«Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства»

 Что такое фризлайт?FreezeLight  - это люминография или, как ещё говорится, рисование светом. Это очень молодой и сложный вид искусства, так как для создания красивой картины в стиле фризлайт требуется целая команда и очень сплоченные действия.  Freeze – c английского языка переводится как “замороженный”, а light –это свет.Цель научно-исследовательского проекта: Выяснить,  является ли фризлайт видом изобразительного искусства? Фризлайт - новое молодёжное явление, появившееся совсем недавно. Со в...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

Секция экспериментальной физики





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



ФРИЗЛАЙТ-РИСОВАНИЕ СВЕТОМ



Войчишена Михаила Петровича

учащегося11 класса МОУ «Воронковская РСОШ»

Руснак Татьяны Васильевны

учащейся 9 класса МОУ «Воронковская РСОШ»

Трандасир Светланы Леонидовны

учащейся 9 класса МОУ «Воронковская РСОШ»



Научный руководитель -

Цыбульская Людмила Николаевна

учитель физики МОУ «Воронковская РСОШ»





Рыбница-2015

Содержание

I.Ведение……………………………………………………..3

II.Основная часть…………………………………………4-10

«Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства»

1.История возникновения фризлайта…………………4

2.Оптика. Геометрическая оптика……………………

3.Цифровой фотоаппарат, особенности режимов его

работы………………………………………………

4.Технология рисования……………………………..6

5.Свой проект…………………………………… .. …9

6.Исследование……………………………………….10

III.Заключение. Выводы…………………………………….11

IV.Литература………………………………………………...12





Введение

Вместо кисти - фонарь,

вместо красок - цветные фильтры,

вместо полотна и мольберта -

цифровая камера и штатив.

Арсенал художника - фризлайтера.



Что такое фризлайт?

FreezeLight - это люминография или, как ещё говорится, рисование светом. Это очень молодой и сложный вид искусства, так как для создания красивой картины в стиле фризлайт требуется целая команда и очень сплоченные действия. Freeze - c английского языка переводится как "замороженный", а light -это свет.
Цель научно-исследовательского проекта:

Выяснить, является ли фризлайт видом изобразительного искусства?

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • узнать историю возникновения фризлайта

  • повторить свойства света

  • познакомиться с понятиями: выдержка, светочувствительность, диафрагма

  • изучить технологию рисования светом

  • провести опрос по отношению подростков к фризлайту

наша гипотеза:

Фризлайт - новое молодёжное явление, появившееся совсем недавно. Со временем оно станет очень популярным, так же и в Приднестровье.

Методы исследования

- Метод опроса (анкетирование и беседа);
- Изучение литературы (реферирование);
- проект «день Влюбленных».

«Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства»

История возникновения

Свет и тень… Нашлись такие фотографы, которые ставят эти два фактора во главу угла. А все потому, что их увлечение - freezelight (или фризлайт). Работы молодых фотографов уже побывали на многих городских выставках, а их качество ни в чем не уступает профессионалам.

Началось все с того, как в 1949 году, когда в мастерскую Пабло Пикассо приехал его друг Гийон Мили, в то время бывший известным фотографом, снимавшим для журнала LIFE. Он посвятил Пабло в свои эксперименты с техникой фотографии, рассказав о том, как прикреплял к ботинкам конькобежцев небольшие фонарики. В итоге на фото появлялись следы, подвешенные в воздухе. Тогда это направление фотографического искусства носило название «рисование в пространстве» (space drawing).

Впечатленный, Пикассо решил попробовать свои силы, используя ту же технику. Можно сказать, что великий художник стал основателем направления «Фризлайт».

Тогда же Пикассо решил попробовать делать световые рисунки чуть более осмысленными, чем линии от фонариков. В результате возникла серия фото, опубликованная в журнале "Life". От современных световых граффити работы Пикассо и Гийона Мили отличались лишь тем, что на них виден автор рисунка, то есть водящий источником света человек. Сейчас основная часть световых граффити - работы, на которых автор скрывается с помощью мультиэкспозиции, постановки света, вспышек и подобных приемов с фототехникой. (Но без графических цифровых редакторов, конечно!)

На этой фотографии изображен художник Пабло Пикассо, рисующий в воздухе кентавра при помощи фонаря в своей гончарной мастерской. Как выяснилось позже, этот снимок принадлежит фотографу Гьону Мили, который сделал за свою жизнь несколько фотопортретов Пикассо. Фотография кентавра была создана при их первой встрече в местечке Валлаурис в 1949 году. Мили осветил художника светом вспышки, а Пикассо при помощи «светового карандаша» изобразил в воздушном пространстве кентавра.

Световое граффити от школы Баухауз.

Еще одним отцом-основателем световой графики является Ласло Мохой-Надь (1895-1946). Точнее, сделать огромный вклад в это искусство у него получилось почти случайно. Человек удивительно разносторонних интересов, он очень много работал над фотоискусством как таковым. Кроме того, Мохой-Надь преподавал во всемирно известной школе Баухауз. Там он вел курс фотографии, там же он оценил и доказал ценность фотографии в области рекламы и коммерции.

