- Преподавателю
- Физика
- Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. конспект
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. конспект
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Радаева Н.В. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«___»____________20 г. Физика 8 класс
Урок 18.
Тема: Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Цели урока:
-
ознакомить учащихся со вторым видом парообразования - кипением и подсчетом количества теплоты при парообразовании и конденсации
-
формировать неформальные знания и умения в освоении понятий «кипение» и «удельная теплота парообразования (кипения)»;
-
воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Оборудование:Штатив с кольцом, колба с водой, спиртовка (кипятильник), спички, штатив, стеклянная пластинка, мензурка, термометр.
Ход урока
-
Организация урока
-
Сообщение темы и цели урока
-
Проверка домашнего задания.
Опрос учащихся: § 16, 17.
Упр. 9(1 - 5).
Задание 3.
-
Какое явление называют испарением?
-
Почему испарение жидкости происходит при любой температуре?
-
От чего зависит скорость испарения жидкости?
-
Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости?
-
Как зависит скорость испарения жидкости от площади ее поверхности?
-
Какой пар называется насыщенным?
-
Какой пар называется ненасыщенным?
-
Почему испарение жидкости происходит быстрее, если над ее поверхностью дует ветер?
-
Против каких сил совершают работу молекулы, выходящие из жидкости при испарении?
-
Как объяснить понижение температуры жидкости при ее испарении?
-
Как можно на опыте показать охлаждение жидкости при испарении?
-
Как можно объяснить, что при одних и тех же условиях одни жидкости испаряются быстрее, другие - медленнее?
-
При каких условиях происходит конденсация пара?
-
Какие явления природы объясняются конденсацией пара? Приведите примеры и объясните их.
Упражнение 9
1. В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя: в тихую или ветреную? в теплую или холодную? Как это можно объяснить?
2. Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?
3. Выступающий в жару на теле пот охлаждает тело. Почему?
4. Почему в сухом воздухе переносить жару легче, чем во влажном?
5. Чтобы остудить воду в летнюю жару, ее наливают в сосуды, изготовленные из слабообожженной глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Почему?
6. В блюдце и в стакан налита вода одинаковой массы. Где вода быстрее испарится? Почему?
7. Для чего летом после дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя, навоза или торфа?
-
Изучение нового материала.
Основной материал:
-
Процесс кипения.
-
Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде.
-
Работа с таблицами «Температура кипения некоторых веществ» и «Удельная теплота парообразования некоторых веществ».
Рассмотрим второй способ образования пара - кипение. Пронаблюдаем это явление на опыте. Для этого будем нагревать воду в открытом стеклянном сосуде, измеряя ее температуру. При нагревании испарение воды с поверхности усиливается, иногда даже можно заметить над ней туман. Это водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки (сам пар, конечно, невидим).
При дальнейшем повышении температуры мы заметим появление в воде многочисленных мелких пузырьков (рис. 19,а). Их размеры постепенно растут. Это пузырьки воздуха, который растворен в воде. При нагревании излишек воздуха выделяется из воды в виде пузырьков. В них содержится насыщенный водяной пар, так как вода испаряется внутрь этих пузырьков воздуха.
По мере дальнейшего нагревания воды пузырьки становятся крупнее и многочисленнее. С ростом размеров пузырьков возрастает и архимедова сила, выталкивающая их из воды, и они всплывают. В этот момент бывает слышен шум, предшествующий обычно кипению. При определенной температуре с приближением к поверхности жидкости объем пузырьков резко возрастает. На поверхности они лопаются, и находившийся в них насыщенный пар выходит в атмосферу - вода кипит (рис. 19, б).
Кипение - это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.
Следует помнить, что у различных жидкостей температура кипения различна (см. табл. 5).
а)
В отличие от испарения, которое происходит при любой температуре (см. § 16), кипение от начала до конца происходит при определенной и постоянной для каждой жидкости температуре. Поэтому, например, при варке пищи нужно уменьшать огонь после того, как вода закипит. Это даст экономию топлива, а температура воды все равно сохраняется постоянной во все время кипения.
Температуру, при которой жидкость кипит, называют температурой кипения.
Во время кипения температура жидкости не меняется.
Температура кипения некоторых веществ, °С
{при нормальном атмосферном давлении)
С ростом давления увеличивается температура кипения жидкости, и наоборот. Как известно, давление воздуха уменьшается с увеличением высоты над уровнем моря. Следовательно, температура кипения жидкости с увеличением высоты также уменьшается.
Таблица 5
Водород
-253
Вода
100
357
1740
2567
2750
Кислород
- 183
Ртуть
Молоко
100
Свинец
Эфир
35
Медь
Спирт
78
Железо
Некоторые вещества, которые в обычных условиях являются газами, при достаточном охлаждении обращаются в жидкости, кипящие при очень низкой температуре. Жидкий кислород, например, при атмосферном давлении кипит при температуре -183 °С. Вещества, которые в обычных условиях мы наблюдаем в твердом состоянии, обращаются при плавлении в жидкости, кипящие при очень высокой температуре. Например, медь кипит при 2567 °С, а железо - при 2750 °С
Демонстрации:
∙ Наблюдение за процессом кипения воды, а также за постоянством ее температуры во время кипения.
