Рабочая программа по физике 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Согласовано Утверждено

Приказ № ___ от 31 августа 2015г.

Заместитель директора

по УВР __________ Т.В,Дорожинская Директор школы ____________ Р.А. Азисов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса физики в 7 классе

на 2015-2016 учебный год

70 часов (2 часа в неделю)


Учитель: Ялыгина Н.В



Рассмотрено на заседании МО

учителей математики и физики

« 28 » августа 2015 г.

Руководитель МО ____________







2015 г

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 - 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2004).

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:


  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №4 2008 г.)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

  1. Авторская программа по физике для учащихся, обучающихся по программе для детей с задержкой психического развития (VII вид). Автор программы С.Б. Авербух. Программа составлена к учебникам физики для 7-9 классов А.В. Перышкина, Н.А.Родиной.

  2. санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010).

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика - 7, М.: Дрофа, 2013 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике как построение логически последовательного курса изучения физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о строении вещества и основных механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;

  • Овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;

  • Освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которые содержат основную теоретическую базу физической науки. Во втором - дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков практической и исследовательской деятельности, решения задач. Это содержание обучения является базой для развития учебно-познавательной, рефлексивной компетенции, компетенции личностного саморазвития учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие свободное использование полученных знаний в социальных ситуациях и обеспечивающие развитие коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и смыслопоисковой компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия общей физической картины мира. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой науки и культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Настоящая рабочая программа на основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по физике в 7 классах реализует базисный план. Приоритетной целью обучения физики в этих классах является построение логически последовательного и достаточно простого курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.




Учет особенностей обучающихся класса.

Требования к уровню подготовки детей с ЗПР (учащиеся VII вида обучения) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по физике в основном звене и в силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. В связи с этим в календарно-тематическое планирование включается блок «Коррекционно-развивающая работа». В данном блоке указаны коррекционные задачи решаемые педагогом в процессе обучения, целью которых является на основе решения развивающих упражнений развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного. Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи, требующие применения сложных математических вычислений и формул, в особенности таких тем, как «Механические явления» и «Гравитационные явления», решаются в классе с помощью учителя.

Основные подходы к организации уроков для детей с ЗПР:

Для учащихся характерны недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому при изучении физики требуется интенсивное интеллектуальное развитие средствами физики на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся.

Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

взаимообучение, диалогические методики;

дополнительные упражнения;

оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Обучение предмету «Физика» детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. Важными коррекционными задачами курса физики в классах VII вида для детей с ОВЗ являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля. Большое значение придается умению рассказать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и соблюдением логических связей в излагаемом материале.

Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у обучающихся с ЗПР. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные.

В связи с особенностями поведения и деятельности учащихся с ЗПР (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.

При подготовке к урокам следует предусмотреть достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи с такими дисциплинами, как природоведение, география, химия, биология, ибо дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.

В связи с особенностями детей с ЗПР изучение нового материала требует:

  • подробного объяснения материала с организацией эксперимента;

  • беглого повторения с выделением главных определений и понятий;

  • многократного повторения;

  • осуществление обратной связи - ответы учеников на вопросы, работа по плану и т. п.

Необходимо включать в содержание программы вопросы здоровьесбережения (например, тема «Давление жидкости»), материал по профилактике употребления психоактивных веществ (например, тема «Диффузия»), пропаганде здорового образа жизни (например, темы «Работа», «Скорость», «Простые механизмы»).

При планировании учебного процесса желательно предусмотреть использование:

  • разнообразных методов обучения: наглядных: иллюстрация, демонстрация (в том числе ЦОР), практических; разнообразных форм обучения: индивидуальных, парных, групповых (со сменным составом учеников);

  • современных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, развития критического мышления);

  • современных технических средств обучения, таких как персональный компьютер, интерактивная доска.




















Технология обучения

В курс физики 7 класса входят следующие разделы:

Чет-

верти

Пример.

сроки

Содержание программы

Кол.

часов

№ лаб.раб

Контр.

раб.

7 класс

I

1.Введение

2.Первоначальные сведения о строении вещества.

3.Взаимодействие тел.

4

6

21(7)

№1

№2

№№3,

4,5.





2


II

3.Взаимодействие тел.

21(14)

№6

1

III

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.

21

№№7,8

1

IV

5.Работа и мощность.

Энергия.

Резервное время

12

6

№№9.

