- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физика 10 класс
Рабочая программа по физика 10 класс
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Катеринич А.И. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы Н.В. Антонова
Приказ № 01-06/285 от 01.09.2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО М.А. Степанова
Протокол № 1 от 29.08.2015 г.
Рабочая программа
по физике
в 10 а классе
(базовый уровень)
Катеринич Алены Ивановны
2015 - 2016 учебный год
г. Ярославль
Раздел № 1. Пояснительная записка
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, методического письма "О преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/2016 учебном году", Образовательной программы и учебного плана школы, авторской программы Л.Э. Генденштейна, Л.А.Кирика, В.А.Коровина (Дрофа, 2008 год), а также примерной программы среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (авторы программы: В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.Коровин, А.Ю.Пентин, Н.С.Пурышева, В.Е.Фрадкин, Дрофа, 2008 г.).
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
В учебном процессе по физике выполняются лабораторные работы. Отметка за лабораторную работу выставляется обязательно всем обучающимся, принимавшим участие в работе, в клетку журнала с датой фактического выполнения работы.
В программе предусмотрено выполнение 17 самостоятельных работ. Каждая работа рассчитана на 10-15 минут и предназначена для текущего оценивания знаний.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
-
Учебник «Физика-10», Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик, Москва, Илекса, 2006 год.
-
«Физика. 10 класс: Сборник заданий и самостоятельных работ», Л.А.Кирик, Ю.И.Дик, Москва, Дрофа, 2007 год.
-
«Физика. 10 класс: Методические материалы для учителя», Л.А.Кирик, Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик, Москва, Илекса, 2005 год.
Учебно-методический комплект входит в федеральный перечень учебников на 2015/16 учебный год и рекомендован МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует базовому уровню государственного образовательного стандарта.
На изучение физики в 10 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 часов.
Таким образом, курс физики Х класса в данной рабочей программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика и термодинамика. На изучение темы «Статика» выделен 1 час, так как федеральной программой предусмотрена демонстрация по данной тематике, на изучение темы «Механические колебания и волны» выделено 3 часа.
Раздел № 2. Цели обучения
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказывающих определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблеме естественнонаучного содержания; готовности к морально- этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Раздел № 3. Распределение учебных часов в течение года
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный
год
1
2
3
4
5
6
-
Количество часов в неделю
2
2
2
2
-
-
Количество часов на год (четверть)
18
15
20
15
68
-
Резервное время
-
*Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ
6
7
11
5
29
-
контрольных работ
-
-
1
1
2
-
самостоятельных работ
5
3
8
1
17
-
лабораторных работ
1
4
2
3
10
Раздел № 4. Тематическое планирование
№
раздела (главы)
Наименование темы
Всего часов
Сроки
прохождения
Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ
1
2
3
4
5
1
Физика и методы научного познания
4
01.09-19.09
2
Механика
32
14.09-23.01
к/р-1, л/р-6, с/р-9
3
Статика
1
18.01-23.01
4
Механические колебания и волны
3
18.01-30.02
с/р-2
5
Молекулярная физика и термодинамика
28
01.02-26.05
к/р-1, л/р-4, с/р-6
Раздел № 6. Мониторинг успешности усвоения учебного материала
Дата
№ К.Р.
Тема контрольной работы
Класс
Кол-во уч-ся в классе
Выполняли работу
Справились
Получили «4»-«5»
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Стартовая диагностическая работа
10а
2
Механика
10а
3
Молекулярная физика и термодинамика
10а
Раздел № 7. Анализ выполнения Программы
Параметры
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный
год
Кол-во часов
%
1
2
3
4
5
6
7
Кол-во часов по программе
18
15
20
15
68
--
Проведено фактически
Разница в часах
Причины
Выполнение программы
Дата заполнения
Подпись учителя
Раздел № 8. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики на базовом уровне в10 классе ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, термодинамики;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
-
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Приложение
Раздел № 5. Календарно-тематическое планирование учебного материала
I четверть
№ урока
Наименование темы урока
Демонстрации
Дата
План
Факт
1
2
3
4
5
Физика и методы
научного познания (4ч)
1
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Вводный инструктаж по охране труда.
01.09-05.09
2
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов.
07.09-09.09
3
Научные гипотезы. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира.
07.09-09.09
4
Стартовая диагностическая контрольная работа №1
14.09-19.09
Механика (32ч)
Кинематика (7ч)
5
Механическое движение. Система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Основные характеристики движения тел.
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
14.09-19.09
6
Прямолинейное равномерное движение.
С/р № 1 «Основные характеристики движения тел».
21.09-26.09
7
Прямолинейное равноускоренное движение.
Падение тел в воздухе и вакууме.
21.09-26.09
8
Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения свободного падения».
28.09-03.10
9
Решение задач на уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
28.09-03.10
10
Криволинейное движение.
С/р № 2 «Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение».
05.10-10.10
11
Решение задач на движение по параболе и по окружности. С/р № 3 «Движение по параболе и равномерное движение по окружности».
05.10-10.10
Законы Ньютона (5ч)
12
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной.
Явление инерции.
12.10-17.10
13
Взаимодействие тел. Сила упругости.
Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации.
12.10-17.10
14
Второй закон Ньютона.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
19.10-24.10
15
Третий закон Ньютона.