Экспериментируя с абстрактными картинами, коллажами, монтажами и всем остальным, он пришел к основам создания эффекта трехмерности в работах и особым светотеням. С этой точки «было недалеко» до увлечения световым искусством. Его фотокартины, выполненные светом, не содержат конкретных образов (он не рисовал людей или предметы, как Пикассо), но очень красочны и значимы в рамках истории световой графики.

Все его работы, которые не так уж просто отличить на первый взгляд от современных абстрактных световых граффити, были созданы в конце 30-х и начале 40-х годов, то есть еще до Пикассо.

Современный фризлайт

Фризлайт (буквально «замороженный свет») - фотосъемка на длинной выдержке, в ходе которой создаются конкретные образы и абстракции при помощи различных источников света. Хотя у слова явно английский облик, оно незнакомо жителям англоязычного мира. Зато российской молодежи объяснять, что такое фризлайт, обычно не требуется: согласно опросу на сайтах ВУЗов, каждый четвертый студент экспериментировал в этом направлении. Термин «фризлайт» появился в России 2 мая 2008 года. Слово было придумано Артемом Долгополовым и Романом Пальченковым для названия сообщества в «живом журнале» (livejournal), которое, по задумке авторов, должно было объединить всех, кто экспериментирует в фотографии на длинной выдержке и светом. Всплеск популярности в Интернет-ресурсе привел к тому, что слово стало нарицательным для всей области световых экспериментов.

Оптика - это раздел физики, в котором изучают свойства света, его физическую природу и взаимодействие с веществом. К видимому свету относят электромагнитные волны с частотой от 1,5*1011 до 3*1016 Гц. Видимый свет располагается между инфракрасным и ультрафиолетовым участками спектра электромагнитных излучений. Эту область спектра обычно называют оптической областью. Ей соответствуют длины волн λ, от 2*10-3 до 10-8 м.

Геометрическая оптика

Основной задачей всей геометрической оптики является получение изображений точечных источников света, а также протяженных предметов.

Изображением точечного источника света S называется такая точка S', которая является точкой пересечения и расхождения световых лучей из источника света S и которая воспринимается как источник света. В отличие от реального источника света, из которого лучи света расходятся во все стороны, из изображения лучи расходятся под определенным углом, поэтому его можно видеть не из любого положения.

Оптика относится к одному из древнейших разделов физики. Первые открытия в оптике были сделаны уже в древности. Тогда были открыты два закона геометрической оптики: закон прямолинейного распространения света и закон отражения света.

К познанию этих законов древние мыслители пришли, вероятно, очень давно. Опыт повседневной жизни: наблюдение тени, перспективы, астрономические наблюдения - привел к возникновению понятия луча света, а также к понятию прямолинейного распространения света. Наблюдая затем явление отражения света, в частности в металлических зеркалах, которые были распространены в то время, древние пришли к пониманию закона отражения света.

Эти два закона были описаны знаменитым греческим ученым Евклидом, жившим в III веке до нашей эры. С помощью этих законов Евклид объяснил множество наблюдаемых явлений - например, явление отражения света от плоских и даже сферических зеркал. Он геометрически вывел законы перспективы из четырнадцати исходных положений, которые были результатом оптических наблюдений. Например:

-лучи, исходящие из глаз, распространяются прямолинейно и расходятся в бесконечность;

-видимы те предметы, на которые падают зрительные лучи, и невидимы те, на которые зрительные лучи не падают;

-предметы, видимые под большими углами, кажутся больше, видимые под меньшими углами, кажутся меньше, а видимые под равными углами, кажутся одинаковыми;

-все, что видимо, видимо в прямолинейном направлении и т.д.

Исследованием отражения света плоскими и сферическими зеркалами занимался еще один знаменитый ученый древности - Архимед. Он знал свойство вогнутого сферического зеркала собирать световые лучи в фокусе. Согласно легенде, он даже смог сжечь неприятельский флот, используя щиты воинов как зеркала. Кроме того, Архимед в концепцию «лучей зрения» ввел поправки, основанные на влиянии величины зрачка на результат измерения.

Кроме закона прямолинейного распространения и отражения света ученые древности имели представление о преломлении света и даже пытались установить закон преломления.

При распространении в однородной среде свет движется прямолинейно. Прямая, указывающая направление распространения света, называется световым лучом. Однако необходимо всегда помнить о том, что понятие светового луча является геометрическим понятием. На границе раздела двух сред свет может частично отразиться и распространяться в первой среде по новому направлению, а также частично пройти через границу раздела и распространиться во второй среде.

Закон отражения. Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости, причем угол отражения β равен углу падения α.

При падении лучей света на идеальную плоскую границу раздела двух сред наблюдается так называемое зеркальное отражение. При зеркальном отражении отражающая свет поверхность невидима, видны только источники световых лучей. При падении параллельного пучка света на шероховатую поверхность наблюдается диффузное, или рассеянное, отражение. Каждый отдельный падающий луч при диффузном отражении подчиняется законам отражения света. Лучи, отраженные от участков такой поверхности, ориентированных различным образом по отношению к падающим лучам, не образуют параллельного пучка после отражения. В результате этого отражающая поверхность становится видимой.

В геометрической оптике важное место отводится нахождению изображений при отражении света от различных типов зеркал. Плоское зеркало представляет собой гладкую поверхность. Оно создает мнимое (кажущееся) изображение. Источник света S и его изображение S' расположены симметрично относительно поверхности зеркала.