10

1

Итого: 5 тем

70

10

5


Содержание учебного курса

7 класс (70ч, 2ч в неделю)

I. Введение (4ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

1. Измерение размеров малых тел.

III. Взаимодействие тел (21ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объёма тела.

  3. Измерение плотности твёрдого тела.

  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21ч)

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы.

1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия. (12ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

1. Выяснение условия равновесия рычага.

2. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

VI. Повторение - 6ч

Демонстрации.

  • Равномерное движение.

  • Прямолинейное и криволинейное движение.

  • Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.

  • Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.

  • Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

  • Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  • Обнаружение атмосферного давления.

  • Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

  • Передача давления жидкостями и газами.

  • Устройство и действие гидравлического пресса.

  • Сжимаемость газов.

  • Диффузия газов, жидкостей.

  • Модель хаотического движения молекул.

  • Объём и форма твёрдого тела, жидкости.

  • Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.

  • Способы измерения плотности вещества.

  • Сцепление свинцовых цилиндров.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: механическое движение, взаимодействие тел, плотность, сила тяжести, сила упругости, закон Гука, давление и сила давления, закон Паскаля, выталкивающая сила, закон Архимеда, механическая работа, мощность, «золотое правило» механики. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Р. Гук, Б. Паскаль, Э. Торричелли, Архимед.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

· Классноурочная система

· Лабораторные и практические занятия.

· Применение мультимедийного материала.

· Решение экспериментальных задач.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта- переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.

Поурочное планирование базового изучения учебного материала по физике в 7 классе
(2 учебных часа в неделю, всего 70 ч)

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Демонстрации

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты

освоения

материала

Домашнее

задание

Корекционно-развивающие задания

Дата проведения


План

Факт


Введение - 4ч



1/1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика.

1

УОНМ

Примеры физических явлений; колебания тела на пружине; звучание камертона; получение изображения пламени свечи на экране с помощью линзы; взаимодействие металлических опилок с магнитом (через картон).ПК.

Мультимедийные средства

ИР

Знать: смысл понятия «вещество».

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ

§1,

вопросы

Развитие наблюдательности, внимания

Логическое мышление

Причинно-следственные связи

Развитие речи, умений работать с доп.литера-турой

Л. 1.2.

2/2

Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

1

КУ

Демонстрация наборов тел имеющих: а)одинаковую форму, но разный объем (мячи, слоники, ложки или другие игрушки); б)одинаковый объем, но различную форму (кусок пластилина и вылепленная из него игрушка). ПК.

Мультимедийные средства

ПП

§ 2, 3,

вопросы

Развитие наблюдательности, внимания

Логическое мышление

Сравнение

Развитие речи, умений работать с доп.литера-турой

Л.6-12

3/3

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

КУ

Измерительная линейка, секундомер демонстрационный, термометр, амперметр демонстрационный и лабораторный, транспортир. ПК.

ТЗ

§ 4,5,

вопросы

Упр.1,

Подготовить л.р.1

Логическое мышление

Сравнение

Применение знаний к жизни


4/4

Физика и техника.

Т/Б. Лабораторная работа№1

«Определение цены деления измерительного прибора»

1

УП

Современные электронные устройства (плеер, мобильный телефон, видеомагнитофон и т.д.)

Портреты ученых-физиков и выдающихся изобретателей. ПК.

л/р №1

§ 6,

вопросы;

«проверь себя»

Выполните задания, предложенные в электронном приложении

Причинно-следственные связи

Сравнение

(практ.

применение знаний)


Первоначальные сведения о строении вещества - 6 ч.




5/1

Анализ лабораторной работы.

Строение вещества. Молекулы.

1

УОНМ

Опыты по рисункам 16,17,18,19 в учебнике.

Модели молекул воды, кислорода, водорода.

Модель хаотического движения молекул. ПК.

Мультимедийные средства

ТЗ

Знать: смысл понятий: вещество, взаимодействие,

атом (молекула).

Уметь: описывать и объяснять физическое явление диффузия

§ 7, 8,

вопросы ,

подготовить л.р.2

Развитие наблюдательности, внимания

Л. 43, 44. 53,54,

6/2

Т/Б. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

УП

Выполнять по описанию в учебнике

л/р №2

Выполнить задания, предложенные в электронном варианте

Причинно-следственные связи

Сравнение

(практ.

применение знаний)

7/3

Анализ лабораторной работы.

Броуновское движение.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

КУ

Опыт по рисунку 23 в учебнике.

Модель хаотического движения молекул.

