- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике для специальности СПО Пожарная безопасность
Рабочая программа по физике для специальности СПО Пожарная безопасность
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дунаева Н.В. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РаБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.01 Физика
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (20.02.04) 280703 «Пожарная безопасность»
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий НПО и специальностей СПО, утверждённой директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г. для специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 20.02.04 «Пожарная безопасность»
.
Рабочая программа по дисциплине ПД. 01 «Физика» для специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность» обновлена с учётом особенностей развития науки, техники и экономики Раменского района Московской области. Протокол МК №1 от 29.08.2014.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Раменский политехнический техникум» Московской области
Разработчик:
Дунаева Нина Викторовна - преподаватель физики
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
16
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии CПО естественнонаучного профиля.
Программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по техническому профилю.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
роль физики в современном мире;
-
фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;
-
основные физические процессы и явления;
-
важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
-
методы научного познания природы;
-
как оказать первую помощь при травмах полученных от бытовых технических устройств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
управлять своей познавательной деятельностью;
-
проводить наблюдения;
-
использовать и применять различные виды познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
использовать различные источники для получения физической информации;
-
давать определения изученным понятиям;
-
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
-
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
-
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей;
-
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 227 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося 71 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
227
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
156
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
8
контрольные работы
8
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
71
-
систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
-
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;
-
подготовка реферата по одной из тем раздела №4 и №5.
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Физика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Физика - наука о природе. Естественно - научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
1
1
Раздел 1.
Механика
34+15
Тема 1.1.
Основы кинематики
Содержание учебного материала
9
1,2
Относительность механического движения. Системы отсчета.
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Практические работы
1
3
Решение задач по теме: «Основы кинематики».
Тема 1.2.
Основы динамики
Содержание учебного материала
8
1,2
Взаимодействие тел.
Принцип суперпозиции сил.
Законы динамики Ньютона.
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Практические работы
1
3
Решение задач по теме: «Взаимодействие тел. Силы».
Тема 1.3.
Законы сохранения в механике
Содержание учебного материала
7
1,2
Импульс, закон сохранения импульса и реактивное движение.
Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Практические работы
1
2
Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике».
Тема 1.4.
Механические колебания и волны
Содержание учебного материала
5
1,2
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Практические работы
1
2
Решение задач по теме: «Механические колебания и волны».
Контрольная работа по теме «Механика».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
-
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
-
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
-
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение:
«Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью»
«Центростремительное ускорение»
«Расчет траекторий космических кораблей, самолетов»
«Сложение сил»
«Частота колебаний и высота тона звука»
-
подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
-
подготовка к лабораторной работе;
-
оформление лабораторной работы.
15
3
Раздел 2.
Молекулярная физика. Термодинамика.
26+12
Тема 2.1.
Основы молекулярно-кинетической теории
Содержание учебного материала
9
1,2
Основы МКТ. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Идеальный газ. .. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Практические работы
1
2
Решение задач по теме: «Основы МКТ».
Тема 2.2.
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.
Содержание учебного материала
7
1,2
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
Тема 2.3.
Основы термодинамики
Содержание учебного материала
9
1
Внутренняя энергия и работа газа.
Первый закон термодинамики.
Необратимость тепловых процессов.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
КПД тепловых двигателей.
Контрольная работа по теме «МКТ и Термодинамика».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
-
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
-
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
-
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение:
«Диффузия»
«Изопроцессы»
«Кипение воды»
«Измерение давления воздуха»
«Измерение температуры. История создания термометра»
-
подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
-
подготовка к лабораторной работе;
-
оформление лабораторной работы.
12
3
Раздел 3.
Электродинамика.
68+20
Тема 3.1.
Электростатика
Содержание учебного материала
9
1,2
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
Тема 3.2.
Законы постоянного тока
Содержание учебного материала
11
1,2
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Работа электрического тока. Расчёт стоимости израсходованной электроэнергии. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Практическая работа
1
3,2
Решение задач по теме: «Соединения проводников»
Контрольная работа по теме «Электростатика и законы постоянного тока».