Сферическое зеркало представляет собой гладкую сферическую поверхность. Ее оптической осью называется любая прямая, проходящая через центр кривизны сферической поверхности. Главная оптическая ось проходит через центр кривизны и полюс зеркала - точку, равноудаленную от границ зеркала.

Лучи, параллельные главной оптической оси, после отражения от сферического зеркала собираются в одной точке F, называемой фокусом зеркала. Расстояние от полюса зеркала до фокуса называется фокусным расстоянием f:

f =«Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства», где R - радиус кривизны зеркала.

При переходе из одной среды в другую происходит преломление света - т.е. изменение направления его распространения. Впервые исследование преломления света было осуществлено Клавдием Птолемеем почти две тысячи лет назад; в его работе «Оптика» были описаны результаты экспериментирования по преломлению света в стекле и воде, представленные в виде таблиц, очень точных для того времени. Ученый стремился выявить причину того, почему при отражении углы падения и отражения равны, а при преломлении углы падения не равны углам преломления. Птолемей посчитал угол преломления пропорциональным углу падения. В правильной форме закон преломления был открыт в XVII веке голландским физиком Виллебрордом Снеллиусом (1591-1626) и, независимо от него, французским физиком Рене Декартом (1596-1650).

Понятия «фокус» и «оптическая ось» впервые ввел в обиход великий немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630), разработав теорию построения изображения в оптических приборах. Эти понятия применяются в оптике вплоть до настоящего времени.

Закон преломления. Падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости. Угол падения α и угол преломления γ связаны соотношением: «Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства»= n,

Наблюдая преломление света, можно увидеть, что помимо преломления происходит и отражение света от границы раздела двух сред. При увеличении угла падения интенсивность отраженного луча увеличивается.

Угол падения, при котором наступает полное отражение света, называется предельным углом полного отражения. При всех углах падения, больших и равных , происходит полное отражение света.

При отражении и при преломлении свет может проходить один и тот же путь в двух этих противоположных друг другу направлениях. Это свойство света называется обратимостью световых лучей. Основным принципом геометрической оптики, из которого можно вывести все ее законы, является принцип Ферма.

Принцип Ферма. Свет распространяется из одной точки среды в другую по пути, для прохождения которого затрачивается наименьшее время.

Для практического применения большое значение имеет преломление света на сферической границе раздела сред. Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями, называется линзой. Линзы обычно изготавливаются из стекла, хотя могут быть и кварцевыми, и слюдяными и т.д.

Тонкой называется такая линза, толщина которой значительно меньше радиусов ограничивающих ее сферических поверхностей. Линза, которая в середине толще, чем у краев, называется выпуклой линзой. Линза, которая у краев толще, чем в середине, называется вогнутой линзой. Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей линзы, называется главной оптической осью линзы. Точка пересечения главной оптической оси с тонкой линзой называется оптическим центром линзы. Прямые, проходящие через оптический центр линзы и не совпадающие с ее главной оптической осью, называют побочными оптическими осями.

Одним из свойств линзы является то, что луч света, идущий вдоль главной оптической оси, проходит через линзу без изменения направления распространения. В воздухе или в вакууме все лучи, параллельные главной оптической оси выпуклой линзы, после прохождения линзы отклоняются к оси и проходят через одну точку F на главной оптической оси. Поэтому выпуклые линзы еще называют собирающими линзами. Точка F называется главным фокусом линзы. Плоскость, проходящая через главный фокус линзы перпендикулярно главной оптической оси, называется фокальной плоскостью.

У линзы два главных фокуса в однородной среде расположены на одинаковых расстояниях от ее оптического центра. Расстояние от оптического центра линзы до главного фокуса называется фокусным расстоянием F линзы. Все лучи, проходящие через один из ее главных фокусов, выходят из линзы параллельно главной оптической оси.

Расстояние f от собирающей линзы до изображения связано с расстоянием d от предмета до линзы и фокусным расстоянием Fлинзы:

«Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства»=«Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства». Это уравнение называется формулой линзы и применяется для нахождения расстояния до изображения при любом расположении предмета относительно линзы. Например, если значение расстояния f получается при расчете отрицательным, то это значит, что изображение предмета мнимое и находится по ту же сторону от линзы, что и предмет.

Величина, обратная фокусному расстоянию F, называется оптической силой линзы D: D =«Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства». Оптическая сила выражается в диоптриях (дптр). Линза с фокусным расстоянием 1 м обладает оптической силой в 1 дптр. Оптическая сила собирающей линзы положительна, оптическая сила рассеивающей линзы отрицательна.

В зависимости от положения предмета относительно линзы линейные размеры изображения могут изменяться. Отношение линейных размеров Н изображения к линейным размерам h предмета называется линейным увеличением Г: Г =«Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства».

Также в практике очень часто применяется такая оптическая система, как призма. Призма представляет собой прозрачное тело, ограниченное с двух сторон плоскими поверхностями, образующими между собой угол φ, называемый преломляющим углом призмы. В призме световой луч дважды испытывает преломление на преломляющих гранях и изменяет свое направление. Угол δ отклонения луча призмой определяется формулой: δ = α + β - φ,

где α - угол падения на первую грань, β - угол преломления на второй грани, φ - преломляющий угол призмы.

