Зачем творить добро

Урок по учебному предмету ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры» в 4 классе на тему «Зачем творить добро». Урок разработан учитель истории и обществознания Кавериной Светланой Геннадьевной.Цель урока: помочь обучающимся понять причины, по которым христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро»,  «самоотверженность»,  «святой»;  сформировать понимание того, что творить  добро – испытывать духовную  радость.   Задачи:  обучающие: узнать о двух причинах  совершения христианами добрых поступков (благодарность  за подвиг Христа и подражание  подвигу Христа) развивающие: понять, почему самоотверженность (отказ от своих сиюминутных желаний) может приносить духовную радость;воспитывающие: привить  стремление жить и  творить добро другим людям, осознать, что библейские заповеди  ведут  к духовной  радости.Оборудование: мультимедиа проектор, толковые словари Даля и Ожегова, выставка книг о святых, учебники,...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зачем творить доброЗачем творить доброМуниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Усть-Кута, Иркутской области






Урок

по учебному предмету ОРКСЭ

по модулю «Основы православной

культуры»

в 4 классе



на тему: «Зачем творить добро?»










Автор: Каверина Светлана Геннадьевна

учитель истории и обществознания



2014г.

Урок 21. Тема: Зачем творить добро?

Цели: помочь обучающимся понять причины, по которым христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро», «самоотверженность», «святой»; сформировать понимание того, что творить добро - испытывать духовную радость.

Задачи: обучающие: узнать о двух причинах совершения христианами добрых поступков (благодарность за подвиг Христа и подражание подвигу Христа);

развивающие: понять, почему самоотверженность (отказ от своих сиюминутных желаний) может приносить духовную радость;

воспитывающие: привить стремление жить и творить добро другим людям, осознать, что библейские заповеди ведут к духовной радости.

Оборудование: мультимедиа проектор, толковые словари Даля и Ожегова, выставка книг о святых, учебники, рабочие листки для письма, тетради.

Ход урока.

1. Обсуждение вопросов домашнего задания.

Учитель: Вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке? (Заповеди блаженства).

-Какие заповеди указывают, что следуя им, человек получает духовную радость? Объясните, своими словами, как вы их поняли?

( 2 слайд). ( После каждого ответа детей по щелчку открываются заповеди.)

1 ученик: «Нищие духом». Ограничивать свои желания и потребности, жить в согласии со своей совестью, чем угождать приятелям, не предавать друзей, не искать выгоды. (Щелчок).

2 ученик: «Блаженны плачущие». Люди плачут от потери покоя совести ,раскаиваются в содеянном, и тогда они находят утешение. (Щелчок).

3 ученик: «Блаженны кроткие». Победу одержит не тот, кто спорит, а смиренный, кто не станет спорить. (Щелчок).

4 ученик: «Блаженны милостивые». У каждого человека есть свои недостатки. Значит, нужна милость к людям, к их недостаткам. (Щелчок).

5 ученик: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Правда, истина - это Бог. Значит, человек должен не просто пролистать, прочитать Писания, а должен жаждать познать Бога. (Щелчок).

6 ученик: «Блаженны Миротворцы». Бог творил мир, его последователи тоже призывают к миру. Мы узнали о монахе - миротворце по имени Телемах, который отдал свою жизнь, но благодаря его поступку, прекратились гладиаторские бои. (Щелчок).

7 ученик: «Блаженны чистые сердцем». Надо стремиться очистить сердца от зависти, уныния, хвастовства и других плохих качеств. (Щелчок).

Учитель: 8 заповедь: « Блаженны изгнанные за правду».

9 заповедь : « Блаженны вы, когда будут поносит вас и гнать, и всячески неправедно злословить на меня.».

( 3 слайд).

Учитель: Давайте подведем итог.

- Что происходит с душой человека, который старается выполнять заповеди Блаженства? (Сердце человека очищается, он испытывает радость. Смиренный человек ставит в центре своей жизни не себя, а Бога, других людей).

- От каких качеств человек должен избавляться? ( От эгоизма, высокомерия, зависти, хвастовства, зазнайства, тщеславия, гордости и т. д.).

- Легко ли это? Что он должен совершать? (Это трудно, надо совершать ежечасно подвиг над собой, только тогда испытывает человек духовную радость).

