- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике к учебнику А. В. Перышкина для 7 класса (68 часов)
Рабочая программа по физике к учебнику А. В. Перышкина для 7 класса (68 часов)
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Наумкина Е.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Согласовано:
Зам. директора по УВР
Т.В.Лямкина
«____»_______ 2015 г.
Подпись:
Утверждаю:
Директор школы:
Т.Т.Суренкова
Приказ № ____
от «_____»______ 2015 г.
Подпись:
Рабочая программа по физике
7 класс
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Наумкина Е.В.
учитель физики
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _______
от «___»__________ 2015 г.
Руководитель ШМО
Е.А.Маторкина
Подпись:
Саранск
2015
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год), примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. - М. : Просвещение, 2011 г) и авторской программы (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2009.)
Преподавание предмета «Физика. 7 класс» в соответствии с ФК ГОС и ФГОС должно осуществляться с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:
-
Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
-
Закона об образовании в Республике Мордовия (август 2013 г.);
-
федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Приказа Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»
Данная программа используется для УМК Перышкина А. В., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Цель изучения:
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2. Общая характеристика учебного предмета
«Физика. 7 класс»:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
3. Место учебного предмета «Физика. 7 класс» в учебном плане:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение предмета «Физика. 7 класс» отводится 68 часов (2 часа в неделю), в том числе 5 контрольных работ.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физика. 7 класс»
Личностными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие умения:
-
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
-
Вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
-
Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
-
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
-
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
-
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
-
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
-
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-
Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
-
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на 1-ю, 3-ю и 4-ю линии развития:
-
формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
-
воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса «Физики» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
-
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
-
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
-
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
-
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
-
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
-
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
-
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
-
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
-
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
-
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
-
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
-
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 2, 3, 5 линии развития:
-
проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
-
воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
-
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
-
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
-
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
-
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
-
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Физика. 7 класс» являются следующие умения:
1-я линия развития. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:
-
различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
-
характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие энергии, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.
2-я линия развития. Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:
-
оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;
-
проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение превращения энергии, действия простых механизмов, наблюдение зависимости давления газа от его температуры и объёма, атмосферного давления, давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.
3-я линия развития. Диалектический метод познания природы:
-
оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;
-
обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.
4-я линия развития. Развитие интеллектуальных и творческих способностей:
-
разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон сохранения энергии, закон Паскаля, существование атмосферного давления и выталкивающей силы.
5-я линия развития. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:
-
определять цену деления измерительного прибора;
-
измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей, атмосферное давление;
-
на практике применять правило равновесия рычага, зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.
5. Содержание учебного материала
№
п/п
Наименование раздела
Знания и умения учащегося по разделу
Краткое описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов
Темы лабораторных, практических и иных видов учебной деятельности
1
Введение. Первоначальные сведения о строении вещества ( 12 ч)
Учащиеся должны
-
иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах;
-
иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами.
знать/понимать:
-
такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины.
-
сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях
уметь:
-
объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
-
применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические
приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.
Международная система единиц. Физика и техника. Научный метод познания. Наука и техника.
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения
газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
2
Взаимодействие тел (19 ч)
Учащиеся должны
знать/понимать:
-
физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
-
законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).
уметь:
-
решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объем тела - с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория.
Путь. Равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного
движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы
тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила
упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение
силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела.
Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Л/р № 3
«Измерение массы тела на рычажных весах»
Л/р № 4 «Измерение объема тела».
Л/р № 5 «Определение плотности твердого тела»
Л/р № 6 «Градуирование пружины»
Л/р № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел»
3
Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 20 ч)
Учащиеся должны
знать/понимать:
-
физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).
уметь:
-
применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе
молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-
анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Л/р № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Л/р № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
4
Работа и мощность. Энергия.
(17 ч)
Учащиеся должны
знать/понимать:
-
физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);
-
формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма).
уметь:
объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность.
Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение
одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и
энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с
закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики.
Коэффициент полезного действия.
Л/р № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»
Л/р № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».
Итоговая контрольная работа за 7 класс
-
Тематическое планирование по дисциплине
«Физика. 7 класс».
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч
Из них
Теоретическое
обучение, ч
Лабораторные и
практические работы, ч
Контрольная работа, ч
Глава 1
Введение.
