Элективный курс Живая физика

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобазовтельная школа»м.А.Н.Явловского Номинация курса по предпрофильной подготовке старшеклассников

(адаптационный)

  1. Сведения об авторе педагогической разработки

ФИО (полностью

)Винокурова Татьяна Николаевна

Должность

учитель физики

Квалифика

ционная категория

(год присвоения)

2009г.

высшая

Образование (что окончил, когда

Высшее

ЯГУ 1977г.

Награды

(год награждения)2006г

Отлчник обр.РС

2006г

Почетный раб.общ.обр.РФ

  1. Вид материала: методическая разработка урока, занятия, сценария внеклассного мероприятия по предмету, внеурочной деятельности по направлению в соответствии с ФГОС

Курс по выбору (электив)

( нужное подчеркнуть или добавить)

  1. Название материала

Элективный курс «Живая физика»



  1. Место работы (полное название, индекс, адрес)

МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа»им.А.Н.Явловского 678787 п.Сылгы-Ытар. Среднеколымский улус. Республика Саха(Якутия)



  1. Адреса авторов __п. Сылгы-Ытар. ул.Чукрова 18 Среднеколымский улус.РС(Я)

  2. Тел.рабочий (код)24-3-05

  3. Тел.домашний(код)24-3-65

  4. факс 24-3-05

  5. e-mail:[email protected]

  6. Информация о рецензентах (ФИО, место работы, должность, звание)

Сивцева Наталья Евгеньевна-ЗУМР «Сылгы-Ытарская СОШ»им.А.Н.Явловского

Дата 11.11.2015г.

ПАСПОРТ

на авторскую педагогическую разработку

Элективный курс « Живая физика»

(адаптационная форма)

I раздел (заполняется автором разработки)

а) Винокурова Татьяна Николаевна, учитель физики. МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им. А.Н.Явловского»

с. Сылгы- Ытар Среднеколымского улуса, ул. Н.З.Чукрова 18.

фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

б) физика_________________________________________________

предмет, предметная область

в) для старших классов(8-9)_________________________________________

для каких классов (групп) предназначена разработка

г)_5 год_______________________________________________________

с какого времени разработка используется

д)___5___________________________________________________

авторская оценка разработки

II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)

а)__5_______________________________________________________________ оценка разработки

б) элективный курс_______________________________________________

форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция,

методические рекомендации)

в) факультатив, кружковая.

где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая,

внеклассная работа и т.п.

III раздел (заполняется экспертом на основании Положения
об авторских разработках)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Муниципальное казённое учреждение

«Управление образованием Среднеколымского улуса (района)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сылгы - Ытарская средняя общеобразовательная школа им. А.Н.Явловского»



Авторская педагогическая разработка

(адаптационная)

название разработки: Элективный курс «Живая физика»

форма - курс по предпрофильной подготовке.



Автор разработки:

Винокурова Татьяна Николаевна

- учитель физики,

МБОУ «Сылгы-Ытарская СОШ им. А. Н. Явловского»

2010г.

Программа элективного курса

«Живая физика»

Пояснительная записка (Общие положения курса)

Курс разработан как вид дополнительного образования, побуждающий интерес по выбору учащихся. По структуре реализации в системе предпрофильной подготовки относится ко второму типу как курс, имеющий развивающую функцию. Структура и содержание носят варьиативный характер, в зависимости от:

*набора профилей на 3 ступени обучения.

*обеспеченности кадров в данном образовательном учреждении.

*состава, количества учащихся в данном классе.

Курс помогает ученику:

*оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

*создать положительную мотивацию обучения;

*исключает чрезмерную перегруженность.

Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?

*познакомит ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими (физик-экспериментатор,лаборант-иследователь,биофизик,медик,астроном,меторолог,синоптик ит.д.)

*перспективным является использование современных технологий, роль которых будет возрастать на третьей ступени обучении)информационные, проектные, исследовательские).

Название курса: «Живая физика»

Курс рассчитан на 34 часа с нагрузкой 2 часа в неделю. Срок курса-1-ое полугодие или 2-ое полугодие.

Материал курса рассчитан на учащихся общеобразовательных школ с базовой учебной нагрузкой, как вид дополнительного образования с познавательной целью естественнонаучного характера, а также учитывает возможность и физический потенциал каждого ребенка.

