- Преподавателю
- Физика
- Первый этап школьной олимпиады. Решения и критерии оценивания
Первый этап школьной олимпиады. Решения и критерии оценивания
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шкахова Е.Ю. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физике
Белоярский район
2015-2016 учебный год
10 класс (время работы - 2 часа)
Максимальное количество баллов - 45 баллов
Возможные решения и Критерии оценивания.
Задача №1
Необходимо расплавить лёд массой 0,2 кг, имеющий температуру 0 ºС. Выполнима ли эта задача, если потребляемая мощность нагревательного элемента - 400 Вт, тепловые потери составляют 30%, а время работы нагревателя не должно превышать 5 минут?
Возможное решение:
Количество теплоты необходимое для плавления льда
(1)
Подведённое тепло:
(2)
В соответствии с заданными условиями ,а ,
т.е. подведенное количество теплоты меньше необходимого (3) следовательно поставленная задача невыполнима.
Критерии оценивания:
-
Записана формула (1)
-
Записана формула (2)
2 балла
2 балла
3. Найдены числовые значения
2 балла
4. Расписано условие (3)
3 балла
5. Сделан вывод
1 балла
Сумма баллов:
10
Задача №2
На столе стоят два аквариума кубической формы. Один из них вмещает 27 литров воды, а другой - 1 литр. Сколько литров воды можно налить в эти аквариумы, если их снизу соединить трубкой?
Возможное решение:
Объем большего аквариума V1=а3 , меньшего V2=h3. Тогда можно посчитать: а=0,3 м , h = 0,1м. Сосуды сообщающиеся, значит, в них можно налить воды не более высоты меньшего аквариума 0,1 м. Тогда объем заполненной части большего аквариума V1с=а·а ·h=0,009м3 , и в малом есть 0,001м3. Следовательно, всего можно налить
9л +1л = 10л.
Критерии оценивания:
Качественное понимание закона сообщающихся сосудов
1
За формулу для расчета объема куба
1
За нахождение стороны большего аквариума
2
За нахождение стороны меньшего аквариума
2
За вычисление заполненной части большего аквариума, с учетом закона сообщающихся сосудов
2
За вычисления общего объема воды в двух сообщающихся аквариумах
2
Сумма баллов:
10
Задача №3
Мяч с высоты h бросают вертикально вниз со скоростью V0. С какой скоростью V вертикально вверх с поверхности земли одновременно с ним нужно запустить камень, чтобы мяч и камень столкнулись на половине высоты?
Возможное решение:
Запишем, что перемещение мяча вниз и камня вверх по условию задачи равно h/2:
h/2 = V0·t + gt2 /2,
h/2 = V·t - gt2 /2.
Решение системы этих уравнений после исключения времени t = h /(V + V0), которое можно получить например, после суммирования этих уравнений, позволяет найти
V= ( V02+ gh)1/2.
Критерии оценивания:
Качественное понимание явления
1
За 1-ое уравнение
2
За 2-ое уравнение
2
За выражение для t = h /(V + V0)
2
За решение системы уравнения и получение результирующей формулы V= ( V02+ gh)1/2
3
Сумма баллов:
10
Задача №4
Тело массой 5 кг под действием некоторой силы приобретает ускорение 1 м/с2. Во сколько раз меньшее ускорение сообщит эта сила телу массой 10 кг?
Возможное решение:
Запишем второй закон Ньютона для первого тела:
Запишем второй закон Ньютона для второго тела:
Решим совместно эти уравнения, учитывая, что силы равны (по условию)
а 1/a2= ½
следовательно, эта сила сообщит телу массой 10 кг в два раза меньшее ускорение.
Критерии оценивания:
Второй закон Ньютона для первого тела
1
Второй закон Ньютона для второго тела
1
Совместное решение уравнений
2
Ответ
1
Сумма баллов:
5
Задача №4
Молния.
Ситуация. Молния - пример гигантского искрового разряда, который может возникать между облаком и поверхностью Земли, либо между двумя облаками. Сила тока в молнии достигает сотен тысяч ампер, а напряжение между облаком и Землёй - миллиарда вольт. Температура в канале молнии - около 10 000 С, длина разряда - до нескольких километров.
Ваша роль. Работник МЧС.
Результат. Составьте памятку о поведении человека во время грозы.
Критерии оценивания:
Правильное толкование и использование текста условия задачи
2
Знание действия электрического тока на биологические организмы
1
Логичность рассуждений
1
Умение применить научные знания для решения жизненной задачи
Творческий подход к решению
Памятка как результат решения
1
3
2
Сумма баллов:
10
Ответы и критерии оценивания 11 класс