- Преподавателю
- Физика
- Методические разработки элективных курсов по физике
Методические разработки элективных курсов по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сальникова Л.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Программа элективного курса в 11 классе « Логико - философские понятия в курсе физики » составлена на основе сборника программ элективных курсов по физике
( Предпрофильная и профильная школа) /под редакцией Шестаковой Т.Д. Тюмень, МОУ ДПО ГИМЦ, 2006.-36с. Физическая картина мира- это синтез физических и философских понятий и идей. Она объединяет проблемы видов и строения материи, движения материи, проблему сущности пространства и времени, причинности и закономерности. Материя, движение, пространство, время, причинность, закономерность- это философские категории, поэтому при изучении физики нельзя обойтись без некоторых философских обобщений.
Физическая наука в широком смысле- это не только система знаний о природе, но и система методов научного познания природы. Поэтому в процессе обучения надо учащихся постепенно знакомить с тем , как строится научное физическое познание, каковы методы науки и законы. Ознакомление же школьников с процессом научного познания требует обращения к проблемам философского характера, поскольку исследование особенностей законов и общих методов познания- предмет философии.
В учебном процессе, на уроках физики, как правило, преобладают методы и приёмы, направленные на воспроизведение готовых знаний, и недостаточно внимания обращается на формирование у школьников логического мышления, формирование приёмов умственной деятельности, лежащих в основе усвоения учебного курса.
Цель курса: формирование и развитие физического мышления учащихся на основе логико-философского аппарата, формирование научного мировоззрения.
Задачи курса: углубление и расширение знаний по физике, формирование знаний по философии и логике, формирование логических умений на примере материала «Механика», развитие творческих способностей личности, через решение экспериментально- качественных задач.
2.Место курса в учебном плане
Программа элективного курса по физике « Эволюция физической картины мира» в 10 классе рассчитана на 17 часов. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю продолжительностью 1 час во втором полугодии 2015-2016 учебного года.
3.Содержание программы
1. Введение: понятия философии, физики, логики- как наук. Физические понятия: факт, величина, явление, прибор. Физическая теория.
2. Логические понятия: мышление и его виды. Родовые и видовые признаки понятий.
3. Умственные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.
4. Философские понятия: материя и формы существования. Философские законы и принципы.
5. Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
6. Обоснование философских законов и принципов на материале
« Механика» : основы кинематики, динамики, законы сохранения.
4.Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
1
Введение
1
2
Физические понятия
2
3
Логические понятия
4
4
Философские понятия
4
5
Обоснование философских законов и принципов на материале
« Механика» основы кинематики, динамики, законы сохранения
6
5.Планируемые результаты освоения курса
Курс по выбору даёт возможность овладеть:
Понятиями :понятие - как логическая категория; содержание и объём понятия; родовые и видовые признаки; логические операции; сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение; приёмы умственных действий, материя, пространство, время, взаимодействие, законы ( философские и физические) принципы( философские и физические).
Уметь: классифицировать и сравнивать понятия; устанавливать причинно- следственные связи; закономерность, объяснять явления, анализировать: физическую формулу, величину, явление, закон, формы материи, таблицы, графики, рисунки.
-
Календарно- тематическое планирование
-
Сроки
Тема занятия
Количество часов
Содержание материала
Январь
Февраль
Февраль
Введение
1
Понятие философии, физики, логики- как наук. Связь между этими науками.
Физические понятия:
Факт, величина, закон.
Физические понятия:
Свойство, явление, прибор, теория
1
1
Физический факт, величина, закон, свойство, явление, прибор, теория.
Логические понятия:
Мышление и его формы
Содержание и объём понятия
Родовые и видовые признаки
Отношения между понятиями
1
1
1
1
Мышление, его формы, понятие- как логическая категория. Содержание и объём понятия. Умозаключение и суждение.
Март
Март
Философские понятия:
Материя и формы её существования
Движение и его формы
Философские законы
Философские принципы
1
1
1
1
Материя. Формы существования материи, её основные свойства и характеристики, пространство и время.
Движение и формы ( физическая, химическая, биологическая, социальная) Законы и принципы.
Апрель
Май
Май
Обоснование философских законов и принципов:
Основы кинематики
Основы динамики
Законы сохранения
2
2
2
Эмпирические: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
Эмпирико-теоретические: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, мысленный эксперимент
7.Литература для учителя
-
Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников.- М.: Педагогика, 1978.-128с.
-
Ивин А.А. Логика.- М.: изд-во Гароарика, 1999.- 352с
-
Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе.-М.: Просвещение, 1993.-192с
-
Межпредметные связи курса физики в средней школе / Ю.И. Дик,
И.К. Турышев, Ю.И. Лукьянов.- М.: Просвещение, 1987.-191с.
8.Литература для учащихся
1. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения у учащихся при изучении физики.- М.: Просвещение, 1976.- 158с.
2. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей уч-ся.- М.: Просвещение, 1975.- 271 с.
3. Тихомирова Л.Р. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль: изд-во Академия Развития, 1996.- 239с