- Преподавателю
- Физика
- Урок - игра по физике на тему Законы Ньютона
Урок - игра по физике на тему Законы Ньютона
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Холопова И.В. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок-игра «Законы Ньютона».
Цели урока:
В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме,
научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач,
расширить кругозор учащихся,
развить коммуникативные способности.
Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, проблемного обучения, технологии развития критического обучения.
Эпиграфы к уроку:
«Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.»
Исаак Ньютон. ( 1643-1727гг)
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.»
Исаак Ньютон
Оформление:
Плакат с эпиграфами, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.
Правила дружной работы (на доске)
1. Распредели общую работу поровну.
2. Знай, что ты должен делать.
3. Выполняй свою работу как можно лучше и в срок.
4. По ходу работы выясняй, как идут дела у других: помоги тому, У кого не ладится работа. Учись учиться у других.
На доске критерии:
Критерии оценивания:
-
Ориентация в материале
-
Культура речи
-
Краткость
-
Логичность и убедительность
-
Выделение существенного
-
Умение заинтересовать слушателей
Максимальное количество баллов за выполнение каждого задания - 5 баллов.
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
-
Взаимопомощь в группе
-
Умение общаться с коллегами
-
Умение организовать работу в группе
-
Умение уложиться во времени при решении задач
-
Умение слушать выступления своего докладчика и докладчика другоц группы
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
-
Каждое замечание ведущего или эксперта - 1 балл
-
Несоблюдение правил игры - 2 балла
-
Грубое нарушение - до 5 баллов
Подготовка к уроку:
Ребята делятся на две команды, равные по силам, выбираются капитаны команд.
Ход урока.
-
Орг.момент.
Зачитывается эпиграф, отмечается, что по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявить все способности учащихся, расширить их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
-
Конкурс «доверяй, но проверяй». Команды получают экспериментальные задания и приступают к выполнению. Через несколько минут они представляют классу сам опыт и анализ его результата. Лучший доклад приносит победу команде. А докладчику- балл в его личную копилку.
Задание №1.
Положите на стакан открытку. Поставьте на открытку прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкните по открытке пальцем, чтобы она отлетала в сторону. Повторите это несколько раз.
Иногда прищепка падает в стакан в своём прежнем положении, а иногда, падая, переворачивается. Почему?
Задание №1.
Примерно за 100 лет до нашей эры александрийский ученый Герон проделал такой опыт: на конец изогнутой трубки он поместил легкий шарик и затем начал нагнетать в трубку воздух. Шарик поднялся над концом трубки, как бы плясал в воздушной струе, не отлетая в сторону.
Такой опыт можно повторить, если Вы поместите шарик от пинг-понга в струю воздуха, выходящего из работающего пылесоса.
Почему шарик пляшет в воздухе?
-
конкурс «колесо истории».
Команды получают текст (каждому) с биографией Ньютона (разбита на части). 1-ая команда получает начало биографии, а 2-ая окончание. Учащиеся читают и стараются запомнить.(3-5 мин.) Затем задаются вопрсы-1 балл за правильный ответ.
Для первой команды:
Биография Исаака Ньютона.
Исаак Ньютон появился на свет вьюжной зимой 1643 года в ночь после Рождества в небольшом английском селении Вулсторп, примерно в 200 километрах к северу от Лондона. Родился раньше срока, поразительно маленьким и хилым. Утверждали даже, будто он был так мал, что умещался в овчинной рукавице, из которой однажды выпал и сильно ударился головой о пол. Ньютон и сам потом рассказывал: «По словам матери, я родился таким маленьким, что меня можно было бы выкупать в большой пивной кружке».
В 18 лет Ньютон уже учится в Кембридже, одном из лучших университетов Европы. Поначалу он субсайзер. Так называли бедных студентов, которые не могли платить за обучение. Они слушали лекции и, кроме этого, прислуживали богатым студентам старших курсов - будили их, чистили башмаки, причесывали, растапливали камин, выполняли другие поручения. В Кембридже Ньютон пишет свою первую известную научную работу - она посвящена теории всеобщего универсального языка. У юноши прекрасные учителя, они учат его никогда не останавливаться на констатации уже известных фактов, а всегда стремиться идти дальше. В 1665 году он стал бакалавром изящных искусств.
