• Преподавателю
  • Физика
  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Бушуева Наталья Леонидовна

Современные подходы к образованию требуют от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляют определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля знаний и умений в процессе обучения физике. Так, вместо традиционных методов необходимо использовать задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д.

Выделим способы дифференциации, которые могут быть использованы в процессе обучения физике на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню познавательной деятельности, по объёму, по степени самостоятельности учащихся, по характеру помощи учащимся, по форме учебных заданий. Способы дифференциации сочетаются друг с другом, а задания предлагаются ученикам на выбор.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню познавательной деятельности учащихся

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной, продуктивной или творческой. Уровень усвоения знаний и умений учащимися определяется по выполнению соответствующих заданий. Раскроем содержание знаний и умений учащихся первого уровня при изучении школьного курса физики.

На репродуктивном уровне учащиеся должны: называть условные обозначения физических величин, их единицы; распознавать и называть физические приборы, определять цену деления; воспроизводить факты, явления; воспроизводить определения понятий, формулировки законов; наблюдать явления и процессы, измерять величины; воспроизводить физические формулы и др.

Умения репродуктивного уровня: узнавать физический прибор по его внешнему виду или условному обозначению; устно (письменно) описывать физическое явление; собирать простейшие экспериментальные установки; пользоваться изученными примерами для решения похожих задач, таблицами, каталогами, графиками.

На продуктивном уровне, кроме вышеперечисленного, учащиеся должны: различать понятия, понимать: законы, принципы, положения теорий; осмысленно полностью или в сокращенном виде воспроизводить материал; выделять в материале главные положения, доказывать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений; приводить примеры взаимосвязи физики и техники.

Умения продуктивного уровня: иллюстрировать физическое явление; проиллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами; применять полученные знания на практике, т. е. умеет решать задачи, составлять схемы, выполнять практические задания; замечать проблемы и находить способы их решения; интерпретировать данные и формулировать обобщения; объяснять роль и место эксперимента в процессе познания; вычислять погрешность измерений; объяснять причины погрешностей измерений и способы их уменьшения; планировать и правильно организовывать отдельные этапы учебной деятельности.

На творческом уровне, помимо всего перечисленного, учащиеся должны: обобщать полученные знания на эмпирическом и теоретическом уровне; знать историческое развитие отдельных разделов физической науки.

Умения творческого уровня: устанавливать межпредметные связи (физики, математики, химии, биологии и т.п.); устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным; переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов; использовать знания других предметов для анализа сущности физических явлений; соотносить физические явления и физические теории их объясняющие и др.

2. Дифференциация заданий по объему учебного материала

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы. Учащиеся с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.

3. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все ученики выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые ученики приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть школьников начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе, выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й - полусамостоятельная, а для 3-й - фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем учащимся, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи является: а) помощь в виде вспомогательных заданий; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-консультаций, записей на доске).


© 2010-2018