Технологическая карта урока по теме Виды соединений проводников

Технологическая карта урока: Виды соединений проводников, последовательное и параллельное соединение  Цели урока: Образовательная: добиться усвоения учащимися основных УГО элементов принципиальных электрических схем, понятий последовательного, параллельного и смешанного соединений проводников, признаков по которым можно классифицировать виды соединений; отработать навыки чтения принципиальных электрических схем, сборки простейших электрических цепей, измерения силы тока и напряжения с помощью ан...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Виды соединений проводников, последовательное и параллельное соединение

Цель:

Образовательная: добиться усвоения учащимися основных УГО элементов принципиальных электрических схем, понятий последовательного, параллельного и смешанного соединений проводников, признаков по которым можно классифицировать виды соединений; отработать навыки чтения принципиальных электрических схем, сборки простейших электрических цепей, измерения силы тока и напряжения с помощью аналоговых приборов.

Развивающая: продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведенного исследования; развитие мышления, творческих и исследовательских способностей студентов.

Воспитательная: воспитание отношения к физике как экспериментальной науке, чувства ответственности за порученное дело; продолжить работу по формированию умений работать в коллективе.

Оборудование:

компьютер с проектором, принтер, наборы: источник питания (батарейка 4.5В), амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, ключ, резисторы сопротивление 2-5Ом (2 шт), провода соединительные.

Этапы

урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

(учащихся)

Организационный этап

Проверка состояния доски, заслушать рапорт старосты группы о готовности, отметить в журнале отсутствующих

Здравствуйте! Сегодняшняя встреча, я надеюсь, не пройдет для нас бесследно, т.к. тема к изучению (повторению) мы приступаем, имеет особую актуальность. В преддверии Нового года мы будем наряжать ёлку, в том числе и гирляндами. Многие будут покупать новые, кто-то решит подремонтировать старые. И тут начинается …… самое интересное - некоторые лампочки не работают. Что делать……

По статистике 20% пожаров происходит по причине неисправной электропроводки (демонстрация слайда)

Технологическая карта урока по теме Виды соединений проводников

Чтобы не допустить несчастных случаев, нужно четко понимать, что происходит, и к чему может привести установка перемычки вместо лампочек. А для этого мы должны знать законы последовательного и параллельного соединения, уметь производить простые расчеты электрических цепей, содержащих активные (резистивные) элементы, т.к. законы тока для этих элементов имеют практически одинаковый вид как для цепей постоянного, так и переменного тока.

Через проектор демонстрируем первый слайд, на котором отображена тема урока и дата.

Технологическая карта урока по теме Виды соединений проводников


Учащиеся предлагают свои варианты решения проблемы, в том числе поставить «перемычку!»

Учащиеся называют типичные неисправности



Учащиеся записывают тему

Перед тем как приступить к изучению (повторению) основного материала, повторим УГО основных элементов электрической цепи, а также повторим, как определяется цена деления аналоговых приборов (стрелочных) и их показания.

Демонстрируются слайды

Учащиеся называют элементы, цену деления и показания некоторых приборов

Далее демонстрируется слайд № .

Технологическая карта урока по теме Виды соединений проводников

Рассмотрим внимательно слайд, на котором в произвольном порядке расположены участки цепи, содержащие последовательно и параллельно соединенные проводники (резисторы, лампочки накаливания и т.д.)

Учащимся ставится задача: определить какое соединение изображено на каждом рисунке и распределить на две группы (последовательное и параллельное соединение)

Один учащийся на компьютере переставляет участки цепи в соответствующую названию группу; остальные подсказывают

После того как исправили таблицу учащимся задается вопрос: «По каким признакам можно определить вид соединения - параллельное, последовательное, смешанное.

Учитель обращает внимание учащихся на следующие признаки:

При последовательном соединении:

  • отключение (обрыв) одного из последовательно соединенных проводников приводит к размыканию цепи и прекращению тока во всей цепи

  • два последовательно соединенных проводника имеют одну общую точка (проводник).

При параллельном соединении:

  • отключение (обрыв) одного из параллельно соединенных проводников, не приводит к размыканию всей цепи (ток идет по одной из «веток» цепи

  • два параллельно соединенных проводника имеют две общие точки (узлы) в которых ток делится

Учащиеся пытаются сформулировать признаки

Показ серии слайдов «методом наплыва», где исходная схема усложняется добавлением резистора, и проверяются признаки последовательного и параллельного соединения.

Учащиеся подводятся к выводу, что на схемах изображено смешанное соединение, в которых можно выделить фрагменты последовательного или параллельного соединения

Учащиеся выясняют что один из признаков не выполняется

Теперь выясним, какие законы справедливы для последовательного и параллельного соединений проводников. Как вы думаете, будет ли одинаковой сила тока при последовательном соединении проводников, если они имеют одинаковое сопротивление? разное сопротивление?

Для того чтобы проверить ваши предположения, проведем один эксперимент (т.к. времени на проверку всех законов не хватит).

Учащимся выдается набор, состоящий из источника тока (батарейка с ЭДС 4,5В), амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода и два резистора с одинаковым и разными сопротивлениями. Предлагается собрать эл.цепь по схеме и измерить силу тока в различных участках цепи.

Делаются выводы что сила тока во всех участках цепи состоящей из последовательно соединенных проводников одинакова

Учащиеся выдвигают гипотезы

Учащиеся по 4 человека рассаживаются за столы сдвинутые буквой Т; двое ребят заранее подготовленных раздают на каждый стол оборудование; собирают эл.цепь и снимают показания.

Остальные законы, сведенные в таблицу мы будем проверять, выполняя лабораторную работу по изучению законов последовательного и параллельного соединения.

Выдается учащимся распечатанный лист c таблицей, в которую сведены законы последовательного и параллельного соединений (необходимо вклеить в тетрадь). На одном листе формата А4 можно разместить 10-12 табличек

А теперь вернемся к вопросу о ремонтопригодности нашей гирлянды и выясним, что же может произойти, если вместо лампочек поставить перемычку.

Решается задача с гирляндой, каждая из лампочек которой рассчитана на напряжение в 12В.

Учащиеся делают вывод о том что на каждую лампочку приходится большее напряжение.

Подведение итогов урока и организация домашнего задания


© 2010-2022