• Преподавателю
  • Физика
  • Программа факультативного курса «Общие пути познания мира на основе законов физики » для учащихся 10-11 классов

Программа факультативного курса «Общие пути познания мира на основе законов физики » для учащихся 10-11 классов

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Программа

факультативного курса

«Общие пути познания мира на основе законов физики »

для учащихся 10-11 классов

(всего -68ч., по 1ч в неделю)



Казкенова Р.Е.

учитель физики лицея при КазГАСА

рецензент: заведующий кафедрой «Философия и история» КазЭУ им.Т.Рыскулова

д.ф.н., профессор Турысжанова Р.К.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный факультативный курс призван с одной стороны «поддерживать» изучение физики как профильного предмета, с другой - способствовать внутрипрофильной специализации обучения. Объем знаний, преподносимых учащимся, очень велик и, конечно, невозможно весь поток информации удержать в памяти. Поэтому очень важно научить ребят получать знания о способах получения знаний, уметь разбираться в законах строения мира, иметь представление о философских учениях и единстве законов мироздания. Правильно обращаться со справочной и хрестоматийной литературой, уметь черпать из них новую информацию и воспроизводить старую - очень важный аспект книжной культуры ученика. Множество законов физики и физических теорий неотъемлемо связаны с именами великих людей, и знать об их жизни и деятельности необходимо каждому заинтересованному ребенку. Этот курс тесно связан с основным курсом физики, сочетает теоретическую и экспериментальную подготовку учащихся, углубляет их знания, полученные на уроке. Кроме решения задач по предложенным темам, учащиеся должны научиться научится пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных. То есть, опираясь на предложенные в литературе пути решения экспериментальных заданий, учащиеся должны самостоятельно подойти к опытной проверке теоретических выводов и основных физических законов.

Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции 12 летнего образования РК, школа должна воспитывать в детях умение самостоятельного познания окружающих явлений, дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; научить использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач.

Анализ исследований, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устойчивая обратная связь «учитель - ученик», у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно - популярной литературой.

Цели факультативного курса:

формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;

углубление и расширение знаний по физике;

развитие умений применять усвоенные на уроках сведения о физических явлениях и закономерностях для решения практических проблем;

совершенствование умений и навыков по составлению презентации и мини-проектов.

Задачи факультативного курса

1. Развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными заданиями;

2. Овладеть аналитическими методами исследования различных явлений природы;

3. Обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;

4.Способствовать овладению умениями в работе со справочной литературой.

5. Способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;

6. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к саморазвитию.

Программа факультативного курса «Пути рационального познания мира» рассчитана для учащихся 10 - 11 классов на 68 часов по 1 часу в неделю в течение 2-х лет. Программа состоит из следующих разделов.

Констатирующая (содержательная) часть программы

Работа со справочной и хрестоматийной литературой - 3 часа Основные физические величины и единицы их измерения. Основные физические постоянные.
Роль ученых в развитии физики и техники - 5 часов Физика в философских школах Древней Греции.Путь в науке Г.Галилея. Жизнь И. Ньютона и открытие законов динамики. Великие имена ученых Востока и Азии (труды А.Аль-Фараби, Бируни)

Успехи и сложности в работе Э.Резерфорда. «Великий преобразователь естествознания XX века»- А. Эйнштейн. «Не прекрасна ли цель работать для того, чтобы оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы» - А.Г. Столетов.

Расширение и углубление теоретических знаний учащихся - 11 часов

Кинематика. Основы динамики. Законы сохранения. Геометрическая оптика.

Волновая оптика. Статистический и термодинамический методы описания макросистемы. Заряженные частицы в электрическом и магнитном полях.

Постоянный электрический ток. Постулаты теории относительности.

Явление фотоэффекта. Строение атома. Радиоактивность.

Решение задач повышенного уровня сложности - 22 часа

Основные понятия из раздела кинематики

Основные законы динамики в качественных и количественных задачах

Методика решения задач на законы сохранения импульса и энергии

Механические колебания и волны в вопросах и задачах

Волновая и геометрическая оптика

Законы термодинамики в задачах

Заряженные частицы в электрическом и магнитном полях

Законы постоянного тока. Правило Кирхгофа Радиоактивность
Выполнение работ физического практикума - 4 часов

Сложение сил, действующих под углом друг к другу;

Изучение закона сохранения импульса и энергии;

Исследование зависимости силы тока от напряжения в опыте А.Г. Столетова;

