Рабочая программа по физике к учебнику А. В. Перышкина для 7 класса (68 часов)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»


Согласовано:

Зам. директора по УВР

Т.В.Лямкина

«____»_______ 2015 г.

Подпись:

Утверждаю:

Директор школы:

Т.Т.Суренкова

Приказ № ____

от «_____»______ 2015 г.

Подпись:






Рабочая программа по физике

7 класс

на 2015-2016 учебный год






Составитель:

Наумкина Е.В.

учитель физики


Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _______

от «___»__________ 2015 г.

Руководитель ШМО

Е.А.Маторкина

Подпись:



Саранск

2015

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год), примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. - М. : Просвещение, 2011 г) и авторской программы (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2009.)

Преподавание предмета «Физика. 7 класс» в соответствии с ФК ГОС и ФГОС должно осуществляться с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:

  1. Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

  2. Закона об образовании в Республике Мордовия (август 2013 г.);

  3. федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  4. Приказа Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Цель изучения:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

2. Общая характеристика учебного предмета

«Физика. 7 класс»:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

3. Место учебного предмета «Физика. 7 класс» в учебном плане:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение предмета «Физика. 7 класс» отводится 68 часов (2 часа в неделю), в том числе 5 контрольных работ.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физика. 7 класс»

Личностными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

  • Вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

  • Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на 1-ю, 3-ю и 4-ю линии развития:

  • формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;

  • воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Физики» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

  • Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

  • Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  • Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 2, 3, 5 линии развития:

  • проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

  • воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Физика. 7 класс» являются следующие умения:

1-я линия развития. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

  • различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

  • характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие энергии, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

2-я линия развития. Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

  • оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;

  • проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение превращения энергии, действия простых механизмов, наблюдение зависимости давления газа от его температуры и объёма, атмосферного давления, давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.

3-я линия развития. Диалектический метод познания природы:

  • оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;

  • обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

4-я линия развития. Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

  • разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон сохранения энергии, закон Паскаля, существование атмосферного давления и выталкивающей силы.

5-я линия развития. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

  • определять цену деления измерительного прибора;

  • измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей, атмосферное давление;

  • на практике применять правило равновесия рычага, зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.

5. Содержание учебного материала

п/п

Наименование раздела

Знания и умения учащегося по разделу

Краткое описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов

Темы лабораторных, практических и иных видов учебной деятельности

1

Введение. Первоначальные сведения о строении вещества ( 12 ч)

Учащиеся должны

  • иметь представление о методах физической науки, ее целях и зада­чах;

  • иметь представление о молекулярном строении вещества, явле­нии диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами.

знать/понимать:

  • такие термины, как материя, вещество, физичес­кое тело, физическая величина, единица физической величины.

  • сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных со­стояниях

уметь:

  • объяснять устройство, определять цену деления и пользовать­ся простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, тер­мометр).

  • применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачива­ния и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегат­ными состояниями вещества.

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические

приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.

Международная система единиц. Физика и техника. Научный метод познания. Наука и техника.

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения

газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

2

Взаимодействие тел (19 ч)

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформа­ция, вес, равнодействующая сила);

  • законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и мас­сой тела).

уметь:

  • решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); ри­совать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объем тела - с помощью мензурки; опре­делять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория.

Путь. Равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного

движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы

тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила

упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение

силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела.

Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Л/р № 3

«Измерение массы тела на рычажных весах»

Л/р № 4 «Измерение объема тела».

Л/р № 5 «Определение плотности твердого тела»

Л/р № 6 «Градуирование пружины»

Л/р № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел»

3

Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 20 ч)

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).

уметь:

  • применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; эксперименталь­но определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкос­ти; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяс­нять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе

молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-

анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Л/р № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Л/р № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

4

Работа и мощность. Энергия.

(17 ч)

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);

  • формулировки законов и формулы (для вычисления механи­ческой работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое прави­ло» механики, КПД простого механизма).

уметь:

объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и фор­мул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность.

Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение

одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и

энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с

закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики.

Коэффициент полезного действия.

Л/р № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

Л/р № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

Итоговая контрольная работа за 7 класс


  1. Тематическое планирование по дисциплине

«Физика. 7 класс».


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Теоретическое

обучение, ч

Лабораторные и
практические работы, ч

Контрольная работа, ч

Глава 1

Введение.