Курс имеет пять разделов.

1 раздел. Общие сведения о строении мира, солнечной системы.

2 раздел. Законы материалистического мира.

1.Переход от количества к качеству.

2.Диалектческое развитие материи.

3 раздел. Живая эволюция - развитие живых материй.

Или физические явления, связанные с развитием человека(рост, масса, работа сердца, слух, зрение, костяной двигательный аппарат),элементы биофизики.

4 раздел. Физическая основа природных (атмосферных) явлений.

1.Распространение лучей в пространстве.

2.Разложение световых лучей (дисперсия) и в природе -появление радуги.

3.Отражение космических лучей в магнитном поле Земли - северное сияние.

4.Солнечные, лунные затмения.

5 раздел. Начальный курс астрономии.

1.Движение планет.

2.Космические тела: астероиды, кометы, метеориты.

3.Влияние радиационного фона солнца и других космических объектов на Землю и на живой организм.

Цели:

1.Формирование и развитие интеллектуальных и практических умений в области физики.

2.Повышение интереса к изучению физики физическому эксперименту.

3.Умение самостоятельно приобретать и применять знания.

4.Развитие творческих способностей(вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения ит.д.)

5.Воспитать научный мировоззренческий подход к явлениям природы.

6.Правильно воспринимать окружающий мир, как единое целое ,и место человека в нем.

7.Умение вести себя в окружающем мире(находиться, существовать ), не вторгаясь в его естественный процесс.

В ходе обучения учащегося приобретают умения и навыки:

1)Научного наблюдения.

2)Систематического сбора информации из собственных наблюдений и дополнительных источников.

3)Описание результатов наблюдений.

*представление данных в виде таблиц и графиков

*ведение дневников, творческих тетрадей

4)самостоятельные исследовательские работы познавательного характера ( опыты, эксперименты)

5)прямые и косвенные измерения

6)интерпретации результатов эксперимента

7) делать выводы

8) Обсуждать результаты, участвовать в дискуссии.

Перечисленные навыки и умен я формируются на основе следующих знаний:

*основы познания в естественных науках :факты, гипотезы эксперимента, следствия.

*правила пользования измерительными приборами.

*умения вычисления абсолютной и относительной погрешности.

*грамотное составление схем, таблиц, графиков(пользуясь символами масштабом)

*роль эксперимента в познании.

*соотношение теории и эксперимента.

*индуктивный метод научного вывода.

В течение курса учащиеся знакомятся с биографиями и научными трудами таких известных ученых, как Г.Галилей, И.Ньютон, Н.Коперник, И.Кеплер ,И.С.Павлов, Д.Резерфорд, А.Беккерель и другие, их роль в развитии физических знаний.

Содержание

*Наблюдение физических явлений и их описание:

а ) радуга,

б) северное сияние,

в) солнечное затмение,

г) лунное затмение,

д) преломление и отражение света.

Ведение дневника наблюдений , записей в тетради.

*Графическое представление результатов измерений:

а) понятие диаграммы, построение графиков.

б) понятие теоретической и экспериментальной кривой.

в) понятие функции и переменной.

Гипотеза

а) примеры физических явлений в природе.

б) из истории развития Вселенной (планетарная модель).

в) обучение выдвижению гипотез на примере происхождения солнечной системы, галактик

д) действие солнечной активности на живой организм(человек, функцию органов) или на биоритм.

Проверочный эксперимент:

а) действие притяжения Земли на человека.

б) Зависимость силы тяжести от ускорения свободного падения Земли.

в)разложение и преломление световых лучей в пространстве.

г) зависимость давления человека от его массы.

Выполнение самостоятельных исследований:

а) наблюдение явлений в атмосфере(лунные фазы, солнечные, лунные затмения, световые блики радуги, северного сияния)

б) выдвижение гипотезы о происхождении этих явлений.

в) планирование проверочного эксперимента.

г) подбор приборов материалов для его проведения(весы, измерительные линейки, секундомеры и.т д.)

д) представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем, эскизов; вывода.