Изучение деления ядра урана под действием нейтронов по фотографиям треков
Выполнение экспериментальных заданий - 5 часов

Выяснение условия равновесия тела, которое может двигаться поступательно, когда на него действуют несколько сил, направленных под углом друг к другу;

Обнаружение изменения веса тела при его ускоренном движении;

Исследование зависимости ЭДС индукции в неподвижном проводнике от скорости изменения магнитного потока;

Исследование зависимости ЭДС индукции в движущемся проводнике от скорости, длины проводника и магнитной индукции; Единство законов природы в физике и философии
Решение экспериментальных задач - 5часов

Измерение модулей средней и мгновенной скоростей, когда время движения тела измеряется по методу совпадений ударов метронома с ударами тела о препятствие;

Измерение начальной скорости и времени движения тела при действии силы трения;

Измерение механической работы силы тяжести, упругости, трения;

Измерение амплитуды максимальной скорости и полной энергии тела, колеблющегося на пружине;

Измерение массы тела, колеблющегося на пружине.

Работа над проектами. Защита проектов. 6 ч.

Создание рабочей группы (ученики объединяются по несколько человек для работы по одной теме);

Распределение функциональной деятельности в группе (ученики распределяют обязанности для работы в группе);

Планирование ( учащиеся составляют план деятельности);

Определение формы отчета выполненной работы (рекомендуемая форма презентации в режиме MS PowerPoint).

Работа над текстом. 7 ч.

Броуновское движение, таинственные лучи, трубы - хамелеоны, живые ракеты,открытие животного электричества, ледяная магия,

приливы и отливы, магнитобезопасность.


Нормативная часть

Календарный план 10 класс ( всего 34 часа, 1 час в неделю)

Названия разделов

программы

Количество часов

Организационная

форма

Теория

Практика

1

Работа со справочной и хрестоматийной литературой

Основные физические величины и единицы их измерения. Основные физические постоянные.

2


1

Лекционное занятие

Практикум: работа со справочниками и таблицами

Работа в школьной библиотеке со справочниками по физике

2

Роль ученых в развитии физики и техники:

Физика в философских школах Древней Греции.

Путь в науке Г.Галилея

Жизнь И. Ньютона и открытие законов динамики

Великие имена ученых Востока и Азии (Аль-Фараби, А.Беруни)


Развитие физики и общие открытия в мире науки

1





1

2


1

Лекционное занятие с использованием иллюстративной компьютерной презентацией

Семинар

Защита мини - рефератов

Просмотр видеофильмов

3

Расширение и углубление теоретических знаний учащихся:

Кинематика

Основы динамики

Законы сохранения

Геометрическая оптика

Волновая оптика

Статистический и термодинамический методы описания макросистемы

Заряженные частицы в электрическом и магнитном полях

Постоянный электрический ток

5





Лекционные занятия



4

Решение задач повышенного уровня сложности

Решение задач с использованием основных понятий из раздела кинематики

Основные законы динамики в качественных и количественных задачах

Методика решения задач на законы сохранения импульса и энергии

Механические колебания и волны в вопросах и задачах

11

Отработка практических умений и навыков в форме решения количественных и качественных задач с использованием:

имитационных моделей;

компьютерных тренажеров;

элементов технологии критического мышления;

элементов технологии обучения в сотрудничестве.

5

Выполнение работ физического практикума:

сложение сил, действующих под углом друг к другу;

изучение закона сохранения импульса и энергии;


1

1


эксперимент


6

Выполнение экспериментальных заданий:

Выяснение условия равновесия тела, которое может двигаться поступательно, когда на него действуют несколько сил, направленных под углом друг к другу;


1

1



эксперимент

7

Решение экспериментальных задач:

измерение модулей средней и мгновенной скоростей, когда время движения тела измеряется по методу совпадений ударов метронома с ударами тела о препятствие;

Измерение начальной скорости и времени движения тела при действии силы трения;

Измерение механической работы силы тяжести, упругости, трения;


1


1


8

Работа с текстом:

3

Работа по ИНТЕРНЕТ-ресурсам

9






Календарный план 11 класс( всего 34 часа, 1 час в неделю)

Названия разделов

программы

Количество часов

Организационная

форма

Теория

Практика

Успехи и сложности в работе Э.Резерфорда. «Великий преобразователь естествознания XX века»- А. Эйнштейн

«Не прекрасна ли цель работать для того, чтобы оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы» - А.Г. Столетов

3

Расширение и углубление теоретических знаний учащихся:

Геометрическая оптика

Волновая оптика

Постулаты теории относительности

Явление фотоэффекта

Строение атома

Радиоактивность.