Первоначальные сведения о строении вещества
12
9
2
1
Глава 2
Взаимодействие тел
19
13
5
1
Глава 3
Давление твердых тел, жидкостей и газов
20
17
2
1
Глава 4
Работа и мощность. Энергия
17
13
2
2
Итого:
68
52
11
5
Календарно-тематическое планирование
Учебник «Физика 7», автор Перышкин А.В.
№ урока
Наименование разделов и тем
Вид занятия
Количество часов
Дата проведения занятия
Планируемая
Фактическая
Глава 1. Введение. Первоначальные сведения о строении вещества (12 ч)
1
Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
Изучение и закрепление нового материала
1
2
Физические величины. Измерения физических величин.
Изучение и закрепление нового материала.
1
3
Точность и погрешность измерений. Физика и техника
Изучение и закрепление нового материала.
1
4
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
Комплексное применение знаний
1
5
Строение вещества
Изучение и закрепление нового материала.
1
6
Молекулы
Изучение и закрепление нового материала.
1
7
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».
Комплексное применение знаний
1
8
Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Изучение и закрепление нового материала
1
9
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Изучение и закрепление нового материала
1
10
Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
Изучение и закрепление нового материала
1
11
Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний
1
12
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Контроль знаний, умений, навыков
Глава 2. Взаимодействие тел (19 ч)
13
Анализ контрольной работы. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Коррекция знаний. Изучение и закрепление нового материала
1
14
Скорость. Единицы скорости.
Изучение и закрепление нового материала
1
15
Расчет пути и времени движения
Изучение и закрепление нового материала
1
16
Графики пути и скорости
Изучение и закрепление нового материала
1
17
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах
Изучение и закрепление нового материала
1
18
Плотность вещества.
Изучение и закрепление нового материала
1
19
Расчет массы и объема тела по его плотности
Изучение и закрепление нового материала
1
20
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Комплексное применение знаний
1
21
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»
Комплексное применение знаний
1
22
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»
Комплексное применение знаний
1
23
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести
Изучение и закрепление нового материала
1
24.11.14
24
Сила упругости. Закон Гука.
Изучение и закрепление нового материала
1
29.11.14
25
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр
Изучение и закрепление нового материала
1
01.12.14
26
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины»
Комплексное применение знаний
1
06.12.14
27
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
Изучение и закрепление нового материала
1
08.12.14
28
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Изучение и закрепление нового материала
1
13.12.14
29
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
Комплексное применение знаний
1
15.12.14
30
Подготовка к контрольной работе № 2 по теме «Взаимодействие тел»
Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний
1
20.12.14
31
Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел»
Контроль знаний, умений, навыков
1
22.12.13
Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч)
32
Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления.
Коррекция знаний. Изучение и закрепление нового материала
1
27.12.13
33
Способы уменьшения и увеличения давления.
Изучение и закрепление нового материала
1
12.01.15
34
Давление газа.
Изучение и закрепление нового материала
1
17.01.15
35
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Изучение и закрепление нового материала
1
19.01.15
36
Давление в жидкости и газе.
Изучение и закрепление нового материала
1
24.01.15
37
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Изучение и закрепление нового материала
1
26.01.15
38
Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс
Изучение и закрепление нового материала
1
31.01.15
39
Вес воздуха. Атмосферное давление
Изучение и закрепление нового материала
1
02.02.15
40
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.
Изучение и закрепление нового материала
1
07.02.15
41
Атмосферное давление на различных высотах
Изучение и закрепление нового материала
1
09.02.15
42
Манометры. Поршневой жидкостный насос
Изучение и закрепление нового материала
1
14.02.15
43
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
Изучение и закрепление нового материала
1
16.02.15
44
Архимедова сила
Изучение и закрепление нового материала
1
21.02.15
45
Плавание тел
Изучение и закрепление нового материала
1
23.02.15
46
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Комплексное применение знаний
1
28.02.15
47
Плавание судов.
Изучение и закрепление нового материала
02.03.15
48
Воздухоплавание
Изучение и закрепление нового материала
07.03.15
49
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Комплексное применение знаний
1
09.03.15
50
Подготовка к контрольной работе № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний
14.03.15
51
Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Контроль знаний, умений, навыков
1
16.03.15
Глава 4. Работа и мощность. Энергия (17 ч)
52
Анализ контрольной работы. Механическая работа. Единицы работы.
Коррекция знаний. Изучение и закрепление нового материала
1
21.03.15
53
Мощность. Единицы мощности.
Изучение и закрепление нового материала
1
30.03.15
54
Простые механизмы.