е) защита и обсуждение результатов исследований (доклад, дискуссия, устная защита)

Практические работы:

А) измерение массы человека в системе СИ;

Б) Измерение роста человека в системе СИ

В)Вычисление скорости человека через S и t

Г) вычисление Р на Земле и на других планетах

Е) измерение температуры t человека по Цельсию и по шкале Кельвина

Ж) определение близорукости и дальнозоркости глаза.

З) определение угла отражения и угла преломления световых лучей.

и) получение спектра световых лучей.

Самостоятельные исследования:

  1. Явление полного отражения света.

  2. Получение радуги в домашних условиях(преломление световых лучей через стеклянную призму

  3. Зависимость пульса(сердцебиения) человека от нагрузки.

  4. Изучение свойств линзы(увеличение ,рассеивание, уменьшение объекта)

  5. Наблюдение за фазами луны: новолуние, полнолуние.

  6. Наблюдение за отражением космических лучей в атмосфере.

  7. Наблюдение за изменением положения созвездий.

Эти вышеперечисленные навыки и умения формируются учащимися в результате организованной умственной деятельности, помогают развивать позитивные, познавательные способности (гуманистический характер образования),акцентируют внимание на общечеловеческих ценностях .А главное ,помогают формировать универсальные, общенаучные, межпредметные понятия, и тем самым обуславливая правильное научное мировоззрение; сориентироваться и найти свое место в быстро развивающем информационном, технологическом обществе.

Содержание курса соответствует познавательным возможностям и предоставляет ученику возможность заниматься на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию.

Содержание курса представляет собой:

а) расширенный вариант некоторых разделов базового учебного материала по физике для 9-го класса (движение планет, периоды движения, силы тяготения)

б)расширенный вариант некоторых разделов базового учебного материала побиологии9-го ласа)физические явления и организм человека их взаимодействие, взаимосвязь)

в) введение в начальный курс астрономии , дающий более обширную информацию о развитии космофизики и самой профессии космофизика.

г) интегрирование двух предметов: физики и биологии, как основ молодой перспективной наук биофизики Интерес к профессии биофизика.

Технологии, используемые в системе курсов, ориентированы на то, чтобы ученик получил соответствующую на данном этапе практику, которая ему поможет лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, позволяющими ему успешно освоить программу старшей школы (умение проводить эксперимент, поиск информации, способность найти ответы на вопросы по имеющимся источникам в процессе дискуссии, защиты доклада т.д.)

На каком содержательном материале основан курс?

На материале курса «Естествознание», который изучается в старших классах7,8,9

.Начальный курс астрономии 10кл.

Физика. Человек Окружающая среда.

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?

В программе школьного курса физические процессы, происходящие в природе, описаны односторонне, без взаимосвязи с живой природой, с человеком. Не учитываются прямое воздействие на человеческий организм

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечены?

Школьная библиотека: «Занимательная физика Я.Перельмана.1и 2части)

Энциклопедия для детей Аванта, научно-популярные журналы. АЛЬМАНАХ «Чудеса и тайны планеты Земля»

Какие виды деятельности возможны?

1.Наблюдения, анализы, проведение экспериментов, опытов, математические вычисления.

2.Рецензирования статей из научно-популярных журналов.

3.Составление таблиц, графиков, диаграмм.

4.Научное прогнозирование.

5.Написание рефератов, сочинений, докладов.

6.Устные сообщения, дискуссии.

7.С оставление звездной карты.

8.Чертежи,моделирование простейших физических приборов.

Какие виды работ могут выполнить учащиеся?

На выбор 3 и более 3 вышесказанных работ

Какова доля самостоятельности ученика?

Учащиеся могут выбрать:

*Объект изучения одного из разделов курса (из 5-ти названных или фрагмента)

*Вид отчетных работ из изложенного перечня.

*литературу, по которой они будут готовить работу.

Каковы критерии успешности (конкретные требования к оформлению)?

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии:

1.Выполнение не менее 3-х обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к оформлению.

2.Дополнтельные баллы выставляются за любое из названных условий.

3.Качественно выполненное задание по инициативе учащегося помимо обязательного.

4.Использование Интернет - технологий.