В реальных условиях идеальных систем не может быть. Точно так же не бывает и идеальных оптических систем - в любой системе существуют свои погрешности. Одной из задач геометрической оптики и является нахождение способов устранения либо компенсации подобных погрешностей.

Погрешности оптических систем называются аберрациями. Они возникают в результате использования широких световых пучков, применяемых для получения большей освещенности предметов, а также при получении изображений предметов, значительно удаленных от главной оптической оси оптического прибора (например, при фотографировании). При отсутствии аберрации каждой точке изображения однозначно соответствует точка предмета. Это может быть достигнуто в том случае, когда изображение образуется узкими световыми пучками, падающими на оптическую систему под малыми углами к ее главной оптической оси. В реальных оптических системах эти условия выполняются очень редко. Например, сферические линзы только приближенно удовлетворяют этим требованиям. В результате изображение получается недостаточно резким, мелкие детали становятся неразличимыми. Для уменьшения аберрации применяют системы линз.

Существует два основных вида аберрации - сферическая и хроматическая. Сферическая аберрация возникает в результате того, что периферия линзы преломляет лучи света сильнее, чем центральная ее часть. К примеру, линза большого диаметра дает изображение точечного источника не в виде точки, а в виде расплывчатого светлого пятна. Это явление обусловлено использованием широких пучков световых лучей. Получаемые с их помощью изображения являются нерезкими, расплывчатыми. Для повышения резкости изображения оптическую систему снабжают узким отверстием (диафрагмой), через которое пропускают пучок света. Сферическую аберрацию также компенсируют путем комбинации собирающей и рассеивающей линз, подобранных соответствующим образом.

Хроматическая аберрация связана с зависимостью показателя преломления оптических стекол от длины волны падающего на них света. Линзы из таких стекол преломляют синий свет сильнее, чем красный. В результате края изображения, полученного с помощью белого света, приобретают цветную кайму. Для ослабления хроматической аберрации применяют систему из выпуклой и вогнутой линз из особых материалов (так называемая ахроматическая пара линз). Полная компенсация хроматической аберрации возможна лишь для двух значений длин волн.

Кроме того, существуют и другие виды аберрации, к которым относят дисторсию, астигматизм и кому. Дисторсия представляет собой погрешность оптической системы, в результате которой изображение прямоугольной сетки приобретает подушкообразную или бочкообразную форму. Прямые линии искривляются наружу или внутрь, особенно у края изображения. Астигматизм возникает тогда, когда световые пучки (даже узкие) составляют значительный угол с главной оптической осью системы. Кома представляет собой погрешность оптической системы, возникающую при прохождении через нее широких пучков света от точки предмета, находящейся на побочной оптической оси. Изображение этой точки имеет вид вытянутого и неравномерно освещенного пятна в форме кометы. Для коррекции этих видов аберрации используются сложные оптические системы, элементы которых подобраны так, что они взаимно компенсируют возникающие погрешности.

В процессе исследования окружающего мира у человека появилась потребность в приборах, позволяющих получать изображения различных объектов и увеличивать угол зрения. Так возникли оптические приборы. Например, для получения изображения человек придумал проектор, фотоаппарат и т.д., а для увеличения угла зрения - микроскоп, телескоп, лупу, бинокль, подзорную трубу и многое другое.

Оптический прибор - фотоаппарат. В нем используется одно из свойств линзы, заключающееся в том, что при расположении предмета на расстоянии, большем двойного фокусного расстояния, линза дает его действительное уменьшенное изображение. Фотоаппарат состоит из объектива, обычно состоящего из нескольких линз, светонепроницаемого корпуса, видоискателя, диафрагмы и затвора. В светонепроницаемый корпус фотоаппарата помещают фотопленку, чувствительную к действию света. На ней объектив фотоаппарата создает действительное уменьшенное изображение фотографируемого предмета. Для получения четкого изображения предмета, который может быть расположен на разных расстояниях от фотоаппарата, объектив перемещают относительно фотопленки, результат наводки на резкость обычно контролируется через видоискатель. В зависимости от условий освещенности и чувствительности фотопленки путь свету от объектива к фотопленке открывается с помощью затвора на определенный интервал времени, обычно на сотые доли секунды. Световой поток регулируется и кольцевым отверстием в диафрагме за объективом, диаметр которого можно плавно изменять.

Как мы видим, для решения большинства задач практической оптики вполне достаточно средств геометрической оптики. Учение о свете является одним из важных в современной физике. Геометрическая оптика теоретическая основа оптотехники, теории оптических приближений и ряда других дисциплин. Основные понятия геометрической оптики необходимы каждому, независимо от избранной специальности. На основных законах геометрической оптики можно построить математическую теорию распространения света. Область явлений, изучаемых оптикой обширна. Оптические явления тесно связаны с явлениями, изучаемыми в других разделах физики, а оптические методы исследования относятся к наиболее тонким и точным.

