Интегрированный урок по химии и физике 8 класс

Тема урока: Металлы – простые вещества. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Цели урока: ·         Обучающие:  создание условий для  формирования  у  учащихся представлений металла – простых веществах, сущности образования металлической связи и зависимости физических свойств металлов от типа кристаллической решетки. ·         Развивающие:развивать умения: анализировать информацию; сравнивать, делать выводы; самостоятельно приобретать знания в соответствии с возни...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Металлы - простые вещества. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов.

Цели урока:

  • Обучающие: создание условий для формирования у учащихся представлений металла - простых веществах, сущности образования металлической связи и зависимости физических свойств металлов от типа кристаллической решетки.

  • Развивающие: развивать умения: анализировать информацию; сравнивать, делать выводы; самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями, пользоваться справочным материалом; работать на уроке самостоятельно и в группе переменного состава.

  • Воспитывающие: воспитать культуру умственного труда, убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Тип урока: Интегрированный урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Метод обучения: проблемный

Организационные формы: самостоятельная деятельность, работа в группе.

Средства обучения: периодическая система химических Элементов Д.И. Менделеева, компьютер.

Демонстрационное оборудование: алюминиевая и медная проволока, гвоздь, магниевая стружка, монеты различного достоинства.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствуют учеников. Организуют группы для последующей работы

Приветствуют учителя

II. Мотивация. Актуализация знаний (постановка проблемы, формулирование цели урока)











(повторение изученного материала в 8-м классе)

Учитель химии:

эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова М.В. Ломоносова «Химия и физика так соединены между собой, что одна без другой быть не может» (слайд 1)

А в начале урока мне бы хотелось обратиться к истории развития человечества. Давайте вспомним её основные этапы (слайд 2,3). А ещё об отношении человека к металлам можно судить и по стихотворению, которое сохранилось с 15 века (слайд 4, 5)

На столе у вас образцы металлов. Давайте рассмотрим их. Чем они на ваш взгляд отличаются? Есть ли что у них общего? Что можно сказать о физических свойствах этих металлов?


Почему же именно металлы обладают такими особенными и важными для нас свойствами? Сегодня на уроке нам с вами предстоит это выяснить.

Так о чём, по- вашему, пойдёт речь на уроке?

(Фронтальный опрос)

- Ответьте на следующие вопросы:

  1. Сколько всего элементов в ПСХЭ? Сколько из них неметаллов? Сколько тогда металлов?

  2. Где расположены элементы- металлы?

  3. Каковы особенности строения атомов металлов?

  4. Какими свойствами в этой связи они обладают?





Рассматривают образцы металлов.

- Они отличаются друг от друга свойствами: цветом, блеском, твердостью.

- общее способность проводить электрический ток, тепло, обладают особым блеском.

Формулируют тему и цель урока (слайды 6, 7,8,9)

Записывают в тетрадь тему урока.





Устные ответы учащихся у ПСХЭ.
(слайд 10)

III. Изучение нового материала.

Учитель химии:

- Атомы - металлы образуют простые вещества, соединяясь посредством химической связи. Какой? Наверно, будет логично называть её металлической связью. Рассмотрим сущность её образования (слайды 11 - 17)

Запишем схему её образования (слайд 18)

физкультминутка

Учитель физики:

Чем же обусловлена хорошая электропроводность металлов?

Даём определение электрического тока. Что же может двигаться под действием электрического поля в металлах? (слайды 20-24)

Кто доказал, что в металлах движутся электроны? (Показываем схему опыта Мандельштама-Папалекси и Толмена-Стюарта. Слайд 25)

Куда направлен ток в металлах и куда движутся электроны?(слайды 25-26)

Интересные факты о действии электрического тока на организм. (слайды 27-29)

Вспоминаем о теплопроводности металлов

Опыты по теплопроводности (рис.8 рис.9)(слайд 30-31)

Рассмотрите на образцы металлов, которые у вас есть в наборах. Что у них общего?

Объяснение металлического блеска.(слайд 32)

Что же знали в старину люди о металлах

- Великий русский ученый М.В. Ломоносов так говорил о металлах: "Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно"

- О каких физических свойствах металлов здесь идет речь?

