внеурочной деятельностью.

Внеурочная деятельность направлена на повышение интереса учащихся к предмету, развитие их интеллектуальных способностей и ключевых компетентностей. Поставленные задачи реализую через различные виды и формы работы.

  • элективные курсы для 10-11 классов «Измерение физических величин», «Фундаментальные опыты в физической науке»;

  • курс по выбору для 9-х классов «Физика человеческого организма»;

  • элективные курсы для 7-8 классов «Экспериментальная физика», «Решение олимпиадных задач».

  • разработка учебно-исследовательских проектов и участие в муниципальном «Параде проектов»;

  • участие в муниципальных сетевых проектах.

  • занимаемся с учащимися по программе заочной физико-технической школы при Московском физико-техническом институте (ЗФТШ при МФТИ)

  • участие в олимпиадах школьного и муниципального уровня, а также дистанционных олимпиадах

  • участие в научно-практических конференциях в секциях «Физика и познание мира», «Космическая отрасль и прикладная космонавтика»;

  • осуществление взаимосвязи с шефствующим предприятием ОАО «ИСС»: посещение музея и цехов предприятия, встреча со специалистами предприятия, проведение классных часов и лекций, посвященных космонавтике, истории создания и развития ОАО «ИСС», жизни и деятельности М.Ф.Решетнева.

  • традиционно в лицее ежегодно проводятся предметные декады. В рамках физико-математической декады и декады естественных наук мною разработаны и проводятся внеклассные мероприятия.

В первую очередь, это мероприятия, приуроченные ко Дню космонавтики: радиопередачи, классные часы, работа лекторских групп, посвященные полету Ю.А.Гагарина, истории российской космонавтики, истории создания ОАО «ИСС».

Кроме того, традиционно провожу соревнования в форме игры по физике для параллелей 7, 8 и 9 классов. Для каждой параллели у меня разработаны презентации: 7 кл. - «На стыках наук», «Звездный час»; 8 кл. - «Вода, вода, кругом вода», 9 кл. - «Великие люди науки». Игры показывают детям взаимосвязь наук естественнонаучного цикла, позволяют применить знания по физике для объяснения явлений, которые изучаются на уроках на географии, биологии, и, которые можно встретить на страницах литературных произведений. Для проведения мероприятий привлекаю учащихся старших классов.

Моя педагогическая стратегия развития одаренности


Моя педагогическая стратегия развития одаренности



Таким образом, моя модель работы представляет собой кропотливую ежедневную работу со всеми учениками - вообще и с отдельными учениками - в частности.

Моя модель работы значима для меня, так как она приносит мне удовлетворение как педагогу - ученики выбирают физику в качестве профильного предмета, вдохновляют меня и ценят в качестве преподавателя.

Использование этой модели позволяет лицею каждый год открывать полноценные физико-математические классы, иметь хорошие результаты на олимпиадах, научно-практических конференциях. Учащиеся лицея успешно сдают ЕГЭ по физике и поступают в престижные технические вузы, в том числе столичные (см. приложение)

Администрация лицея заинтересована в реализации данной модели и всячески ее поддерживает:

  • выделяет дополнительные часы на внеклассную работу (подготовку к НПК, олимпиадам, ЗФТШ);

  • выделяет деньги на приобретение приборов для проведения демонстрационных и лабораторных работ, практикумов (лицей является базовой школой для проведения ГИА в г.Железногорске)

  • совершенствует материальную базу кабинета физики. Кабинет оснащен рабочим местом учителя (компьютер, сканер, ксерокс), имеется скоростной интернет, проектор, интерактивная доска, одноместные парты.



Приложение.

С 2008 года я выпустила три физико-математических класса. До 80% учащихся после обучения в физ-мат классе успешно сдают ЕГЭ по физике, поступают и учатся в технических вузах г. Красноярска, Томска, Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы.

Результаты ЕГЭ

Год

Количество учеников, сдававших ЕГЭ по физике

Средний балл моих учеников

Высший балл моих учеников

Средний балл по

городу

Средний балл

по краю

Средний балл

по России

2006 - 2007

24

59,8

84

51,8

50,6

53

2007 - 2008

11

58

72

52,8

52,1

49,8

2009 - 2010

22

58

100

52,8

52,1

49,8

2011- 2012

22

58

79

50,7

47,5

47,3

2012-2013

30

72

100

64,2

56,46

203-2014

21

56,6

90

48,1

44,16

45,76

Поступление выпускников физико-математических классов

Учебный год

Количество учащихся в классе

Поступили в технические вузы

Распределение выпускников

2011-2012

26

22

Москва - 4 чел., С.-Пб. - 4 чел., Томск - 3 чел., Казань - 1 чел., Красноярск - 10 чел.

2012-2013

26

23

С.-Пб. - 10 чел., Новосибирск - 3 чел., Томск - 3 чел., Красноярск - 7

2013-2014

26

18

МГУ(физ.фак)-1, МГТУ им. Баумана -1, С.-ПБ. - 3, Томск -1, СФУ - 12.


© 2010-2022