Урок - игра по физике на тему Законы Ньютона

Урок-игра на тему "Законы Ньютона".Можно проводить в качестве внеклассного мероприятия.Проводится с учениками 9-ых классов.В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме,научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач,расширить кругозор учащихся,развить коммуникативные способности.Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, проблемного о...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра «Законы Ньютона».

Цели урока:

В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме,

научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач,

расширить кругозор учащихся,

развить коммуникативные способности.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, проблемного обучения, технологии развития критического обучения.

Эпиграфы к уроку:

«Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.»

Исаак Ньютон. ( 1643-1727гг)

«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.»

Исаак Ньютон

Оформление:

Плакат с эпиграфами, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.

Правила дружной работы (на доске)

1. Распредели общую работу поровну.

2. Знай, что ты должен делать.

3. Выполняй свою работу как можно лучше и в срок.

4. По ходу работы выясняй, как идут дела у других: помоги тому, У кого не ладится работа. Учись учиться у других.

На доске критерии:

Критерии оценивания:

  • Ориентация в материале

  • Культура речи

  • Краткость

  • Логичность и убедительность

  • Выделение существенного

  • Умение заинтересовать слушателей

Максимальное количество баллов за выполнение каждого задания - 5 баллов.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

  • Взаимопомощь в группе

  • Умение общаться с коллегами

  • Умение организовать работу в группе

  • Умение уложиться во времени при решении задач

  • Умение слушать выступления своего докладчика и докладчика другоц группы

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

  • Каждое замечание ведущего или эксперта - 1 балл

  • Несоблюдение правил игры - 2 балла

  • Грубое нарушение - до 5 баллов

Подготовка к уроку:

Ребята делятся на две команды, равные по силам, выбираются капитаны команд.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Зачитывается эпиграф, отмечается, что по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявить все способности учащихся, расширить их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

  1. Конкурс «доверяй, но проверяй». Команды получают экспериментальные задания и приступают к выполнению. Через несколько минут они представляют классу сам опыт и анализ его результата. Лучший доклад приносит победу команде. А докладчику- балл в его личную копилку.

Задание №1.

Положите на стакан открытку. Поставьте на открытку прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкните по открытке пальцем, чтобы она отлетала в сторону. Повторите это несколько раз.

Иногда прищепка падает в стакан в своём прежнем положении, а иногда, падая, переворачивается. Почему?

Задание №1.

Примерно за 100 лет до нашей эры александрийский ученый Герон проделал такой опыт: на конец изогнутой трубки он поместил легкий шарик и затем начал нагнетать в трубку воздух. Шарик поднялся над концом трубки, как бы плясал в воздушной струе, не отлетая в сторону.

Такой опыт можно повторить, если Вы поместите шарик от пинг-понга в струю воздуха, выходящего из работающего пылесоса.

Почему шарик пляшет в воздухе?

  1. конкурс «колесо истории».

Команды получают текст (каждому) с биографией Ньютона (разбита на части). 1-ая команда получает начало биографии, а 2-ая окончание. Учащиеся читают и стараются запомнить.(3-5 мин.) Затем задаются вопрсы-1 балл за правильный ответ.

Для первой команды:

Биография Исаака Ньютона.

Исаак Ньютон появился на свет вьюжной зимой 1643 года в ночь после Рождества в небольшом английском селении Вулсторп, примерно в 200 километрах к северу от Лондона. Родился раньше срока, поразительно маленьким и хилым. Утверждали даже, будто он был так мал, что умещался в овчинной рукавице, из которой однажды выпал и сильно ударился головой о пол. Ньютон и сам потом рассказывал: «По словам матери, я родился таким маленьким, что меня можно было бы выкупать в большой пивной кружке».

В 18 лет Ньютон уже учится в Кембридже, одном из лучших университетов Европы. Поначалу он субсайзер. Так называли бедных студентов, которые не могли платить за обучение. Они слушали лекции и, кроме этого, прислуживали богатым студентам старших курсов - будили их, чистили башмаки, причесывали, растапливали камин, выполняли другие поручения. В Кембридже Ньютон пишет свою первую известную научную работу - она посвящена теории всеобщего универсального языка. У юноши прекрасные учителя, они учат его никогда не останавливаться на констатации уже известных фактов, а всегда стремиться идти дальше. В 1665 году он стал бакалавром изящных искусств.