Цифровой фотоаппарат, особенности режимов его работы

Как только не называют XX век - и веком атома и веком космоса, а еще генетики, химии и т.д. И мало кто задумывается над тем, какую роль в достижениях всех этих наук сыграла фотография, а ведь сейчас без нее исследователи не могут ступить и шагу. Не только исследователи, но и деятели искусств - ведь в основе кинематографа тоже лежит фотография, да и полиграфические технологии без нее не возможны. Современная фотография находит все большее применение в науке, технике и повседневной жизни. А ведь начиналось все довольно скромно, можно сказать, на бытовом уровне и невозможно было предположить, насколько широко будут возможности использования фотографического метода. С помощью фотографии были получены снимки планет, изображения живой клетки и кристаллической решетки минералов, изображения элементарных частиц, составляющих атом.

Фотография сочетает в себе оптику, точную механику и тонкую химическую технологию, а со стороны технической и художественной - теорию композиции, эстетику и теорию восприятия.

Между тем надо заметить, что фотография стала еще и очень перспективным рынком: на сегодня этот бизнес считается одним из самых прибыльных. Он стоит на четвертом месте в мировой табели о рангах, обгоняя по доходности книгоиздание, туризм и даже автомобильную промышленность.

Нетрудно догадаться, что «freezelight» требует дорогостоящей техники, если фотограф желает получить качественный снимок. Важно отсутствие компьютерной обработки снимка. Профессиональная или полупрофессиональная камера, штатив, несколько светодиодов, ручной режим на камере и темнота - вот на каких «слонах» держится фризлайт. Вот где действительно применима фраза «Темнота - друг молодежи».

Три важные характеристики,-выдержка, светочувствительность и диафрагма, - на которые в первую очередь обращают внимание любители фризлайта. Без правильно установленных настроек вся работа пойдет насмарку. Дело остается за малым - разбудить в себе креатив и творить в кромешной тьме.

«Фризлайт - это фотографирование на длинной выдержке осмысленно нарисованных светом объектов и абстракций». Именно такое определение дается процессу рисования светом. Ключевым словом здесь является «осмысленно». То есть автоматически из этого списка можно исключить случайные кадры, сделанные по принципу «вот если я поставлю выдержку на 1 секунду и вот так из стороны в сторону крутану фотоаппаратом, то должно получиться забавно…» На самом деле на то, чтобы сделать один-единственный щелчок затвора, уходит намного больше минуты. И это только нижний предел. Поэтому все, кто занимается фризлайтом, довольно старательные и терпеливые люди, ведь усердно работать над одной-единственной фотографией можно порядка получаса.

Иногда фотографии получаются размытыми. Размытые фотографии всегда считаются браком и, как правило, безвозвратно удаляются. Но только не те, которые делаются такими осознанно. Эти кадры в буквальном смысле отражают перевод слова фотография - «рисование светом», а называется новое направление в искусстве - световое граффити. Это происходит из-за того, что за время, в течение которого матрица фотоаппарата открыта, в кадре происходит движение объектов. Именно они и оставляют за собой своеобразный шлейф. Как ни странно, но в точности такой же принцип лежит в основе нового направления в фотографии - световое граффити. В отличие от бракованных снимков, фотографии в стиле светового граффити создаются осознанно с помощью разных светящихся приборов и, между прочим, претендуют на настоящее искусство - в итоге, получаются картины, только нарисованные не красками, а светом. На Западе это направление еще называют «фризлайт»(freezelight) - замороженный свет, или можно встретить термин «люминография» - рисование светом. Именно так проще всего объяснить, что же на самом деле происходит со светом при съемке на длинной выдержке. Главное - длительная выдержка .

Для того чтобы заняться световым граффити, крутая камера не нужна - сойдет и «мыльница». Главное, чтобы в ней был ручной режим съемки - это необходимое условие, так как для рисования светом придется оперировать тремя основными параметрами: выдержкой, светочувствительностью и диафрагмой. Выдержка в данном случае - это время, которое есть у фотографа, чтобы нарисовать святящимся прибором картину в воздухе. Пока затвор камеры открыт, на матрицу попадает свет, который при движении источника света на снимке превращается в линию. Соответственно, чтобы получить такие линии нужно время. Поэтому в световом граффити самое главное - длительная выдержка, длящаяся не менее пяти секунд. Этого достаточно, чтобы нарисовать символ или букву. Для задач посложнее нужна более длительная выдержка, например, 30 секунд. Однако это может послужить причиной появления так называемых цифровых шумов. Чтобы избежать такого неприятного эффекта, придется снизить светочувствительность до 50-100 единиц. С помощью диафрагмы можно регулировать количество света, попадающего на матрицу. Чем больше значение - тем меньше света, чем меньше значение - тем больше света. Вообще фотохудожники рекомендуют выставлять максимально высокое значение диафрагмы. Но для того чтобы понять какое значение дает наилучший результат необходима практика.

Если желание все-таки есть, но вы не имеете возможности приобрести профессиональный фотоаппарат, заняться фризлайтом вы все равно сможете, даже с помощью обычного цифрового фотоаппарата марки «Canon» можно создать шедевр. Дело в том, что у них есть так называемые предикативные режимы, которые обычно обозначаются различными символами - портрет, макросъемка, пейзаж и т.д. Нам же интересен «ночной режим съемки».