Единство законов природы в физике и философии

6





Лекционные занятия


Круглый стол

4

Решение задач повышенного уровня сложности

Волновая и геометрическая оптика

Законы термодинамики в задачах

Заряженные частицы в электрическом и магнитном полях

Законы постоянного тока. Правило Кирхгофа

Радиоактивность

11

Отработка практических умений и навыков в форме решения количественных и качественных задач с использованием:

имитационных моделей;

компьютерных тренажеров;

элементов технологии критического мышления;

элементов технологии обучения в сотрудничестве.

5

Выполнение работ физического практикума:

Исследование зависимости силы тока от напряжения в опыте А.Г. Столетова;

Изучение деления ядра урана под действием нейтронов по фотографиям треков

1

1


Работа по готовым фотографиям

6

Выполнение экспериментальных заданий:

Исследование зависимости ЭДС индукции в неподвижном проводнике от скорости изменения магнитного потока;

Исследование зависимости ЭДС индукции в движущемся проводнике от скорости, длины проводника и магнитной индукции;

1

1

1

7

Решение экспериментальных задач:

Измерение амплитуды максимальной скорости и полной энергии тела, колеблющегося на пружине;

Измерение массы тела, колеблющегося на пружине.

1

1

8

Работа над проектами. Защита проектов:

*Создание рабочей группы (ученики объединяются по несколько человек для работы по одной теме);

*Распределение функциональной деятельности в группе (ученики распределяют обязанности для работы в группе);

*Планирование ( учащиеся составляют план деятельности);

*Определение формы отчета выполненной работы (рекомендуемая форма презентации в режиме MS PowerPoint).

6

Индивидуальная работа с источниками;

Групповая работа (обсуждение);

Консультации с учителем;

Демонстрация результата работы;

Собственная оценка выполненной работы.

Защита проектов

9

Работа с текстом:

таинственные лучи

живые ракеты

приливы и отливы

магнитобезопасность

Эволюция мира.

4

Работа по ИНТЕРНЕТ-ресурсам



Информационно-методическая часть

Объем знаний, преподносимых учащимся, очень велик и, конечно, невозможно весь поток информации удержать в памяти. Поэтому очень важно научить ребят получать знания о способах получения знаний. Правильно обращаться со справочной и хрестоматийной литературой, уметь черпать из них новую информацию и воспроизводить старую - очень важный аспект книжной культуры ученика.

Прослушав данный факультативный курс, учащиеся должны знать и уметь:
* понимать физический смысл моделей, понятий, величин;

* объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе;

* применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;

*особенности учебно-исследовательской деятельности по физике;

*сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации учебных исследований по физике (наблюдения, измерения, моделирования, анализа, эксперимента), а также понимать диалектическую связь между ними.
*выбирать перспективные темы исследований;

*определять цель и задачи исследования;

*выдвигать гипотезы;

*разрабатывать план исследования;

*осуществлять подбор информации по выбранной теме исследования;

*формулировать вопросы проблемно-поискового типа;

*разрабатывать простейшие модели;

*осуществлять приближенные вычисления в исследовательской работе;

*выступать с публичной защитой полученных результатов;

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а)обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в)технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно,или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например,ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а)обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики,не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г)обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Список используемой литературы

Концепция 12 летнего образования РК

Шарипов А. Великий мыслитель Беруни. Ташкент, «Узбекистан» 1972.

Каменецкий С. Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в
средней школе.

Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения.

Парфентьева Н., Фомина М. Решение задач по физике.

Буров В.А. Фронтальные лабораторные занятия по физике 7-11

Буров В.А. Практикум по физике в средней школе.

Гафуров Б. Касымджанов А. Ал-Фараби в истории культуры. «Наука» 1975г. Кудрявцев П.С. История физики.










Рецензия

на программу факультативного курса

«Общие пути познания мира на основе законов физики»

для учащихся 10-11 классов

(всего -68ч., по 1ч в неделю)

Казкенова Р.Е.

учитель физики лицея при КазГАСА


В реализации современного интегрированного подхода к школьному образованию наряду с другими дисциплинами велико значение курса физики. С философско-научной точки зрения именно физика, как наука о природе, дает учащимся представление о целостности мира, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов, причинно-следственных связей природных явлений; формирует научную картину мира и понимание необходимости регулирования взаимодействия общества и природы с целью сохранения между ними равновесия.