В 27 лет Ньютон стал профессором Кембриджского университета. С тех пор Кембридж стал славится не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры, на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученых.

В области оптики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности. Он открыл явление дисперсии.

Для второй команды:

15 марта 1696г Ньютон получил официальное извещение от Монтегею о назначении его, Ньютона, хранителем Монетного двора. Кембриджский период Ньютона закончился, начался последний период-период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы.

В 1687г Ньютон изложил знаменитые законы в книге «математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники. Вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед.

От единичного факта-падения яблока- Ньютон переходит к грандиозному обобщению-закону всемирного тяготения (1667г).

В 1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом. Был богат и окружен вниманием своей племянницы.

Ньютон умер в Кенсингтоне, под Лондоном, 20 марта 1727 года. Шесть пэров Англии несли на плечах гроб ученого к Вестминстерскому аббатству в Лондоне, где захоронены величайшие люди страны.

Эта эпитафия - краткий итог жизни великого искателя истины: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первым доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различия световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал. Прилежный, мудрый и верный истолкователь природы, древности и Святого писания, он утверждал своей философией величие всемогущего Бога, а нравом выражал евангельскую простоту. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

Вопросы для команд по пять-каждой.

1. Назовите дату рождения Исаака Ньютона.

2. В каком университете (колледже) учился Ньютон с 1661г?

3. К какой группе имущественного положения принадлежал Ньютон в колледже? (субсайзер)

4. Сколько лет было Ньютону когда он стал профессором Кембриджского университета?

5. В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности?

6. Какое предложение получил Ньютон в 1696г от своего друга Монтегею?

7. В какой работе Ньютон изложил знаменитые законы?

8. От единичного факта-падения яблока-Ньютон переходит к грандиозному обобщению. Какому?

9. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?

10. Где похоронен Ньютон?

4. Физминутка. (Глазная +релакс)

5. Конкурс «головоломки».

Для первой команды:

Подсказка-прочитайте изречение Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская определенное количество кружков.

Урок - игра по физике на тему Законы Ньютона

Отв:Гипотиз не сочиняю.

Ребус для второй команды.

Подсказка:мВырежьте затемненные клеточки в первом квадрате,наложите его на второй. Поворачивая его четыре раза, прочитайте слова Рене Декарта.

@

@


@

@

@

@

@

@


@

д

о

и

с

а

т

а

ж

т

й

е

е

т

р

р

н

е

и

о

и

м

ю

ю

е

н

м

и

и

е

р

и

я

д

м

в

п

Отв:дайте мне материю и движение, и я построю мир.

6. Игра «Интересные вопросы».

Командам задаются вопросы. На обсуждение дается1-2 мин. За правильный ответ дается один балл.

  1. Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега и лошадь движутся вперед?

(Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно почему телега катится в сторону лошади.)

  1. Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. От чего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

(Яблоко и Земля действительно падают друг на друга, но скорость этого притяжения различна для яблока и для Земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и по этому Земля получает перемещение на столько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.)
3) Историю о том, как «Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассмотреть эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на выводы баснописца Крылова. Каким он будет?

…Лебедь рвется в облака

Рак пятится назад,

А Щука тянет в воду.

(Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к воздуху сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.)

7. Блиц-турнир.

Каждой команде задается по пять вопросов, на обсуждение дается по 10 с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот и победил. За победу присуждается балл. Участник правильно и быстро отвечавший на вопрос получает балл в свою личную «копилку».

Вопросы для первой команды

- Как движется тело, если на него не действуют другие тела?

- Тело движется прямолинейно и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?

- Как читается первый закон Ньютона (в современной формулировке)?

- Инерциальна ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно какой-либо инерциальной системы?

- Что является причиной ускоренного движения тел?

Вопросы для второй команды

- Как читается второй закон Ньютона?

- Как читается третий закон Ньютона?

- Какие системы отсчета называются инерциальными?

- Какие системы отсчета называются неинерциальными?

- Выразите единицу чисел через единицы массы и ускорения.

Подведение итогов.

Опрос учащихся, выяснить, что им понравилось, а что-нет.

Заключительное слово учителя.

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самое страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневевшую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.













© 2010-2022