Выставив его, следует поставить фотоаппарат на штатив или неподвижную поверхность и закрыть рукой объектив, чтобы на линзу не попадало никакого света. Притопив кнопку спуска затвора, камера сфокусируется. Таким образом, сенсоры камеры определят, что все происходит в кромешной тьме, удлинят выдержку и максимально откроют диафрагму. Уберите ладонь от объектива и дожимайте кнопку затвора. Начинайте рисовать, но учтите, что времени на рисование у вас будет от 4 до 15 секунд в зависимости от модели камеры. Поэтому работайте вдвоем или даже втроем. Один закрывает объектив и жмет на затвор, другой - рисует. Скорость рисования тоже придется увеличить.

Одно из главных условий для фотохудожника, решившего заняться световым граффити, - это жесткая фиксация камеры. Небольшой порыв ветра или даже дыхание фотографа может свести на нет все творчество. Лучше всего поставить фотоаппарат на штатив. Если его нет, то подойдет любая жесткая поверхность: скамейка, каменный парапет, стол. Причем выбирать объект для съемки лучше всего днем - так проще найти место для установки камеры. Кстати, некоторые фотографы носят с собой пакетик с крупой, например, с гречкой. Есть такой старый прием - рассыпать крупу на неровную поверхность и поставить на нее камеру - так сгладятся все шероховатости.

Ну, а дальше остается только дождаться наступления ночи, так как лишь в темное время суток возможно поглощение света. Ночь, кстати, несет еще одно коварство, незаметное днем. Дело в том, что для рисования светом крайне нежелательны лишние источники света: уличные фонари, окна, фары машин. Эти источники по яркости близки к тем, которые будут использоваться для рисования или даже превышают их, и в таком случае картина просто не получится - нужный свет сольется с городским освещением.

Технология рисования фризлайтом

В тёмном помещении фотоаппарат размещается на штативе. Устанавливается длительная выдержка, и в поле зрения фотоаппарата фонарями «рисуются» объекты или узоры.

Если дневной свет или освещение в студии предлагает уже готовую композицию в кадре, то в светографике на полученный снимок попадёт только то, на что будет направлен свет.

Основные методы:

Два основных метода светографики - статический и динамический.

Метод статической отрисовки.

Монокомпозиция. Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.

Мультикомпозиция. Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.

Метод динамической отрисовки.

Перемещающийся свет. Рисование с помощью источников света (световыми мечами) всевозможных импровизации в пространстве. Используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна. Пример: всевозможные надписи, орнаменты, украшения.

Перемещающаяся плоскость отрисовки, световой сдвиг. Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости.

Размывание. Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча размывается граница света-тени.

Искажения и преломления. Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приёмы получения такого изображения очень напоминают световой сдвиг, но результаты зависят от форм отражённых предметов.

Все вышеперечисленные методы являются лишь частями единого процесса. Они как самостоятельны, так и прекрасно сочетаемы друг с другом.

Световая кисть

Световая кисть - техника фотосъёмки. Принцип использования световой кисти заключается в том, что объекты освещаются отдельно, а источник света при этом передвигается. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение в натюрморте.

Световая кисть - инструмент рисования светом. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч, направленный пучок света. Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. В качестве световой кисти используют бытовой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Для рисования светом подойдет практически любой светящийся предмет: фонарик, светодиод, зажигалка, горящая свеча, искрящийся бенгальский огонь и даже мобильный телефон - главное, чтобы он ярко светился. Однако чаще всего используются фонарики и лазерные указки. Эти устройства в отличие от других светящихся приборов мгновенно включаются и выключаются. А значит, появляется возможность создавать более сложные рисунки. Лазер вообще заслуживает отдельного разговора. В отличие от фонарика им нужно рисовать не в воздухе, а на объектах. Это может быть стена, дерево, мусорные баки, все что угодно. Фотографируется в таком случае отражение луча - та точка, которая блуждает по плоскости. Одно из самых увлекательных занятий для «фризлайтеров» - это поиск осветительных приборов. К сожалению, современные производители пока еще не наладили выпуск специальных фонариков для светового граффити. Рисовать светом можно, используя даже простейший однодиодный фонарик: с его помощью получится самый простой и незамысловатый кадр. Чтобы добиться уникальных снимков, на которых запечатлены следы от разноцветного, огненного или многослойного света, нужно использовать более сложные приспособления.

Светодиодный жезл. Обычно он представляет собой тридцать небольших светодиодов, выстроенных в три ряда, но могут быть и другие комбинации. Питается такой жезл от простого аккумулятора.

Люминесцентная лампа. По задумке производителя лампа должна работать от сети. Чтобы обеспечить еще больше возможностей для съемки, можно запитать ее от 12-вольтового аккумулятора. На люминесцентную лампу надеваются также цветные фильтры, которые делаются из полупрозрачных пластиковых канцелярских папок.

Лампы накаливания. С ними проблем побольше - 12-вольтовый аккумулятор в ряде случаев просто не сможет «выжать» из себя такое количество мощности. Поэтому проще найти хороший многометровый удлинитель. Если использовать небольшую хитрость в работе с лампой накаливания, можно получить необычный результат. Все что необходимо - это привязать к ней новогодний дождик. Важно следить за нагревом лампы при работе с дождиком, иначе, как минимум, запахнет жареным.