Физика-это наука, включающая в себя загадочные формулы, таинственные знаки, сложные механизмы взаимодействия, объясняющие всё - от зарождения нашей Вселенной до разрушения межатомных связей. Только мир физики охватывает столь широкий диапазон знаний, и именно это делает его таким привлекательным для дополнительного изучения на факультативах.

Поэтому данный курс, охватывающий основные законы природы, способствует обобщению и систематизации знаний учащихся по школьным дисциплинам естественнонаучного цикла.

Следует отметить, что программа факультативного курса органично и естественно затрагивают некоторые вопросы и темы философии, математики, алгебры. Кстати, первые древнегреческие философы и назывались «физиками». Ученые Древней Греции были первыми из известных человечеству, кто сделал попытку тщательного исследования Вселенной: они проводили систематический сбор знаний, получаемых посредством человеческого восприятия. Те, кто начал этот рационалистический поиск понимания без участия интуиции или других нерациональных источников информации, называли себя «философами» (это слово в греческом языке буквально означает «любители мудрости»).

Дидактически верно, что преподавание данного курса необходимо строить на взаимном использовании элементов физики, математики, философии. Это способствует решению трех главных дидактических задач:

  • повышение научности последовательности учебной информации;

  • стимулированию познавательных интересов и активного отношения

школьников к усвоению знаний и вследствие этого ускорение их

умственного развития;

  • формирование у учащихся научного мировоззрения.

Методические идеи настоящего курса заключаются в применении коммуникативно-деятельностных основ познания и личностно-ориентированных подходов изучения природы и учебных предметов.

Факультативный курс может быть применен для профильной подготовки старшеклассников.

Заведующий кафедрой «Философия и история»

Казахского экономического университета им.Т.Рыскулова

д.ф.н., профессор Турысжанова Роза Кималхановна ___________________

Рецензия

на программу факультативного курса

«Общие пути познания мира на основе законов физики »

для учащихся 10-11 классов

(всего -68ч., по 1ч в неделю)

Казкенова Р.Е.

учитель физики лицея при КазГАСА


Методические идеи настоящего курса заключаются в применении коммуникативно-деятельностных основ познания и личностно-ориентированных подходов изучения природы и учебных предметов.

Обучающиеся при решении задач и выполнении экспериментов не только получают возможность проверить глубину понимания смысла физических понятий, принципов, законов, но и оценить и развить умения и навыки практического применения знаний.

Методы научного познания в современной школе являются неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса. Однако умения их применять на практике формируются у учащихся, в основном, методом «проб и ошибок». Этот путь не обеспечивает того уровня знаний о методах научного познания, который необходим для успешного выполнения творческих заданий.

Творческое познание физики выражается в умении сформулировать и решить исследовательскую задачу на основе анализа природных явлений.

Учащиеся испытывают большие затруднения в расчленении наблюдаемых фактов на существенные и несущественные, выдвижении гипотез, моделировании, проведении эксперимента, в установлении связей и отношений между изучаемыми научными понятиями, осуществлении операций, требующих от учащихся оценочных умений.

Факультативный курс может быть применен для профильной подготовки старшеклассников общественно-гуманитарного и естественно-математического направления обучения.

Руководитель МО естественнонаучных дисциплин ШГ №73,

учитель высшей категории____________________Евтушенко И.А.

Рецензия

на программу факультативного курса

«Общие пути познания мира на основе законов физики »

для учащихся 10-11 классов

(всего -68ч., по 1ч в неделю)

Казкенова Р.Е.

учитель физики лицея при КазГАСА


Объем знаний, преподносимых учащимся, очень велик и, конечно, невозможно весь поток информации удержать в памяти. Поэтому очень важно научить ребят получать знания о способах получения знаний. Правильно обращаться со справочной и хрестоматийной литературой, уметь черпать из них новую информацию и воспроизводить старую - очень важный аспект книжной культуры ученика.

Множество законов физики и физических теорий неотъемлемо связаны с именами великих людей, и знать об их жизни и деятельности необходимо каждому заинтересованному ребенку. Этот курс тесно связан с основным курсом физики, сочетает теоретическую и экспериментальную подготовку учащихся, углубляет их знания, полученные на уроке. Кроме решения задач по предложенным темам, учащиеся должны научиться научится пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных. То есть, опираясь на предложенные в литературе пути решения экспериментальных заданий, учащиеся должны самостоятельно подойти к опытной проверке теоретических выводов и основных физических законов.

Директор лицея при КазГАСА _______________Жунусова Г.А



© 2010-2022