-
Закрепление изученного материала
Решение задач со сборника Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике, 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2004:
- 1112.
- 1106.
- 1107.
- 1108.
- с авторского пособия «Разноуровневые задания по физике с элементами ЕГЭ», 8 класс. - Оренбург, 2007:
∙ тест (35 - 38, с. 33).
∙ задание с пропусками (32, 34, с. 39)
∙ вопрос (42, 43, с. 43).
Разбор контрольных вопросов с учебника к § 18 (2), 20 (2, 4) и упр. 10 (1 - 3).
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание
§ 18, 20.
Упр. 10 (4 - 6).
Составить 5 вопросов по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» с 3 ответами (один из них правильный).
Задачи со сборника Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике, 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2004:
№ 1113, 1110* (по желанию учащихся)
«___»___________20 г. Физика 9 класс
Урок 19.
Тема:Решение задачпо теме «Закон сохранения импульса»
Цель: совершенствовать умение самостоятельно мыслить и применять знания к решению задач различных видов, расширять кругозор путем подготовки сообщений и интересных фактов.
Ход урока
-
Организация урока
-
Сообщение темы и цели урока
-
Актуализация знаний.
-
Объясните явления, которые А. Беляев описал в повести «Звезда КЭЦ»: «Я начал раздеваться и вдруг почувствовал, что физический закон «сила действия равна силе противодействия» обнаруживается здесь в чистом виде, не затемненный земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек превращаются в реактивные приборы... Сбросил костюм, говоря по-земному, вниз, а сам, оттолкнувшись от него, подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня оттолкнул».
-
Какое движение называют реактивным?
-
Приведите примеры реактивного движения.
-
Почему ракета может двигаться в безвоздушном пространстве?
-
Каким способом можно изменить скорость ракеты?
-
Сообщения учащихся по темам:
-
-
-
-
-
-
-
Основоположники научной космонавтики.
-
Из истории создания космической техники.
-
Новости космических экспедиций последних лет.
-
Космонавтика России сегодня.
-
-
-
-
-
-
Объясните результаты опыта.
Пробирку с небольшим количеством воды, закрытую туго пробкой, подвесьте на нити, как показано на рис. 1, и нагревайте до кипения. Наблюдайте за движением пробки и пробирки, сделайте вывод.
-
-
-
-
-
Решение задач.
-
-
-
-
1. Винтовка массой 5 кг, подвешенная на шнурах, выстреливает пулю массой 4 г, которая вылетает из дула со скоростью 520 м/с. Чему равна скорость отдачи винтовки?
2. Под действием какой постоянной силы ранее покоящееся тело массой 300 кг в течение 5 с пройдет путь 25 м?
3. На определенном участке вертикального пути разгона космической ракеты она движется с ускорением а = 5g. С какой силой прижимается в этот момент космонавт к кораблю, если масса его 75 кг, на космонавта действуют mg - сила тяжести и N - сила реакции опоры, т.к. ракета движется вверх и ускорение а направлено вверх.
Запишем второй закон Ньютона в векторном виде:F= та,найдем равнодействующую силуF= N + т g,
т а = N + т g, в проекциях на ось ОУ: ma= N - mg, N = т (а + g).
По третьему закону Ньютона Fд= N, поэтому: Рд= m(a+ g) = m(5g+ g) = 6mg. Fд = 6 • 75 кг · 9,8 м/с2 = 4,41 кН.
-
-
-
-
-
Итоги урока.
-
Домашнее задание:
-
-
-
-
упр.22 (1,2).
На вопросы учащиеся отвечают устно, задачи решают в тетради самостоятельно и сами выбирают степень сложности: I уровень, II уровень.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Сформулируйте и запишите формулу закона всемирного тяготения. Каков физический смысл гравитационной постоянной?
-
Iуровень. Вычислите силу всемирного тяготения между двумя космическими кораблями, движущимися параллельно друг другу на расстоянии 10 м, если их массы одинаковы и равны 10кг. (6,67 • 10-5Н)
-
IIуровень. Масса Луны примерно в 81 раз меньше массы Земли. Чему равно отношение силы всемирного тяготения Fbдействующей со стороны Земли на Луну, к силе F2, действующей со стороны Луны на Землю?
-
2. а) какую силу называют силой
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Сформулируйте закон Гука. Запишите его формулу. Назовите единицу измерения коэффициента жесткости.
-
а) Какую силу называют силой трения? Когда она действует? Как направлена? От чего и как зависит значение силы трения? Запишите соответствующую формулу.