Парафиновая свеча. Обеспечит эффект огненного следа. При рисовании на улице свеча легко тухнет, однако и здесь есть выход - можно поставить свечу в стеклянный стакан или подсвечник, который будет защищать пламя от боковых дуновений. Кстати, стекло придаст дополнительную яркость огню.

Бенгальский огонь. Благодаря рассыпающимся ярким искрам дает «волосатый» след. Сложность в работе с ней, такая же, как со свечой, - невозможно приспособить выключатель, а значит прерывать след весьма проблематично.

Световой меч

Световой меч - один из инструментов, используемых в динамической отрисовке. Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече - люминесцентная лампа. Представляет собой постоянный источник света, напоминающий меч, палку, шест. Обязательное условие - равномерное, излучающее свет пространство

Не бояться экспериментов со светом!

Для «фризлайтера» очень важно пространственное мышление. Если его нет или оно слабо развито - упорные тренировки помогут это дело исправить. Во время рисования светом, важно запоминать, где только что была проведена линия - это поможет контролировать композицию, и все детали рисунка будут именно на тех местах, где и должны находиться. Упростить процесс рисования можно несколькими способами. Во-первых, нужно изобразить на бумаге то, что затем будет рисоваться в воздухе. Это поможет закрепить образ в голове. Во-вторых, все мы в детстве рисовали мелом на асфальте - можно вспомнить и этот навык. Днем рисуем на асфальте и стенах, а ночью в воздухе. Тем, у кого в прямом доступе есть школьные доски, будет еще проще. Третий способ - ориентироваться по находящемуся перед фотографом объекту. Можно представить рисунок на стене, находящейся позади штатива с фотокамерой, и обвести его фонариком.

Надев темную одежду, «фризлайтер» может подходить совсем близко к объекту рисования: на длинной выдержке возможно и не такое. А если фотограф замрет на мгновение, то его лицо попадет в кадр. Регулируя интенсивность света, можно сделать так, чтобы нарисованный светом объект был четким или наоборот. В общем, главное в искусстве светового граффити - не бояться экспериментов.

Работа фризлайтера - командная. В команде должно быть минимум 2 человека. А лучше 3-4. Один фотографирует: нажимает и держит кнопку затвора (если есть - делать большие выдержки в несколько минут). А остальные двигаются с фонариками - рисуют. «Рисование» светом - очень непростой процесс. Нужно тридцать раз снять сцену, чтобы получить один хороший кадр. Мы еще пока не знаем обо всех нюансах, но, надеемся, методом проб и ошибок научимся делать интересные кадры.

Светографика - искусство рисовать светом, когда световые линии замирают, образуя сказочную и удивительную череду образов, рождающихся руками создателя и воображением наблюдателя. Ни один снимок на планете никогда не будет схож с каким-либо другим. Рисовать можно чем угодно: фонариками и светодиодами, зажигалками и горящими свечами, даже мобильными телефонами. Главное, чтобы они ярко светились. Рисуют светом в одиночку или командой. Когда рисованием светом занимаются несколько человек, получаются невероятные кадры с многочисленными источниками света, зачастую разноцветными. Кстати, цветовая гамма «фризлайтеров» немного ограничена. Они могут использовать только красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый и белый цвета.

Источником вдохновения у каждого фотографа служит что-то личное - пережитое событие, любимый человек, погода или услышанная мимолетом композиция. Идеей для фризлайта может служить все: от вазы и цветка до пейзажей и самолетов. Место для создания снимка выбирается заранее. Все зависит от того, есть ли в снимке просто красивые узоры или требуется еще и определенный фон.

Но суть - одна: светопись - это интересная и простая техника, дающая потрясающие результаты. И все, что вам действительно нужно делать - это в прямом смысле рисовать светом. Для того чтобы научиться «рисовать светом» не нужно каких-либо выдающихся способностей. Достаточно иметь следующее:

1. Камеру, позволяющую делать снимки на длинных и сверхдлинных выдержках. Здесь стоит выбирать цифровые камеры, так как они дают возможность сразу же оценить результат.

2. Хороший штатив. Штатив понадобится в любом случае, так как снимать придется на длинных выдержках и чем более устойчива будет камера - тем лучше.

3. Источник света. Это может быть обычный светодиодный фонарик или лампа дневного света.

4. Темное место. Чем темнее оно будет, тем лучше. Идеальное место для светописи - темная комната, куда не попадает уличный свет.

Пробуйте экспериментировать - «рисуйте» светом, как кистью - размашисто и смело или наоборот - аккуратно вырисовывайте какую-то абстракцию. Имейте в виду, чем медленнее будет движение, тем ярче оно получится на снимке. Не задерживайте луч света долго на одном месте, иначе можно засветить кадр и получить эффект прожженной пленки.

Когда затвор закроется можно включить свет и посмотреть результат. Проанализируйте, что у вас получилось, и при необходимости повторяйте процесс, пока не добьетесь нужного результата.

Техника светописи:

1.Отрисовка предметов. Пометите предмет съемки в абсолютно темной комнате. И, проделав все подготовительные процедуры, начинайте съемку. Нажав на кнопку спуска затвора, прорисуйте источником света контур предмета. Чтобы получить более интересный результат попробуйте поэкспериментировать с источниками света разного цвета.