Механическая модель броуновского движения.

Диффузия газов. ПК. Мультимедийные средства

ТР

§ 9, 10

вопросы;

задание 2

Развитие наблюдательности, внимания

Применение знаний к жизни

Л.56,61,62,

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

КУ

Силы взаимодействия молекул: разламывание и соединение куска мела; сжатие и распрямление резинового ластика; сваривание в пламени двух соломинок для коктейля; соединение кусков пластилина.

Сцепление свинцовых цилиндров (по рис.26 в учебнике).

Отрывание стеклянной пластины от воды (по рис.27 в учебнике). ПК.

ПП

§ 11,

вопросы

задание

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Развитие речи, умений работать с доп.литера-турой

Л.67,70

9/5

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строение твердых тел, жидкостей и газов.

1

КУ

Объем и форма твердого тела, жидкости, газа.

Свойства газа занимать весь предоставленный объем (по ис.30 в учебнике). ПК.

СР

§ 12,13

вопросы,

задание

Развитие наблюдательности, внимания

Логическое мышление

Л.79,82

10/6

Обобщение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

УОСЗ

тесты

ТС

повторить

§ 7- 13 Выполнить задания, предложенные в электронном варианте

Логическое мышление

Сравнение

Развитие речи, умений работать с доп.литера-турой



Взаимодействие тел - 21 ч.




11/1

Механическое движение Равномерное и неравномерное движение

1

УОНМ

Относительность движения: движение игрушечного автомобиля по столу и по движущейся тележке.

Равномерное и неравномерное, прямолинейное и криволинейное движение управляемого игрушечного автомобиля. Траектории мела на доске. ПК.

ИР

ТЗ

Знать: явление инерции, физический закон, взаимодействие;

смысл понятий: путь, скорость

Уметь: описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; использовать физические приборы для измерения пути, времени, выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

§ 14,15

вопросы Упр.2,задание.

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.95-99,102

12/2

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

1

КУ

Движение игрушечного автомобиля (определить путь, пройденный им за 5сек., найти среднюю скорость движения).ПК.

СР

ВП

§ 16, 17 вопросы Упр.3(1,3,4)

Логическое мышление

(практ.

применение знаний)

13/3

Решение задач на расчёт скорости, пути и времени движения.

1

УП

Алгоритм решения задач

СР

РК

§ 16, 17

Упр.4 (2,4)

Логическое мышление

(практ.

применение знаний)

Развитие речи, умений работать с доп.литера-турой

14/4

Инерция.

1

КУ

Опыт по рис.41 в учебнике. Колебание маятника.

Явление инерции (тело на тележке). ПК.

СР

ТЗ

§ 18, упр 5

вопросы

Развитие наблюдательности, внимания

Л.171-186

15/5

Взаимодействие тел.

1

КУ

Опыт по рис.42,43 в учебнике.

Взаимодействие подвижного тела с неподвижным (движение шарика по желобу и столкновение с неподвижным шариком). ПК.

ТЗ

Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила.

§ 19,

вопросы

Развитие наблюдательности, внимания

Применение знаний к жизни

Л.195-197

16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

КУ

Опыт по рис.46 в учебнике.

Взвешивание деревянного бруска на рычажных весах.

ПК.

СР

ТЗ

Знать: определение массы; единицы масс.

Уметь воспроизвести или написать формулу

§ 20,21, вопросы Упр.6 (1,3).

Подготовить л.р.№3

Логическое мышление

Сравнение

(практ.

применение знаний)

Л.205-209

17/7

Т/Б. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

УП

Выполнять по описанию в учебнике

л/р №3

Умение работать с приборами при нахождении массы тела

Лукашик

№195,198,210,211

Подготовить л.р. №4

Причинно-следственные связи. (практ.

применение знаний)

18/8

Т/Б. Лабораторная работа №4

«Измерение объема тела».

1

УП

Выполнять по описанию в учебнике

л/р №4

Умение работать с приборами (мензурка)

Лукашик

№215,222,224

Причинно-следственные связи(практ.

применение знаний)


19/9

Анализ лабораторной работы.

Плотность вещества.

1

КУ

Опыт по рис.50 в учебнике (демонстрация твердых тел одинакового объема, но разной массы). Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков ваты, уравновешенных на рычажных весах. Демонстрация твердых тел одинаковой массы, но разного объема (по рис.51 учебника). ПК.

ТЗ

Знать определение плотности вещества, формулу.