Изучение и закрепление нового материала
1
04.04.15
55
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.
Изучение и закрепление нового материала.
1
06.04.15
56
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».
Комплексное применение знаний
1
11.04.15
57
Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.
Изучение и закрепление нового материала
1
13.04.15
58
«Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизмов
Изучение и закрепление нового материала.
1
18.04.14
59
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Комплексное применение знаний
1
20.04.14
60
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Изучение и закрепление нового материала
1
25.04.14
61
Виды механической энергии
Изучение и закрепление нового материала
1
27.04.15
62
Превращение одного вида механической энергии в другой
Изучение и закрепление нового материала
1
04.05.15
63
Подготовка к контрольной работе № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».
Обобщение и систематизация знаний.
1
11.05.15
64
Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».
Контроль знаний, умений, навыков
1
16.05.15
65
Анализ контрольной работы. Подготовка к итоговой контрольной работе за 7 класс
Изучение и закрепление нового материала
1
18.05.15
66
Итоговая контрольная работа за 7 класс
Контроль знаний, умений, навыков
1
23.05.15
67
Анализ итоговой контрольной работы
Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний
1
25.05.15
68
Обобщающий урок за 7 класс
Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний
1
30.05.15
Итого:
68
Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал)
1) Тематика лабораторных и практических работ с заданиями (вариантами заданий)
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины»
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
3) Тематика докладов, рефератов и иных видов самостоятельной работы учащихся.
презентация «Спутниковая связь и ее роль в жизни человека»
презентация «Самые большие астероиды и их движение»
презентация «Стратонавты: Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин»;
презентация «Рычаги в теле птиц»
презентация ««Золотое правило» механики»
презентация «Применение разных видов энергии в быту»
4) Варианты контрольных работ, тестовых заданий с критериями оценок.
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел»
Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».
Итоговая контрольная работа за 7 класс
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по физике.
Оценка ответов учащихся
-
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
-
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
-
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
-
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
-
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
-
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
-
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
-
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
-
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
-
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
-
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
-
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
-
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
-
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
-
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная учебно-методическая литература
Дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты)
учебно-методический комплект учителя:
-
Физика. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2012 г (по ФГОС).
-
Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2012 г.
-
Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебнику А.В.Перышкина и др. «Физика 7»/А.В.Перышкин; сост.Г.А.Лонцова. - М.: Издательство «Экзамен», 2013 (по ФГОС)
-
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс»/О.И.Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014 (по ФГОС)
-
Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/ Сост. Н.И.Зорин. - М.: ВАКО, 2011.
учебно-методический комплект ученика:
-
Физика. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2012 г (по ФГОС).
-
Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2012 г
-
Универсальные поурочные разработки по физике. 7 класс. / В.А.Волков. - М.: Вако, 2013 г.
-
Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. / М.: «Просвещение», 2010 г.
-
Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2009.)
-
Электронное приложение к учебнику на drofa.ru
Интернет-ресурс
-
edu - "Российское образование" Федеральный портал.
-
school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
it-n.ru"Сеть творческих учителей"
www .festival.1september.ru -
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
-
fizportal.ru/ - Физический портал.
-
class-fizika.narod.ru - Классная физика.
-
elkin52.narod.ru / - занимательная физика в вопросах и ответах; сайт заслуженного учителя РФ, методиста Виктора Елькина.
-
fizkaf.narod.ru - кафедра и лаборатория физики МИОО (Московский институт открытого образования).
-
school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
-
fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
-
ict.edu.ru/ информационно-коммуникационные технологии в образовании.
-
ug.ru - «Учительская газета».
-
1september.ru - «Первое сентября».
-
lbz.ru - сайт издательства «БИНОМ».
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места учащихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочая доска;
-
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
-
ПК,
-
видеопроектор,
-
проекционный экран.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физика. 7 класс»
К концу 7-го класса обучающиеся должны:
по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества» (12 ч)
-
иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.
-
иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
-
уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
-
уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.
по теме «Движение и взаимодействие тел» (19 ч)
-
знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
-
знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).
-
уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объем тела - с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.
по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (20 ч)
-
знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).
-
уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
по теме «Работа и мощность. Энергия» (17 ч)
-
знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);
-
знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);- уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости
-
межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: химия,
биология, математика.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Наумкина Елена Вячеславовна
№ изменения;
Дата изменения;
№ страницы
Основание изменения
Было
Стало
Подпись