19.10-24.10
16
Три закона Ньютона. Обобщающий урок.
С/р № 4 «Законы Ньютона».
26.10-31.10
Силы всемирного тяготения (4ч)
17
Закон всемирного тяготения. Развитие представлений о тяготении.
26.10-31.10
II четверть
№ урока
Наименование темы урока
Демонстрации
Дата
План
Факт
1
2
3
4
5
18
Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести. С/р № 5 «Закон всемирного тяготения».
09.11-14.11
19
Вес тела. Невесомость.
09.11-14.11
20
Движение планет и искусственных спутников Земли. С/р № 6 «Сила тяжести и вес».
16.11-21.11
Применение законов динамики (6ч)
21
Силы трения. С/р № 7 «Движение планет и искусственных спутников Земли».
Силы трения.
16.11-21.11
22
Решение задач по теме «Законы динамики».
23.11-28.11
23
Движение тел по наклонной плоскости.
23.11-28.11
24
Лабораторная работа № 2 «Исследование движения тела под действием постоянной силы».
30.11-05.12
25
Движение тел по окружности.
30.11-05.12
26
Лабораторная работа № 3 «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости».
07.12-12.12
Законы сохранения в механике (10ч)
27
Импульс. Закон сохранения импульса.
07.12-12.12
28
Реактивное движение.
С/р № 8 «Закон сохранения импульса».
Реактивное движение.
14.12-19.12
29
Механическая работа и мощность.
Работа силы тяжести, упругости и силы трения.
14.12-19.12
30
Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
21.12-26.12
31
Решение задач на закон сохранения энергии.
21.12-26.12
32
Лабораторная работа № 4 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела».
28.12-31.12
33
Лабораторная работа № 5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».
28.12-30.12
III четверть
№ урока
Наименование темы урока
Демонстрации
Дата
План
Факт
1
2
3
4
5
34
Лабораторная работа № 6 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел».
09.01
35
Обобщающий урок по теме «Механика».
С/р № 9 «Закон сохранения энергии».
11.01-16.01
36
Контрольная работа № 1 по теме «Механика».
11.01-16.01
37
Равновесие тел. Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела.
Условия равновесия тел.
18.01-23.01
Механические колебания
и волны (3ч)
38
Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Характеристики колебательного движения.
18.01-23.01
39
Превращение энергии при механических колебаниях. Резонанс.
25.01-30.01
40
Механические волны. Звук.
С/р № 10 «Механические колебания».
25.01-30.01
Молекулярная физика (28ч)
Молекулярно-кинетическая
теория (15ч)
41
Основные положения МКТ.
С/р № 11 «Механические волны. Звук».
Механическая модель броуновского движения.
01.02-06.02
42
Масса и размеры молекул. Количество вещества.
01.02-06.02
43
Температура в молекулярно-кинетической теории газов.
С/р № 12 «Основные положения МКТ».
08.02-13.02
44
Изопроцессы в газах.
-Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
-Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении.
-Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре.
08.02-13.02
45
Решение задач на изопроцессы.
15.02-20.02
46
Решение задач на графики изопроцессов.
С/р № 13 «Изопроцессы в газах».
15.02-20.02
47
Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости объёма газа от температуры при постоянном давлении».
22.02-27.02
48
Уравнение состояния газа.
С/р № 14 «Графики изопроцессов».
22.02-27.02
49
Решение задач по теме «Уравнение состояния газа».
29.02-05.03
50
Основное уравнение МКТ идеального газа.
С/р № 15 «Уравнение состояния газа».
29.02-05.03
51
Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.
07.03-12.03
52
Измерение скоростей молекул газа.
С/р № 16 «Основное уравнение МКТ идеального газа».
07.03-12.03
53
Силы взаимодействия молекул. Строение газов, жидкостей и твердых тел.
Кристаллические и аморфные тела.
14.03-
19.03
54
Свойства поверхности жидкости.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
14.03-
19.03
IV четверть
№ урока
Наименование темы урока
Демонстрации
Дата
План
Факт
1
2
3
4
5
55
Лабораторная работа № 8 «Измерение поверхностного натяжения жидкости».
04.04-09.04
Термодинамика (13ч)
56
Внутренняя энергия.
04.04-09.04
57
Работа в термодинамике.
11.04-16.04
58
Первый закон термодинамики.
11.04-16.04
59
Следствия из первого закона термодинамики. Второй закон термодинамики
18.04-23.04
60
Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей
Модели тепловых двигателей.
18.04-23.04
61
Итоговая контрольная работа
25.04-29.04
62
Значение тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
03.05-07.05
63
Обобщающий урок по теме «Законы термодинамики».
10.05-14.05
64
С/р № 17 «Законы термодинамики. Тепловые двигатели».
10.05-14.05
65
Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Решение задач
Объемные модели строения кристаллов.
16.05-21.05
66
Лабораторная работа № 9 «Измерение удельной теплоты плавления льда».
16.05-21.05
67
Фазовые переходы. Испарение и конденсация. Решение задач.
Кипение воды при пониженном давлении.
23.05-25.05
68
Влажность воздуха.
Лабораторная работа № 10 «Измерение влажности воздуха».
Устройство психрометра и гигрометра.
26.05