2.Съемка на улице. Выберите малоосвещенное место и подходящий для съемки объект, идеально - вообще не освещенный. При работающем затворе отрисуйте контур выбранного объекта своим источником света. В результате на снимке может получиться очень интересный эффект: сюрреалистическое изображение на совершенно естественном фоне.

3.Световые надписи (граффити). Вы можете создавать всевозможные световые надписи, рисунки, абстракции в пространстве. Если вы используете стену, но просто «рисуйте светом» используя разноцветные источники света. Если вы снимаете рисунок в пространстве необходимо чтобы тот, кто «пишет» направлял луч света в сторону камеры и достаточно быстро перемещался, чтобы его силуэт не был явно выражен на снимке.

Для создания надписей необходимо представить, как будет выглядеть слово в зеркальном отображении, для этого его заранее пишут на листе. Так же, шаблоны используются для создания сложных рисунков.

Виды рисунков:

1. абстрактные

2. простые предметы

3.сюжетные рисунки

4. надписи

5. контурное подсвечивание предмета

6. рисунок и человек в кадре.

Одним словом - импровизируйте. Используйте воображение и фантазию, чтобы создавать сюрреалистические, оригинальные снимки.

Результатом деятельности являются фотографии нарисованных объектов, выставки, презентации. Часто используют рисунок светом для создания заставок к мероприятиям, надписей. В апреле 2010 года в Государственном Эрмитаже был представлен проект «Рождение музея», автор которого, Юрий Молодковец, создал с помощью технологии фризлайта образы картин французских импрессионистов. Проект имел огромный успех, и в России началось активное развитие фризлайта, как новой формы искусства. В настоящее время фризлайт используется для создания различных роликов, в этой технике выполнены: логотип «Евровидения-2011», «Час Земли-2011», разная реклама, афиши и т.д.


Социологический опрос

Мы провели исследование по следующим вопросам:
1.Вы знаете что такое «фризлайт»?

2.Относится ли «фризлайт» к изобразительному искусству?

3.В одежду какого цвета должен быть одет фотохудожник?

4. Почему фотохудожник, быстро двигающийся перед объективом с фонариком в руке, не виден на фотографии?

5. Почему фоторисунок не получается, если свет от фонарика попадает в объектив?

6. Свет ведь в однородной прозрачной среде распространяется прямолинейно. Почему же световые рисунки имеют форму различных кривых?

Делаем выводы:

  1. 25% респондентов уверены, что знают, что такое фризлайт. Тем не менее, 75% не имеют понятия об этом виде искусства.

  2. 42% уверены, что фризлайт относится к изобразительному искусству. 58% - новое направление в развитии фотоискусства. Я думаю, что и то и другое утверждение правильно.

  3. Под разными другими названиями - световая кисть, лайт-граффити и др. - фризлайт существовал задолго до рождения Долгополова и Пальченкова. Но никогда он не был так популярен в России, как сейчас. И нигде в мире сегодня нет такого массового увлечения световыми рисунками, как в России.

Свой проект

Фризлайт - рисование светом. Об этой теме мы узнали совсем недавно в интернете. Нам стало интересно, и мы решились попробовать. Первый наш опыт прошел хорошо. Конечно, сначала получалось не все так гладко, как мы хотели, но уже буквально через полчаса у нас получился замечательный кадр. С тех пор в свободное время мы занимаемся фризлайтом. Мы ни разу не пожалели о том что решились попробовать. Нам это безумно понравилось!

Заключение

Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась полностью. По результатам опроса только 25% знают, что такое фризлайт. Но я думаю, что за фризлайтом будущее современной фотографии, рекламы. Ведь для того, чтобы научиться «рисовать светом», не нужно каких-либо выдающихся способностей. Нужно просто желание творить что-то интересное. Да, для получения шедевров нужно обладать хорошей (дорогой) фототехникой, развитым пространственным мышлением, да и финансы потребуются немалые. Но для того, чтобы начать, нам потребуется лишь простейшая цифровая фотокамера «мыльница» с режимом «ночная съёмка» и светодиодный фонарик. Чем больше функций будет у фонарика (переключение цвета, изменение ширины светового пучка и т.д.), тем лучше, но начать можно с обычного китайского фонарика. Увлеченность фотографией помогла понять принцип работы цифрового фотоаппарата. Мы научились настраивать его в режиме приоритета выдержки, устанавливать необходимое время экспозиции и чувствительность матрицы для получения изображения светящихся объектов и узоров. Считаем, что знакомство с указанным направлением в фотоискусстве будет полезным при изучении оптики.«Фризлайт, новое направление в развитии фотоискусства»




Используемая литература:

  1. Интернет-сайт ru.wikipedia.org

2.Абдулов Р. М. Методика использования цифрового фотоаппарата в учебном физическом эксперименте: метод. рекомендации для студентов и преподавателей/Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 20107

3.Годжаев Н.М. Оптика-М.: Высшая школа, 19775.

4.ГорбатовВ.А.,ТамицкийЭ.Д.Фотография-М.: Изд-во Легпромбытиздат, 1985

5. Ландсберг Г.С. Оптика-М.: Наука, 1976

6.Митчел З.Э. Фотография-М.: Изд-во Мир, 1988

7. Сивухин Д.В. Общий курс физики: Оптика-М: Наука,1980




29


© 2010-2022