В 27 лет Ньютон стал профессором Кембриджского университета. С тех пор Кембридж стал славится не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры, на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученых.
В области оптики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности. Он открыл явление дисперсии.
Для второй команды:
15 марта 1696г Ньютон получил официальное извещение от Монтегею о назначении его, Ньютона, хранителем Монетного двора. Кембриджский период Ньютона закончился, начался последний период-период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы.
В 1687г Ньютон изложил знаменитые законы в книге «математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники. Вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед.
От единичного факта-падения яблока- Ньютон переходит к грандиозному обобщению-закону всемирного тяготения (1667г).
В 1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом. Был богат и окружен вниманием своей племянницы.
Ньютон умер в Кенсингтоне, под Лондоном, 20 марта 1727 года. Шесть пэров Англии несли на плечах гроб ученого к Вестминстерскому аббатству в Лондоне, где захоронены величайшие люди страны.
Эта эпитафия - краткий итог жизни великого искателя истины: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первым доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различия световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал. Прилежный, мудрый и верный истолкователь природы, древности и Святого писания, он утверждал своей философией величие всемогущего Бога, а нравом выражал евангельскую простоту. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».
Вопросы для команд по пять-каждой.
1. Назовите дату рождения Исаака Ньютона.
2. В каком университете (колледже) учился Ньютон с 1661г?
3. К какой группе имущественного положения принадлежал Ньютон в колледже? (субсайзер)
4. Сколько лет было Ньютону когда он стал профессором Кембриджского университета?
5. В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности?
6. Какое предложение получил Ньютон в 1696г от своего друга Монтегею?
7. В какой работе Ньютон изложил знаменитые законы?
8. От единичного факта-падения яблока-Ньютон переходит к грандиозному обобщению. Какому?
9. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?
10. Где похоронен Ньютон?
4. Физминутка. (Глазная +релакс)
5. Конкурс «головоломки».
Для первой команды:
Подсказка-прочитайте изречение Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская определенное количество кружков.
Отв:Гипотиз не сочиняю.
Ребус для второй команды.
Подсказка:мВырежьте затемненные клеточки в первом квадрате,наложите его на второй. Поворачивая его четыре раза, прочитайте слова Рене Декарта.
@
@
@
@
@
@
@
@
@
д
о
и
с
а
т
а
ж
т
й
е
е
т
р
р
н
е
и
о
и
м
ю
ю
е
н
м
и
и
е
р
и
я
д
м
в
п
Отв:дайте мне материю и движение, и я построю мир.
6. Игра «Интересные вопросы».
Командам задаются вопросы. На обсуждение дается1-2 мин. За правильный ответ дается один балл.
-
Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега и лошадь движутся вперед?
(Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно почему телега катится в сторону лошади.)
-
Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. От чего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
(Яблоко и Земля действительно падают друг на друга, но скорость этого притяжения различна для яблока и для Земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и по этому Земля получает перемещение на столько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.)
3) Историю о том, как «Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассмотреть эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на выводы баснописца Крылова. Каким он будет?
…Лебедь рвется в облака
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду.
(Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к воздуху сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.)
7. Блиц-турнир.
Каждой команде задается по пять вопросов, на обсуждение дается по 10 с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот и победил. За победу присуждается балл. Участник правильно и быстро отвечавший на вопрос получает балл в свою личную «копилку».
Вопросы для первой команды
- Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
- Тело движется прямолинейно и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?
- Как читается первый закон Ньютона (в современной формулировке)?
- Инерциальна ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно какой-либо инерциальной системы?
- Что является причиной ускоренного движения тел?
Вопросы для второй команды
- Как читается второй закон Ньютона?
- Как читается третий закон Ньютона?
- Какие системы отсчета называются инерциальными?
- Какие системы отсчета называются неинерциальными?
- Выразите единицу чисел через единицы массы и ускорения.
Подведение итогов.
Опрос учащихся, выяснить, что им понравилось, а что-нет.
Заключительное слово учителя.
Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самое страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневевшую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.