Конспект урока по физике на тему Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Постоянные магниты.

Магнитное поле Земли»

Цели урока:

- обучающая: дать понятия: постоянный магнит, полюса постоянного магнита, силовые линии магнитного поля, магнитное поле Земли; рассмотреть свойства постоянных магнитов; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов; познакомить со свойствами магнитного поля; выяснить причины изменения магнитного поля Земли;

- развивающая: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать умения и навыки проведения экспериментов;

- воспитательная: формирование познавательного интереса к предмету; воспитание аккуратности при проведении эксперимента.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, распечатанные инструкции для проведения экспериментов.

Оборудование к демонстрационным опытам на каждый стол: два полосовых магнита, образцы дерева, железа, стекла, алюминия, скрепки, стакан с водой, бумага , ткань, железные опилки, компас, лист картона, магнитная стрелка.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный этап

Сообщение темы и цели урока

Что в черном ящике? Слайд 2 и 3

Старинная легенда рассказывает о пастухе имени Магнус. Он однажды обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем "Магнуса" или просто "…". Но известно и другое предание о том, что слово … произошло от названия местности, где добывали железную руду. За много веков до н.э. было известно, что некоторые породы обладают свойством притягивать куски железа.

(Ответы учащихся)

Как вы думаете, что явится предметом изучения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ученики отвечают на поставленный вопрос). Действительно, речь пойдёт о постоянных магнитах, а также о магнитном поле Земли. Слайд 4 -6

Тема урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».

Сегодня мы с вами осуществим погружение в мир науки магнетизма, исследований, интересных фактов, связанных с магнетизмом.

Изучение новых знаний и способов действий

Слово учителя. Вам сегодня, ребята, предстоит самим исследовать свойства постоянных магнитов. Вы физики-экспериментаторы. Будете работать в парах. Задания и приборы уже лежат на ваших столах. Выполняя задания, будете делать рисунки и соответствующие выводы. У вас появится возможность убедиться в правильности результатов вашей работы, поскольку рисунки учителя и выводы будут в нужное время появляться. Таким образом, можно оценить, насколько вы по-научному мыслите, и поставить себе отметку.

Эксперимент учителя. Намагничивание стали.

Оборудование: источник тока, ключ, катушка, стальной сердечник, провода, грузы.

Наблюдения: сталь намагничивается и сохраняет намагниченность длительное время.

Слайд№3 Постоянные магниты - это тела, сохраняющие намагниченность длительное время. Магниты бывают естественные и искусственные.

Экспериментальное исследование учащихся (выводы записывают в листок отчета).

Опыт №1.

Цель: Выяснить все ли тела притягиваются к магниту.

Оборудование: постоянный магнит, стальной шарик, алюминивый цилиндр, деревянный кубик, стеклянный шарик, пробка, железные гвозди, скрепки.

Ход работы:

Поднести постоянный магнит к разным телам. Пронаблюдать, тела из каких веществ сильно притягиваются к магниту, а какие не притягиваются. Результат занести в таблицу 1.

Опыт №2.

Цель: выяснить оказывает ли свое действие магнит через стекло, воду, бумагу и ткань.

Оборудование: постоянный магнит, стакан с водой, металлические скрепки, лист бумаги, ткань.

Ход работы:

Опустите металлические скрепки в стакан с водой. Попробуйте достать их с помощью магнита. Заверните магнит в бумагу и поднесите к скрепкам. Сделайте тоже- самое завернув магнит в ткань. Запишите вывод в листок отчета.

Опыт № 3.

Цель: выяснить, какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие.

Ход работы:

Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Сделайте вывод и запишите его в листок отчета.

Проверка результатов эксперимента. Слайд 7 и 8

Опыт №4.

Цель: выяснить как взаимодействуют магниты.

Оборудование: магнитная стрелка, постоянный магнит.

Ход работы:

Поднести постоянный магнит к магнитной стрелке одноименными и разноименными полюсами. Пронаблюдать как они взаимодействуют. Сделать вывод и записать его в отчетный листок.

Проверка результатов эксперимента.

Учащиеся зачитывают результаты эксперимента, выводы. Сравнивают свои выводы с выводами на слайдах. Слайды 9 -12

-Как можно сделать видимым картинку магнитного поля? С помощью магнитных линий.

Просмотр видеофильма «Магнитные линии постоянного полосового магнита».

-Каковы свойства магнитных линий? Замкнутые, выходят из северного полюса и входят в южный. Слайд 11

Опыт № 5 и №6

Цель: Наблюдать спектр магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу одноименными и разноименными полюсами.

Сравнить свои рисунки с рисунками на слайде 13

Загадка про компас. Слайд 14

- Почему стрелка компаса поворачивается и устанавливается определенным образом?

Вокруг Земли существует магнитное поле. Слайд 15

Сообщаю о магнитных аномалиях. Слайд 16

Причины возникновения магнитных бурь и северных сияний. Слайды 17 и 18

Закрепление материала. Слайд 19

Д/З Слайд 20













Экспериментальное исследование свойств постоянных магнитов.


Опыт №1.

Цель: Выяснить все ли тела притягиваются к магниту.

Оборудование: постоянный магнит, стальной шарик, алюминиевый цилиндр, деревянный кубик, стеклянный шарик, пробка, железные гвозди, скрепки.

Ход работы:

Поднести постоянный магнит к разным телам. Пронаблюдать, тела из каких веществ сильно притягиваются к магниту, а какие не притягиваются. Результат занести в таблицу 1.

Опыт №2.

Цель: выяснить оказывает ли свое действие магнит через стекло, воду, бумагу и ткань.

Оборудование: постоянный магнит, стакан с водой, металлические скрепки, лист бумаги, ткань.

Ход работы:

Опустите металлические скрепки в стакан с водой. Попробуйте достать их с помощью магнита. Заверните магнит в бумагу и поднесите к скрепкам. Сделайте тоже- самое завернув магнит в ткань. Запишите вывод в листок отчета.

Опыт № 3.

Цель: выяснить, какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие.

Ход работы:

Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Сделайте вывод и запишите его в листок отчета.

Опыт №4.

Цель: выяснить как взаимодействуют магниты.

Оборудование: магнитная стрелка, постоянный магнит.

Ход работы:

Поднести постоянный магнит к магнитной стрелке одноименными и разноименными полюсами. Пронаблюдать, как они взаимодействуют. Сделать вывод и записать его в отчетный листок.

Экспериментальное исследование магнитного поля постоянных магнитов


Опыт №5.

Цель: наблюдать спектры магнитного поля постоянных магнитов.

Ход работы:

Расположите полосовые магниты на одной линии на расстоянии 2 см друг от друга разноименными полюсами. Сверху на них положите лист картона. Насыпьте на картон железные опилки. Слегка постучите по картону пальцем. Наблюдайте спектр магнитного поля. Зарисуйте его в отчетный листок.

Опыт №6.

Сделайте все то же, что в опыте№5 только расположите магниты одноименными полюсами. Сделайте рисунок.



© 2010-2022