Методическая разработка урока Механическое движение

Данный урок- это урок повторения и обобщения знаний по теме "Механическое движение". Разработка урока включает в себя пояснительную записку, план, технологическую карту, ход урока. В данной разработке приведены примерные задания для проведения занятия, подобраны задачи из литературных произведений, домашнее задание. Данный урок завершает изучение темы "Основные понятия кинематики" и может быть зачетным по данной теме. к уроку подготовлена презентация, в которой отражены основные этапы урока и пр...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по теме «Механическое движение»

Дисциплина: «Физика»

Профессия: 190631.01 «Автомеханик»

Курс: 1

Группа: А-42

Тема: Практическая работа «Обобщение материала по теме: «Механическое движение».

Цель занятия: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Механическое движение».

Задачи:

Образовательная:

- систематизировать и оценить уровень усвоения знаний по теме «Механическое движение»;

Развивающая:

- активизировать развитие познавательной активности;

- развивать умения логически мыслить, самостоятельно формулировать

выводы на основе анализа и решения поставленных задач;

- развивать умение работать с информацией.

- развивать умение принимать коллективные решения;

Воспитательная:

- воспитание личностных качеств (чувство толерантности, инициативность, трудолюбие, умение сотрудничать в коллективе);

- формирование личной ответственности за принимаемые решения;

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний

Технология - педагогика сотрудничества, технология группового обучения, игровая технология.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Прогнозируемые результаты:
Предметные:

- владение базовыми понятиями по теме: «Механическое движение»;

- умение решать задачи;

- умение поиска информации в источниках различного типа для решения и объяснения разных видов задач;

- владение умением применять полученные знания для выполнения заданий разных типов.
Метапредметные:

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - Умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность.

- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.- Осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.

- ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач.- способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.- Готовность работать в команде; вступать в диалог, учитывая позицию другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, публично представлять результаты групповой деятельности.

Оборудование и методическое обеспечение урока:

- дидактический материал (раздаточный материал: задания для групп, тексты задач, конструктор формул, тексты заданий);

- компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, мел, доска, ватман, маркеры, магниты;

- презентация.

Литература:

  1. Мякишев Г.Я., Физика 10 кл.


















ПЛАН УРОКА



Элементы занятия

Время,

минут

Содержание

Методы

1.

Организационный момент

  1. Мотивация

  2. Формулирование цели и задач

5 мин

Просмотр слайда, мозговой штурм.

Наглядный, словесный

2.

Основная часть
1) Повторение теоретического материала

7 мин

учащиеся отгадывают кроссворд и его проверка

Практический, частично-поисковый

2) Повторение формул

10 мин

учащиеся составляют из предложенных букв и знаков формулы и их проверка

Практический, частично-поисковый

3) Повторение единиц измерения, физических величин, физических приборов

5-7 мин

учащиеся определяют лишнее понятие и объясняют почему

Практический, частично-поисковый

4) Решение качественных задач

12 мин

учащиеся объясняют физические явления связанные с движением.

Практический, частично-поисковый

5) Практическое задание

10-15 мин

Учащиеся демонстрируют виды движения

Практический

6) Обобщение

15 мин

Описать один из видов движения

Контроль

7) Отчет группы

12 мин

Отчет группы

словесный, наглядный, рефлексивный

3.

Подведение итогов

5 - 7 мин

Оценки, домашнее задание, рефлексия («Телеграмма» себе или соседу по парте)

рефлексивный



тЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Форма деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Способы организации деятельности

1

Организационный момент

Цель: организация начала занятия, настраивание обучающихся на учебную деятельность

Проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих на занятии.

Мотивация учебной деятельности

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся

Обсуждение проблемной ситуации

Подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет план занятия.

Высказывают свое мнение, формулируют совместно с преподавателем тему и цель занятия.

Фронтальный

2

Актуализация опорных знаний

Цель: выявить уровень знаний по теме «Механическое движение»

Отгадывание кроссворда, составление формул, выбор лишнего понятия (соревнование: кто быстрее)

Формулирует задание, организует проверку

Выполняют задания, объясняют результат

Групповой, Фронтальный

4

Применение знаний в измененной ситуации

Цель: закрепить полученные знания по теме «Механическое движение»

Решение задач

Формулирует задание, организует проверку

Выполняют задания, объясняют результат

Групповой

Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности

Цель: выявить уровень знаний по теме «Механическое движение»

Описание , демонстрация видов движения

Организует самостоятельную, частично-поисковую работу обучающихся, координирует ход процесса, наблюдает за поведением обучающихся при работе в группе

Готовят плакат и демонстрацию

Групповой

6

Обобщение и систематизация знаний

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания по теме «Механическое движение»

Рассказ о виде движения и проведение его демонстрации

Формулирует задание, контролирует выполнение работы

Выступают с рассказом и демонстрируют вид движения

Фронтальный

7

Подведение итогов, рефлексия

Цель: подвести итоги работы группы в целом, оценить деятельность обучающихся на занятии, самооценивание обучающимися своей работы на уроке