Посмотрим таблицу 3
- Что вы заметили?
- Почему?
- Значит, у каждого металла есть своя температура плавления, которая изменяется в очень широких пределах: от - 39 оС у ртути до 3410 оС у вольфрама. То есть металлы бывают (пишет на доске) легкоплавкие и тугоплавкие. Где применимы эти металлы?
- Чтобы понять различие в температурах плавления у разных металлов обратимся к таблице № 1 и на примере щелочных металлов проследим зависимость температуры плавления от размеров атомов. Сделаем вывод.
- В конспекте делаем следующую запись.
- Вот мы с вами рассмотрели те свойства, о которых говорил М.В. Ломоносов. Все ли физические свойства металлов отображены в этом высказывании?
- Может, вам известны еще какие-то свойства металлов?
- Теперь посмотрим, действительно ли металлы обладают этими свойствами. (Демонстрируем эксперимент по теплопроводности).
- Что наблюдаем в процессе нагревания?
- От какого металла спички отпадают быстрее?
- Какой возникает вопрос?
- Действительно, теплопроводность - результат высокой подвижности свободных электронов, которые сталкиваясь с колеблющимися ионами и атомами, обмениваются с ними энергией, поэтому происходит быстрее выравнивание температуры по всему куску металла, в данном случае, алюминия.
-Записываем в тетрадь следующее свойство - теплопроводность.

Электропроводность вам уже известна.

- Какие из металлов самые электропроводные?
- Демонстрируем опыт.
Возникший в проводнике электрический ток объясняется тем, что св. электроны в металле под воздействием приложенного электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.
Что же произойдет, если проводник нагреть? Демонстрирует нагревание проводника.
- К чему это приводит?
- Что произошло с сопротивлением?
- Нагревание металлов приводит к росту электрического сопротивления и уменьшению силы тока.
Это обусловлено тем, что с увеличением температуры, увеличивается амплитуда колебания ионов и атомов, находящихся в узлах кристаллической решетки. Это затрудняет перемещение электронов, электрическая проводимость металлов падает, а при низкой температуре наоборот, колебательное движение уменьшается, и электрическая проводимость возрастает.
Итак, добавляется новая запись в наших тетрадях.
- Так как все металлы проводят электрический ток, нужно помнить о том, что оголенные провода могут вызвать электрошок и более худшие последствия.
- Все металлы делят на легкие и тяжелые. Мерой этого является физическая величина - плотность, поэтому физическому свойству работала инициативная группа во главе Патрушевой Мариной.
- Какой возникает вопрос?
- Давайте запишем это свойство.

Записывают в тетрадь определение металлической связи. Схемы её образования.





Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос



Смотрят презентацию и слушают объяснение учителя

- Записывают в тетради:

что такое электрический ток, почему металлы хорошие проводники, куда направлен электрический ток в металлах и куда движутся электроны.

Отвечают, почему металлы обладают хорошей теплопроводностью , какие из них лучшие проводники.

Металлический блеск

- Записывают в тетради: "Металлический блеск - результат отражения световых лучей электронами, заполняющими межатомное пространство кристаллической решетки".


Записывают в тетради: "Температура плавления зависит от прочности металлической связи".

- Электрическая проводимость, теплопроводность.

-Спички начали отпадать.

- От алюминия.

- Чем объяснить это свойство металлов?

- Вновь металлической связью.

-Теплопроводность - результат высокой подвижности свободных электронов.

- Серебро, золото, алюминий.

Y. Домашнее задание

Химия : Пар. 14, 15, упр. 4 стр. 85

Физика: §32п1, §34, Домашний проект «Сделай батарейку»

Записывают в дневник

IY. Закрепление

Учитель химии :

Каждой группе я предлагаю пройти по следам одного из интересных и важных для нас металлов, который вы должны узнать, а прочитав небольшой стишок. А далее вам предстоит выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. (Приложение 1)

- работают в группах самостоятельно, ответы записывают в бланк

Представляют полученные результаты на доске

YI. Рефлексия.

Учитель химии: Чтобы осмыслить все увиденное, услышанное и выполненное на нашем уроке мы предлагаем вам рефлексивный тест, направленный на оценку своих собственных действий.

Рефлексивный тест.

  1. Я узнал (а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было над чем, подумать.

  4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.

  5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Благодарит детей за активную работу и прощается с ними.

Оценивают свои знания по тесту.





Задание для самостоятельной работы:

Задание

Ответ

1

Назовите металл:

Я - металл серебристый и легкий.

Я зовусь «самолетный металл».

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал.

2

Запишите для него схему образования металлической связи

3

Опишите его физические свойства

1.

2.

3.

4.

5.

6.

4

Назовите области применения этого металла



При ответе на вопросы используете дополнительную литературу на вашем столе

© 2010-2022