Первоначальные сведения о строении вещества

12

9

2

1

Глава 2

Взаимодействие тел

19

13

5

1

Глава 3

Давление твердых тел, жидкостей и газов

20

17

2

1

Глава 4

Работа и мощность. Энергия

17

13

2

2

Итого:


68

52

11

5


Календарно-тематическое планирование

Учебник «Физика 7», автор Перышкин А.В.


№ урока

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

Глава 1. Введение. Первоначальные сведения о строении вещества (12 ч)

1

Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

Изучение и закрепление нового материала

1

2

Физические величины. Измерения физических величин.

Изучение и закрепление нового материала.

1

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника

Изучение и закрепление нового материала.

1

4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Комплексное применение знаний

1

5

Строение вещества

Изучение и закрепление нового материала.

1

6

Молекулы

Изучение и закрепление нового материала.

1

7

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

Комплексное применение знаний

1

8

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Изучение и закрепление нового материала

1

9

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Изучение и закрепление нового материала

1

10

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Изучение и закрепление нового материала

1

11

Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний

1

12

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Контроль знаний, умений, навыков


Глава 2. Взаимодействие тел (19 ч)

13

Анализ контрольной работы. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Коррекция знаний. Изучение и закрепление нового материала

1

14

Скорость. Единицы скорости.

Изучение и закрепление нового материала

1

15

Расчет пути и времени движения

Изучение и закрепление нового материала

1

16

Графики пути и скорости

Изучение и закрепление нового материала

1

17

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

Изучение и закрепление нового материала

1

18

Плотность вещества.

Изучение и закрепление нового материала

1

19

Расчет массы и объема тела по его плотности

Изучение и закрепление нового материала

1

20

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Комплексное применение знаний

1

21

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

Комплексное применение знаний

1

22

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Комплексное применение знаний

1

23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Изучение и закрепление нового материала

1

24.11.14

24

Сила упругости. Закон Гука.

Изучение и закрепление нового материала

1

29.11.14

25

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр

Изучение и закрепление нового материала

1

01.12.14

26

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины»

Комплексное применение знаний

1

06.12.14

27

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Изучение и закрепление нового материала

1

08.12.14

28

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Изучение и закрепление нового материала

1

13.12.14

29

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Комплексное применение знаний

1

15.12.14

30

Подготовка к контрольной работе № 2 по теме «Взаимодействие тел»

Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний

1

20.12.14

31

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел»

Контроль знаний, умений, навыков

1

22.12.13

Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч)

32

Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления.

Коррекция знаний. Изучение и закрепление нового материала

1

27.12.13

33

Способы уменьшения и увеличения давления.

Изучение и закрепление нового материала

1

12.01.15

34

Давление газа.

Изучение и закрепление нового материала

1

17.01.15

35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Изучение и закрепление нового материала

1

19.01.15

36

Давление в жидкости и газе.

Изучение и закрепление нового материала

1

24.01.15

37

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Изучение и закрепление нового материала

1

26.01.15

38

Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс

Изучение и закрепление нового материала

1

31.01.15

39

Вес воздуха. Атмосферное давление

Изучение и закрепление нового материала

1

02.02.15

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.

Изучение и закрепление нового материала

1

07.02.15

41

Атмосферное давление на различных высотах

Изучение и закрепление нового материала

1

09.02.15

42

Манометры. Поршневой жидкостный насос

Изучение и закрепление нового материала

1

14.02.15

43

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Изучение и закрепление нового материала

1

16.02.15

44

Архимедова сила

Изучение и закрепление нового материала

1

21.02.15

45

Плавание тел

Изучение и закрепление нового материала

1

23.02.15

46

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Комплексное применение знаний

1

28.02.15

47

Плавание судов.

Изучение и закрепление нового материала


02.03.15

48

Воздухоплавание

Изучение и закрепление нового материала


07.03.15

49

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Комплексное применение знаний

1

09.03.15

50

Подготовка к контрольной работе № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний


14.03.15

51

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Контроль знаний, умений, навыков

1

16.03.15

Глава 4. Работа и мощность. Энергия (17 ч)

52

Анализ контрольной работы. Механическая работа. Единицы работы.

Коррекция знаний. Изучение и закрепление нового материала

1

21.03.15

53

Мощность. Единицы мощности.

Изучение и закрепление нового материала

1

30.03.15

54

Простые механизмы.

Изучение и закрепление нового материала

1

04.04.15

55

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

Изучение и закрепление нового материала.

1

06.04.15

56

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

Комплексное применение знаний

1

11.04.15

57

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

Изучение и закрепление нового материала

1

13.04.15

58

«Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизмов

Изучение и закрепление нового материала.