5.Публичная презентация работы в школе или за её пределами (по инициативе учащегося): конкурс, б) смотр, в) публикация в печати (улусной, республиканской, всероссийской),г) участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»и других, (улусной, республиканской межрегиональной),д) заочные конкурсы, смотры в улусных и республиканских СМИ

Каким образом в процессе работы будет отслеживаться динамика интереса?

1.Анкетирование на первом и последнем занятии.

2.Сравнение результатов анкетирования.

3.Собеседования в процессе работы после выполненного каждого вида работы.

Форма итоговой аттестации (отчетности)

Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

Примерное тематическое планирование

Содержание материала

Применяемые технологии

Кол.ч

Вид контроля



















Общие сведения о строении мира, солнечной системы

Законы материалистического мира(переход от количества к качеству)

Живая природа: взаимосвязь с физикой.

Физические явления, связанные с человеческим организмом.



Физическая основа природных явлений(атмосферные явления)







Ведение в астрономию (начальный курс)




1.Вводная беседа

2.Тестовые задания

3.Практическая работа.

4.Анкетирования

1.Устная лекция.

2.Самостоятельная работа

3.Рецензирование литературы

4.Взаимодиктант

1.Практическая работа.

а) измерение роста.

б) измерение массы

в) измерение сердцебиения

2.Теоретические занятия:

а) вывод формулы давления

б) сила тяжести на других планетах

3. Беседа о развитии биофизики

4.Практическое занятие: «Определение дефекта зрения»

5.Защита (устная или комбинированная) по усмотрению

1.Лекция «Распространение световых лучей в пространстве»

2.Лабораторная работа «Разложение световых лучей»

3. Рецензирование статьи «Дисперсия света»

4. Беседа «Появление радуги в атмосфере»

5. Практическая работа, эксперимент: «Получение радуги при помощи призмы»

6.Теоретическое занятие «Магнитное поле Земли и отражение космических лучей»

7.Самостоятельное изучение «Северное сияние у полюсов земного шара»

8.Тестовые задания

1.Беседа «Из истории открытия планет»

2.Практическая работа: «Ознакомление со звездной картой неба»

3.Практическое занятие: «Вычисление периода и ускорения планет»

4.Теоретическое занятие «Траектория движения планет»

5.Самостоятельная работа «Астероиды, кометы, метеориты»

6.Физическое сочинение на тему: «Самая интересная планета» по выбору (из 9 класса)

7. Урок-дискуссия «Возможна ли жизнь на других планетах?»

8. Творческая защита за весь курс Конференция «Шаг в будущее»

Всего:

34ч

Эпизодический контроль

Итоговый контроль (зачет)

Выборочный контроль

Устный зачет

Описание лабораторной работы

Оценочные баллы

Мини-доклады

Лабораторная работа

Эпизодический контроль

Зачет по баллам

Оценочный контроль

Выборочный контроль

Итоговый контроль (баллы)

Эпизодический контроль

Устный контроль



Итоговый контроль



Рейтинговый контроль



Итоговый контроль



Рекомендуемая литература:

1.Курс естествознания.5-6 классы. Пробный учебник под редакцией профессора А.Г.Хрипловой

2.Физика, человек, окружающая среда .А.П.Рыжиков .(под редакцией Р.Д.Миньковой)

3.Эксперментальные учебники 7-8 Физика .Филатов Е.И.

4.Чудеса и приключения. Журнал-альманах приключений, путешествий, научных гипотез (под редакцией Вас. Захарченко)

5.Чудеса и тайны планеты Земля (под редакцией О.Макарова)

6.Энциклопедия для детей Аванта+

7.Астрономия 10(11)кл -автор Воронцов В.А.

8.Занимательная физика. Перельман А.И.

9.Физика 9кл. Мансуров Е.Г.

10.Физика 9 кл. Анфицеров Л.И.

11.Физика 8-9кл.Степанова Т.И.

12.Физика 9кл. Хижнякова Л.С.

13.Физика7-8кл. Разумовский, Орлов.

14. Физика 9кл.Гуревич А.Е.

15.Физика 10кл.Шахмаев Д.Г.

16.Физика 9кл.Перышкин А.П,Гутник Е.В.

17.Физика .Оптика. Тепловые явления. Строение веществ -экспериментальный учебник для старших классов .Громов С.В.

18. Биология(животные).учебник для 8-9кл.

© 2010-2022