Конспект урока 10 класс Сила трения

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 10 классе по теме «Сила трения».

Цель урока: изучить силу трения; выяснить роль силы трения; развивать умение классифицировать, обобщать и формулировать выводы по изученному материалу; развивать самостоятельность мышления и навыки практической работы.

Задачи урока: изучить явление трения; ввести средства описания трения - силу трения, коэффициент трения; сформировать умения выделять и описывать явление трения.


План урока:

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

  1. Повторение.


  1. Изучение и обработка нового материала.


  1. Подведение итогов.

10


30



5

Опрос. Самостоятельная работа.

Рассказ. Постановка и обсуждение опытов. Лабораторный практикум.

Ответы на вопросы


  1. Организационный момент.

Приветствие. Формулировка целей, постановка задач.

  1. Повторение. Беседа.

- При каком условии появляются силы упругости?

- Каким образом возникают деформации тел?

- Сформулируйте определения силы реакции опоры и силы натяжения.

- Сформулируйте закон Гука.

- Выясните физический смысл жесткости пружины.

- Определите границы применимости закона Гука.

Самостоятельная работа

1 Вариант.

1.Какая из приведенных ниже формул выражает закон Гука?

А) F=ma; Б) F=µN; В) F= - kx.

2. При столкновении двух вагонов буферные пружины жесткостью 105 Н/м сжались на 10 см. Чему равна максимальная сила упругости, с которой пружины воздействовали на вагон?

А) 104Н; б) 2*104Н; в) 106Н; г) 2*106Н.

3. На рисунке 1 представлены графики зависимости модулей сил упругости от деформации для трех пружин. Жесткость какой больше?

А)1; б)2; в) 3; г) жесткость всех трех пружин одинаковы.

4. На рисунке 2 приведен график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины. Чему равна жесткость пружины?

А) 0,2 Н/м; б) 0,4 Н/м; в) 2 Н/м; г) 10 Н/м.

5. Пружину, жесткость которой равна 100 Н/м, разрезали на две равные части. Чему равна жесткость каждой из них?

А) 50 Н/м; б) 100 Н/м; в) 200 Н/м; г) 400 Н/м.

РКонспект урока 10 класс Сила тренияис. 1 Рис.2

Конспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила трения 1 F,Н

Конспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияF, Н 2

Конспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила трения

Конспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила трения 3

Конспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила трения 1

Конспект урока 10 класс Сила трения Х,м 0,1 х, м

2 Вариант.

1.Какая из приведенных ниже формул является выражением для силы упругости?

А) F=ma; Б) F= (GmM)/R2; В) F=µN; Г) F= - kx.

2. При буксировке автомобиля буксирный трос с жесткостью 106 Н/м удлинился на 2 см. Чему равна максимальная сила упругости, с которой трос действует на автомобиль?

А) 0,5*106 Н; б) 2*106 Н; в) 0,5*104 Н; г)2*104 Н.

3. На рисунке 1 представлены графики зависимости модулей сил упругости от деформации для трех пружин. Жесткость какой меньше?

А)1; б)2; в) 3; г) жесткость всех трех пружин одинаковы.

4. На рисунке 2 представлен график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины. Чему равна жесткость пружины?

А) 0,2 Н/м; б) 2 Н/м; в) 20 Н/м; г) 80 Н/м.

5. Пружину, жесткость которой равна К, разрезали на две равные части. Чему равна жесткость каждой из них?

А) К/2; б) К; в) 2К; г) 4К.

РКонспект урока 10 класс Сила тренияис. 1 Рис.2

Конспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила трения 1 F,Н

Конспект урока 10 класс Сила тренияF, Н 2

Конспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила трения

Конспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила трения 3

Конспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила тренияКонспект урока 10 класс Сила трения 1

Конспект урока 10 класс Сила трения Х,м 0,1 х, м

III. Изучение и обработка нового материала.

Еще один вид сил электромагнитного происхождения, с которыми имеют дело в механике, - это силы трения. Эти силы действуют вдоль поверхности тел при их непосредственном соприкосновении. Главная особенность сил трения, отличающая их от сил упругости, состоит в том, что они зависят от скорости движения тел относительно друг друга.

Попробуем разобраться от чего зависят силы трения. (сопровождается мультимедийной презентацией с видеофрагментами).

1 слайд:

Силы, действующие между поверхностями соприкасающихся твердых тел, называются силами трения. Они всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям.

2 слайд6

Различают: силу трения покоя, силу трения скольжения, силу трения качения.

Установлено, что Fтр.пок>Fтр. ск.; Fтр.ск.>Fтр. кач..

3 слайд:

Сила трения не зависит от площади контактирующих поверхностей.

4 слайд:

Сила трения зависит от вида соприкасающихся поверхностей. На долее гладкой поверхности сила трения меньше, чем на шероховатой.

5 слайд:

Сила трения зависит от массы тела (силы реакции опоры), т.е. чем больше масса тела, тем больше сила трения.

6 слайд:

При движении тела в жидкости или газе сила трения уменьшается. При медленном движении сила трения пропорциональна скорости движения; при быстром движении- квадрату силы трения.

7 слайд:

Сила трения скольжения зависит от нормального давления (или силы реакции опоры), от состояния и вида поверхностей (описываются коэффициентом трения скольжения), что в итоге приводит к следующему закону для силы трения F=µN.

8 слайд:

Подведение итогов.

Трение сопровождает нас повсюду. В одних случаях оно полезно, и мы стараемся его увеличить. В других - вредно, и мы ведем с ним борьбу.

Привести примеры полезного и вредного трения и методы борьбы с ним.

Для закрепления изученного предлагается провести лабораторную работу.

На подготовленных карточках план выполнения работы.

Лабораторная работа.

Измерение коэффициента трения скольжения.

Цель работы: на опыте определить коэффициент трения, установить от каких величин он зависит.

Оборудование: деревянный брусок, лист бумаги, набор грузов, динамометр.

Порядок выполнения работы.

  1. Положите брусок на стол.

  2. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его по столу, заметьте при этом показания динамометра (F1).

  3. Найдите вес бруска при помощи динамометра (Р1).

  4. Положите сверху на брусок груз и повторите п.2 при этом условии (F2).

  5. Найдите вес бруска с грузом (Р2).

  6. По результатам измерений заполните таблицу.

  7. Определите коэффициенты трения для двух случаев, сделайте вывод.

  8. Положите брусок на лист бумаги.

  9. Повторите опыты из п.2-п.7.

  10. Сделайте вывод о зависимости коэффициента трения.

№ опыта

Вид поверхности

Вес тела, Р (Н)

Сила трения F(Н)

Коэффициент трения, µ






IV. Подведение итогов урока.

Беседа. Объявление оценок за самостоятельную работу.

Ответы

№ вопр

вариант

1

2

3

4

5

1

в

а

а

г

б

2

г

г

в

в

б


© 2010-2022