(4 слайд).

- Вспомните и скажите Золотое правило этики? (Мы хотим, чтобы нам делали добро, значит, мы сами тоже должны делать добро людям).

2. Работа над темой урока.

Звучит песня «Добрым быть совсем не просто».

Учитель: О чем говориться в песне? (ответы детей).

Учитель: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей).

Учитель: Сегодня мы узнаем причины, побуждающие делать добро.

( 5 слайд).

- Вы узнаете, как христиане подражают Христу? Чему радуются святые?

- Запишите сегодняшнее число, тему и 2 причины в тетради. ( «Зачем творить добро?»

Тема сегодняшнего урока «Зачем творить добро?»

Причины творить добро: 1. Благодарность за подвиг Христа.

2. Чтобы переживать духовную радость.)

- Работаем со словарями Ожегова и Даля. Найдите слово «Апостол» и сравните толкования слов. (Ученики находят толкование слова и читают, сравнивают толкования авторов).

Апостол - в христианской мифологии: ученик Христа, распространитель Его учения.

- Найдите текст в учебнике с. 68. (Чтение текста «по - цепочке»).

-Учитель: Сделаем вывод:

- О каком апостоле узнали? ( Об Апостоле Петре).

-Кто поджег город, чтобы ложно обвинить христиан и казнить их? (Император Нерон).

- Кого встретил Петр, покидая Рим? (Самого Христа).

-Куда спешил Христос? Зачем? (Он спешил в Рим. «Умереть еще раз»,- ответил Он. Христос не оставляет христиан, Он с ними в страдании).

- Как поступил Петр? ( Он вернулся, чтоб в минуту тяжких преследований поддержать христиан словом, примером).

- Прочтите, что говорил Христос? Как вы понимаете это?

(6 слайд)

( Он пришел не для того, чтоб Ему служили, но чтобы послужить христианам. Кто хочет быть благодарным Богу за Его жертву, тот должен быть добрым к людям, делать добро им.)

(7 слайд).

Учитель: Подражая жертвенному подвигу Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, об опасностях, о смерти.

- Прочтите на с. 69 текст «Это интересно» об апостоле Петре. (1 абзац).

(Щелчок).

( Чтение текста учеником).

-Прочтите об апостоле Андрее.(2 абзац). (Чтение текста учеником). (Щелчок).

(8 слайд). (Чтение учеником 3 абзаца).

(9 слайд).

- Посмотрите внимательно, можем ли сказать, что последователи Христа, подражая Богу, совершили подвиг, самоотверженный поступок? (Да).

Учитель: Обратимся к словарям, найдем толкование слова «самоотверженность» и сравним по словарю Даля и по словарю Ожегова.

(ученики работают в парах).

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других людей, ради общего блага; героический, благородный. (По словарю Ожегова).

Самоотверженный человек - тот, кто поборол в себе все мирские страсти и живет для других. (По словарю Даля).

- Есть ли разница в толковании?

(10 слайд).

-Чем пожертвовал Христос для людей? (Жизнью).

(11 слайд).

-Чем можете жертвовать вы для другого человека? ( Ответы детей).

3. Физкультминутка.

Учитель: Вспомните примеры самоотверженности героев из истории?

Из жизни?

( - Во время войны , чтобы спасти жену командира и его 2 детей, девушка пожертвовала жизнью.

- Александр Матросов закрыл телом амбразуру, чтоб спасти бойцов от смерти.

- Герой России, Алексей Скворцов пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти товарищей.

- Люди берут и воспитывают чужих детей из детдома; сдают кровь, чтоб спасти людей;

- в газете писали о 3-класснице, которая вынесла из горящего дома 2 маленьких детей и т. д. ) .

Вы читали произведения Андерсена . Вспомните его произведения , где герои совершают самоотверженный поступок? ( «Русалочка», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Снежная королева»).

(12 слайд).

-Как называется сказка? («Снежная королева»).

-Как звали героев? (Герда, Кай, Снежная Королева).

-Кто больше всего понравился? Почему? ( Герда. Она добрая, верная, самоотверженная).

- Какие самоотверженные поступки совершает Герда, от чего она отказывается?

-По ходу ответов начертите лесенку самоотверженности Герды в тетрадях.