1

18.04.14

59

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Комплексное применение знаний

1

20.04.14

60

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Изучение и закрепление нового материала

1

25.04.14

61

Виды механической энергии

Изучение и закрепление нового материала

1

27.04.15

62

Превращение одного вида механической энергии в другой

Изучение и закрепление нового материала

1

04.05.15

63

Подготовка к контрольной работе № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

Обобщение и систематизация знаний.

1

11.05.15

64

Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

Контроль знаний, умений, навыков

1

16.05.15

65

Анализ контрольной работы. Подготовка к итоговой контрольной работе за 7 класс

Изучение и закрепление нового материала

1

18.05.15

66

Итоговая контрольная работа за 7 класс

Контроль знаний, умений, навыков

1

23.05.15

67

Анализ итоговой контрольной работы

Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний

1

25.05.15

68

Обобщающий урок за 7 класс

Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний

1

30.05.15

Итого:

68

Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал)

1) Тематика лабораторных и практических работ с заданиями (вариантами заданий)

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины»

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

3) Тематика докладов, рефератов и иных видов самостоятельной работы учащихся.

презентация «Спутниковая связь и ее роль в жизни человека»

презентация «Самые большие астероиды и их движение»

презентация «Стратонавты: Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин»;

презентация «Рычаги в теле птиц»

презентация ««Золотое правило» механики»

презентация «Применение разных видов энергии в быту»

4) Варианты контрольных работ, тестовых заданий с критериями оценок.

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел»

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

Итоговая контрольная работа за 7 класс



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по физике.

Оценка ответов учащихся

  • Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

  • Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

  • Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

  • Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

  • Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

  • Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

  • Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

  • Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

  • Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

  • Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

  • Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

  • Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

  • Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

  • Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  • Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

  • Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.




7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная учебно-методическая литература


Дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты)

учебно-методический комплект учителя:

  1. Физика. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2012 г (по ФГОС).

  2. Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2012 г.

  3. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебнику А.В.Перышкина и др. «Физика 7»/А.В.Перышкин; сост.Г.А.Лонцова. - М.: Издательство «Экзамен», 2013 (по ФГОС)

  4. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс»/О.И.Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014 (по ФГОС)

  5. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/ Сост. Н.И.Зорин. - М.: ВАКО, 2011.

учебно-методический комплект ученика:

  1. Физика. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2012 г (по ФГОС).

  2. Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2012 г


  1. Универсальные поурочные разработки по физике. 7 класс. / В.А.Волков. - М.: Вако, 2013 г.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. / М.: «Просвещение», 2010 г.

  3. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2009.)

  4. Электронное приложение к учебнику на drofa.ru

Интернет-ресурс

  1. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

  2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
    school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    it-n.ru"Сеть творческих учителей"
    www .festival.1september.ru

  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

  4. fizportal.ru/ - Физический портал.

  5. class-fizika.narod.ru - Классная физика.

  6. elkin52.narod.ru / - занимательная физика в вопросах и ответах; сайт заслуженного учителя РФ, методиста Виктора Елькина.

  7. fizkaf.narod.ru - кафедра и лаборатория физики МИОО (Московский институт открытого образования).

  8. school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

  9. fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

  10. ict.edu.ru/ информационно-коммуникационные технологии в образовании.

  11. ug.ru - «Учительская газета».

  12. 1september.ru - «Первое сентября».

  13. lbz.ru - сайт издательства «БИНОМ».


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места учащихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • видеопроектор,

  • проекционный экран.







8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физика. 7 класс»


К концу 7-го класса обучающиеся должны:

по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества» (12 ч)

  • иметь представление о методах физической науки, ее целях и зада­чах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физичес­кое тело, физическая величина, единица физической величины. При изуче­нии темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.

  • иметь представление о молекулярном строении вещества, явле­нии диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных со­стояниях.

  • уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользовать­ся простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, тер­мометр).

  • уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачива­ния и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.

по теме «Движение и взаимодействие тел» (19 ч)

  • знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформа­ция, вес, равнодействующая сила);

  • знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и мас­сой тела).

  • уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); ри­совать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объем тела - с помощью мензурки; опре­делять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (20 ч)

  • знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).

  • уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; эксперименталь­но определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкос­ти; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяс­нять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

по теме «Работа и мощность. Энергия» (17 ч)

  • знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);

  • знать формулировки законов и формулы (для вычисления механи­ческой работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое прави­ло» механики, КПД простого механизма);- уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и фор­мул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости

  • межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: химия,

биология, математика.








ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Наумкина Елена Вячеславовна


№ изменения;

Дата изменения;

№ страницы

Основание изменения

Было

Стало

Подпись





















































© 2010-2022