Методические разработки элективных курсов по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Программа элективного курса в 11 классе « Логико - философские понятия в курсе физики » составлена на основе сборника программ элективных курсов по физике

( Предпрофильная и профильная школа) /под редакцией Шестаковой Т.Д. Тюмень, МОУ ДПО ГИМЦ, 2006.-36с. Физическая картина мира- это синтез физических и философских понятий и идей. Она объединяет проблемы видов и строения материи, движения материи, проблему сущности пространства и времени, причинности и закономерности. Материя, движение, пространство, время, причинность, закономерность- это философские категории, поэтому при изучении физики нельзя обойтись без некоторых философских обобщений.

Физическая наука в широком смысле- это не только система знаний о природе, но и система методов научного познания природы. Поэтому в процессе обучения надо учащихся постепенно знакомить с тем , как строится научное физическое познание, каковы методы науки и законы. Ознакомление же школьников с процессом научного познания требует обращения к проблемам философского характера, поскольку исследование особенностей законов и общих методов познания- предмет философии.

В учебном процессе, на уроках физики, как правило, преобладают методы и приёмы, направленные на воспроизведение готовых знаний, и недостаточно внимания обращается на формирование у школьников логического мышления, формирование приёмов умственной деятельности, лежащих в основе усвоения учебного курса.

Цель курса: формирование и развитие физического мышления учащихся на основе логико-философского аппарата, формирование научного мировоззрения.

Задачи курса: углубление и расширение знаний по физике, формирование знаний по философии и логике, формирование логических умений на примере материала «Механика», развитие творческих способностей личности, через решение экспериментально- качественных задач.

2.Место курса в учебном плане

Программа элективного курса по физике « Эволюция физической картины мира» в 10 классе рассчитана на 17 часов. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю продолжительностью 1 час во втором полугодии 2015-2016 учебного года.



3.Содержание программы



1. Введение: понятия философии, физики, логики- как наук. Физические понятия: факт, величина, явление, прибор. Физическая теория.

2. Логические понятия: мышление и его виды. Родовые и видовые признаки понятий.

3. Умственные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.

4. Философские понятия: материя и формы существования. Философские законы и принципы.

5. Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

6. Обоснование философских законов и принципов на материале

« Механика» : основы кинематики, динамики, законы сохранения.



4.Учебно-тематический план



Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Физические понятия

2

3

Логические понятия

4

4

Философские понятия

4

5

Обоснование философских законов и принципов на материале

« Механика» основы кинематики, динамики, законы сохранения

6













5.Планируемые результаты освоения курса



Курс по выбору даёт возможность овладеть:

Понятиями :понятие - как логическая категория; содержание и объём понятия; родовые и видовые признаки; логические операции; сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение; приёмы умственных действий, материя, пространство, время, взаимодействие, законы ( философские и физические) принципы( философские и физические).

Уметь: классифицировать и сравнивать понятия; устанавливать причинно- следственные связи; закономерность, объяснять явления, анализировать: физическую формулу, величину, явление, закон, формы материи, таблицы, графики, рисунки.



  1. Календарно- тематическое планирование



Сроки

Тема занятия

Количество часов

Содержание материала



Январь



Февраль

Февраль

Введение

1

Понятие философии, физики, логики- как наук. Связь между этими науками.

Физические понятия:

Факт, величина, закон.

Физические понятия:

Свойство, явление, прибор, теория

1

1

Физический факт, величина, закон, свойство, явление, прибор, теория.

Логические понятия:

Мышление и его формы

Содержание и объём понятия

Родовые и видовые признаки

Отношения между понятиями

1

1

1

1

Мышление, его формы, понятие- как логическая категория. Содержание и объём понятия. Умозаключение и суждение.

Март



Март

Философские понятия:

Материя и формы её существования

Движение и его формы

Философские законы

Философские принципы

1

1

1

1

Материя. Формы существования материи, её основные свойства и характеристики, пространство и время.

Движение и формы ( физическая, химическая, биологическая, социальная) Законы и принципы.

Апрель

Май



Май

Обоснование философских законов и принципов:

Основы кинематики

Основы динамики

Законы сохранения

2

2

2

Эмпирические: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

Эмпирико-теоретические: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, мысленный эксперимент


7.Литература для учителя



  1. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников.- М.: Педагогика, 1978.-128с.

  2. Ивин А.А. Логика.- М.: изд-во Гароарика, 1999.- 352с

  3. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе.-М.: Просвещение, 1993.-192с

  4. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Ю.И. Дик,

И.К. Турышев, Ю.И. Лукьянов.- М.: Просвещение, 1987.-191с.

8.Литература для учащихся





1. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения у учащихся при изучении физики.- М.: Просвещение, 1976.- 158с.

2. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей уч-ся.- М.: Просвещение, 1975.- 271 с.

3. Тихомирова Л.Р. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль: изд-во Академия Развития, 1996.- 239с

© 2010-2020