(13 слайд).

-От чего отказывается Герда, чтобы спасти Кая? ( Ответы детей сопровождаются слайдами, дети рисуют лесенку):

-Отдает реке башмаки, чтобы узнать о Кае.

-Покидает бабушку, родной дом, близких и друзей.

(14 слайд).

-Убегает от старушки и оставляет покой, тепло, красивые цветы и дом.

(15 слайд).

-Уезжает из дворца и лишается роскоши, богатства, жизни во дворце.

(16 слайд).

-Уезжает на олене из разбойничьего замка и лишается защиты разбойницы, очага, еды.

-Отъезд от финки лишает ее сапожек, варежек в холоде. Она остается одна- одинешенька среди холода и снежной пустыни.

( 17 слайд).

Учитель: С каждым разом степень самоотверженности возрастает, и в конце она находит Кая. Своей добротой она растопила ледяное сердце Кая, и они вернулись домой.

Учитель: Давайте сделаем вывод. (Ответы детей).

-Да. И люди из жизни, и герои произведений совершают самоотверженные поступки. Человек должен подниматься по лесенке вверх, преодолевая трудности. Люди это делают за похвалу? За награду или деньги? (Бескорыстно, не требуя ничего взамен, по зову души).

(18 слайд).

-Кто такие святые? Обратимся к словарю (Чтение детьми определения):

Святой - проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный; обладающий Божественной благодатью. (По Ожегову).

Святой - духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный, угодный Богу; первообраз человека. (По Далю).

Учитель: Сделайте вывод.

Вывод: Святой - это такой добрый человек, в сердце котором родился духовный опыт, признан Богом образцом для других людей за праведную жизнь и стойкость в вере.

- О каких святых вы слышали, знаете? (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербуржская, Блаженная Матрона, Целитель Пантелеимон и. д.)

- Вы видите выставку книг о житии святых. Вы о них можете узнать больше, как они жили, какие добрые дела делали во имя Господа, если прочтете их.

(Показ книг из книжной выставки).

-Поработаем с учебником с.69. Читаем текст со слов «Святой….» и до конца страницы.

(19 слайд).

- Как поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.

-Сделаем вывод: Какими качествами обладают люди, святые, которые делают добро другим, но ищут радость для своего сердца? (Ответы детей).

4. Выступления детей по теме урока.

-А какие материалы о добре, о добрых поступках подготовили вы? Давайте поделимся своими маленькими открытиями.

Учитель: Я тоже хочу вам прочитать стихи.

(Материалы в приложении).

5. Итог урока.

У: А сейчас давайте ответим на вопрос, поставленный в теме урока : Зачем творить добро?

Д: Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает., Он получает духовную радость.

-Захотелось ли самим творит добро?

-А какие добрые дела вы можете делать? (Ответы детей)

Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

- Молодцы. Вы все сегодня работали дружно и активно. Пусть этот урок оставит в вашем сердце добрые семена и они обязательно дадут всходы ДОБРОТЫ.

- Творите добро, и вы соберете сокровища на Небе.

6. Домашнее задание: Прочитайте текст с. 68 -69, посмотрите в словаре слово «Добродетель», составьте список добродетелей.

(21 слайд) Песня «Спешите делать добрые дела».

7. Используемая литература, источники

1. Кураев А. В, Основы православной культуры.4 класс-М.:Просвещение, 2012.С.-96

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 класс: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/(Бгажноков Б. Х., Воскресенский О. В., Глоцер А. В. и др.); под ред. Тишкова В. А., Шапошниковой Т. Д. - М.: Просвещение, 2012.С.-239

3. Электронное приложение к учебнику А. В.Кураева «Основы православной культуры» 4-5 классы М.: Просвещение, 2012

4. wiki. iteach. ru/index. php Основы_православной_культуры


Приложение.

Загадки:

У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко.

Для души приобрету

Я у Бога _________ .

Ответ: Доброту.

Он пошел без размышлений -

Где Господь, там нет сомнений!

Все оставил поскорей

Первозванным стал _________.

Ответ: Андрей.

На земле жили - душу часто мыли.

С земли ушли - к Богу пришли.

Ответ: Святые.



На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным


© 2010-2022