2
3
Тема 3.3.
Магнитное поле
Содержание учебного материала
5
1,2
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы.
Практические работы
1
2
Решение задач по теме: «Магнитное поле».
Тема 3.4.
Электромагнитная индукция
Содержание учебного материала
12
1,2
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое роле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
Контрольная работа по теме: «Магнитное поле и электромагнитная индукция».
1
3
Тема 3.5.
Электромагнитные колебания
Содержание учебного материала
7
1,2
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
Тема 3.6.
Электромагнитные волны
Содержание учебного материала
5
1,2
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн.
Тема 3.7.
Световые волны
Содержание учебного материала
12
1,2
Отражение и преломление света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Построение изображений в тонких линзах. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
Контрольная работа по теме: «Электромагнитные и световые волны».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
-
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
-
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
-
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение:
«Полупроводниковый диод»
«Транзистор»
«Опыт Эрстеда»
«Спектроскоп»
«Линзы»
«Построение изображений в тонких линзах»
-
подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
-
подготовка к лабораторной работе;
-
оформление лабораторной работы.
20
3
Раздел 4.
Строение атома и квантовая физика
23+15
Тема 4.1.
Световые кванты
Содержание учебного материала
6
1,2
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Применение фотоэффекта..
Тема 4.2.
Атомная физика
Содержание учебного материала
5
1,2
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использования лазера.
Тема 4.3.
Физика атомного ядра
Содержание учебного материала
9
1,2
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.Ядерные реакции. Цепная реакция деление ядер урана Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика.
Практическая работа
1
2,3
Решение задач по теме: «Энергия связи»
Контрольная работа по теме: «Строение атома и квантовая физика».
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
-
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
-
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
-
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение:
«Квантование энергии»
«Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества»
«Радиоактивные превращения»
«Закон радиоактивного распада»
«Ядерные реакции»
«Термоядерные реакции»
-
подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
-
повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации;
-
подготовка реферата.
15
3
Раздел 5.
Эволюция Вселенной.
4+9
Содержание учебного материала
4
1,2
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетарных систем. Солнечная система.
Самостоятельная работа обучающихся
-
систематическая проработка конспектов занятий, учебной (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
-
подготовка реферата.
9
3
Экзамен
-
Всего:
156+71
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики»; лаборатории «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий;
-
типовые комплекты учебного оборудования физики;
-
стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
-
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
оборудование для лабораторных и практических работ: набор лабораторный «Механика», штатив, грузики, динамометр, психрометр, набор лабораторный «Электричество», набор лабораторный «Оптика».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика 10-11 кл.: книга для учителя. - М., 2004.
-
Дмитриева В.Ф. Физика. Учебник для профессий и специальностей технического профиля, 2012
-
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., 2001.
-
Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. - 17 изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 399 с.
-
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. - 17 изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 366 с.
-
Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа» 2008.
-
Фирсов А.В. , Физика. Учебник для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей, 2012
Дополнительные источники:
-
«Физика» научно- методическая газета для учителей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- устный опрос
отличать гипотезы от научных теорий
-письменная проверка
- оценка результатов практических работ
делать выводы на основе экспериментальных данных
- письменная проверка
- оценка результатов практических работ
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- оценка результатов практических работ
приводить примеры практического использования физических знаний
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- устный опрос
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и т. д.
- устная проверка
- письменная проверка
применять полученные знания для решения физических задач
- письменная проверка
- оценка результатов практических работ
-тестовый контроль
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- оценка результатов практических работ
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
Знания:
смысл понятий
- устная проверка
- тестовый контроль
смысл физических величин
- письменная проверка
- оценка результатов практической работы
смысл физических законов
- тестовый контроль
- оценка результатов практической работы
-устная проверка
вклад российских и зарубежных ученых
- устная проверка