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями с точки зрения изученного

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, отмечает успешность (или не успешность) овладения содержанием занятия

Оценивают эффективность своей деятельности на занятии (путем написания «телеграммы» самому себе или соседу); анализируют возникшие трудности при выполнении заданий

Индивидуальный

8

Задание на дом

Цель: объяснить объем и способы выполнения домашнего задания

Ознакомление с предложенным заданием

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания

Фронтальный

Ход урока


  1. Организационный момент:

Просмотр презентации, (задаем проблемный вопрос, ответом на который будут тема, цель урока)

Мозговой штурм: Формулируем тему, цель, задачи.

Верно, повторению темы «Механическое движение.»

Работать мы будем в группах. А начнем с повторения терминов. ( кроссворд).

2. Основная часть.

1) Повторение теоретического материала.

У каждой группы есть кроссворд, вам дается 7 минут, чтобы решить его!(кто быстрее)
Кроссворд

1

з

в

у

к









2

д

в

и

ж

е

н

и

е


3

м

а

с

с

а





4

к

а

ч

е

л

и







5

и

н

е

р

ц

и

я



Вопросы:

  1. Механическая волна, имеющая частоту от 20 до 20000 Гц.

  2. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

  3. Мера инертности тела.

  4. Колебательная система (для детей).

  5. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

Кроссворд проверяется по ключевому слову «УДАЧИ».

2) Повторение формул.

Из предложенного конструктора составить максимальное количество формул:

Результат: 6 формул : v=s/t, a= (v-v0)/t, x=x0 +s, λ =v/ ν, T=1/ ν, ω=√g/l

Каждая группа заполняет свой бланк ответов с объяснением. Проверка у доски.(кто быстрее и больше)

3) Повторение единиц измерения, физических величин, физических приборов.(кто быстрее)

Каждой группе из пяти предложенных слов нужно выбрать одно лишнее и объяснить выбор.

1

Скорость

2

Частота

3

Динамометр

4

Радиан

Сила

Период

Весы

Период

Энергия

Фаза

Спидометр

Килограмм

Секундомер

Амплитуда

Линейка

Секунда

Период

Скорость

Минута

Герц

Амплитуда

Температура

Секундомер

Метр

4) Решение задач.

1 группа В.М(Всеволод Михайлович) Гаршин ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА.

«…тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: «Это я! Я!». И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна их них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни…»

Объяснить явление. Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?

2 группа Колобок прокатился от дома до Лисы за полчаса. Сколько оборотов сделала его голова, если скорость Колобка 10 км/ч, а радиус головы 10 см?

3 группа. Крокодил Гена качался на качелях. Как изменился период

колебаний качелей, если на них еще уселся Чебурашка? Считать Чебурашку и Крокодила Гену материальными точками.

4 группа Я ученый малый, милая,

громыханья оставьте ваши.

Если молния меня не убила -

то гром мне,

ей-богу, не страшен.

(В. Маяковский)

Какова природа грома и почему он не страшен автору?

5) Практическое задание.

1 группа: продемонстрировать прямолинейное движение.

2 группа: . продемонстрировать движение по окружности.

3 группа: продемонстрировать колебательное движение

4 группа: продемонстрировать волновое движение

6) Обобщение

Описать предложенный вид движения.

1. Прямолинейное (равномерное, равнопеременное).

2. Движение по окружности.

3. Колебания.

4. Волны.

7) Отчет группы. Результаты описания вида движения оформить в виде плаката и защитить у доски.

3. Подведение итогов.

1) Оценка работы обучающихся

2)Д .з. задачи на основе сюжетов из литературных произведений.

1. Борис Акунин. «Коронация» В романе Бориса Акунина «Коронация» героиню должны для встречи повезти на карете. Чтобы героиня не знала, куда ее повезут, ей завяжут глаза. «- Кое-что у нас все-таки есть, - с загадочным видом произнес Фандорин и, понизив голос, будто сообщая некую важную тайну, добавил.

- Я научил Эмилию считать скрип колес.

- Скрип колес?

- Ну да. Любая ось, даже идеально смазанная, издает скрип, который, если прислушаться, являет собой циклическое повторение одного и того же набора звуков.

- Ну и что?»

Каким образом Фандорин по скрипу колес предлагает определить, куда повезут Эмилию?

2. Рассказ О′ Генри «Поросячья этика».

«Я вынул мою свинью из мешка, тщательно установил ее, долго прицеливался и дал ей такого пинка, что она вылетела из другого конца аллеи - на двадцать футов впереди своего визга».

Задача: С какой силой должен был ударить поросенка герой рассказа, чтобы описанный случай произошел в действительности? Массу поросенка примем равной 10 кг, а продолжительность удара 0,05 сек.

  1. Рефлексия «Телеграмма»

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.



© 2010-2022