§ 22,

вопросы; Упр.7 (1,2,3).

Подготовить л.р. №5

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.228-231


20/10

Т/Б. Лабораторная работа №5

«Определение плотности вещества твердого тела».

1

УП

Выполнять по описанию в учебнике

л/р №5

Умение работать с приборами (мензурка, весы)

Упр№7 (4,5)

Причинно-следственные связи

Сравнение


(практ.

применение знаний)

21/11

Анализ лабораторной работы.

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

КУ

Измерение объемов алюминиевого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс (использовать значение плотности из таблицы 2 учебника). Проверка полученного результата с помощью весов. ПК.

СР

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества

§ 23, вопросы;

Упр.8 (1,2).

Логическое мышление

(практ.

применение знаний)


22/12

Обобщение темы «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

1

УОСЗ

тесты

ТС

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества

повторить

§ 13- 23. Лукашик

№252,258,260

Логическое мышление

(практ.

применение знаний)

Применение знаний к жизни

Л.234-236

23/13

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

УПЗУ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

КР

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества

Лукашик

№266,269,271

Логическое мышление

(практ.

применение знаний)

24/14

Работа над ошибками.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

УОНМ

Опыт по рис.55,56 в учебнике. Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после пережигания нити.

Движение теннисного шарика брошенного горизонтально. ПК.

ТЗ

Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения, определение силы тяжести.

Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

§ 24, 25, вопросы

Упр.9

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Л.293-295

25/15

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

1

КУ

Прибор для демонстрации видов деформации.

Колебания пружинного маятника. Действие рогатки (частный случай катапульты). Лабораторный динамометр.

Процесс образования упругих деформаций. Зависимость силы упругости от деформации (опыты по рис.64,66 в учебнике). Виды упругих деформаций. Закон Гука. ПК.

ТЗ

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

§ 26, 27, вопросы.

Развитие наблюдательности, внимания

Применение знаний к жизни

Л.324-328

26/16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

1

КУ

Находить массу тела, силу тяжести тела, вес тела.

Мультимедийные средства

ПП

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела

§ 28, 29

вопросы Упр.10 (1,3,4). Подготовить л.р. №6

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.332-334

27/17

Динамометр.

Т/Б. Лабораторная работа №6

«Градуирование пружины».

1

УП

Различные виды динамометров.

Определение цены деления шкалы приборов.

Измерение мускульной силы ручных динамометров - силометром (по рис.70 в учебнике). ПК.

л/р №6

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора

§ 30,

вопросы Упр.11 (1,3);

Причинно-следственные связи

Сравнение

(практ.

применение знаний)

28/18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Центр тяжести тела.

Т/Б. Лабораторная работа «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

УП

Опыты по рис.74,76 в учебнике.

Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость. Мультимедийные средства

ПК.

л/р

ТЗ

Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело

§ 31,

вопросы Упр.12 (1,2,3)

Подготовить л.р. №7

Причинно-следственные связи

(практ.

применение знаний)

29/19

Сила трения. Трения покоя.

Т/Б. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

1

УП

Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.

Измерение силы трения, скольжения при движении бруска по деревянной доске. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения (по рис.80 в учебнике). Зависимость силы трения от веса тела, шероховатости поверхности. ПК.

л/р

7

СР

ТЗ

Знать определение силы трения.

Уметь привести примеры

§ 32,33, вопросы

оформить л/р.

Логическое мышление

(практ.

применение знаний)

Применение знаний к жизни


30/20

Трение в природе и технике.

Обобщение темы «Сила. Равнодействующая сил».

1

УОСЗ

Способы увеличения трения (посыпания поверхности песком) и уменьшения трения (смазка поверхности вазелином). Шариковые и роликовые подшипники. ПК.

ТС

ТЗ

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу

§ 34 вопросы

повторить

§ 23- 34.

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.369-371

31/21

Контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сил.»

1

УПЗУ

Контрольно-измерительные материалы

КР

Уметь воспроизводить и находить физические величины

Выполнить задания, предложенные в электронном варианте

Логическое мышление

(практ.

применение знаний)


Давление твердых тел, жидкостей и газов -21ч.




32/1

Инструктаж по технике безопасности.

Работа над ошибками.

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

УОНМ

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры (по рис.86 в учебнике).

ПК.

СР

ТЗ

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса

§ 35,36,

вопросы

Упр.14(2,3)

Упр15

задание .

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.437-447

33/2

Решение задач на тему «Давление». Т/Б. Лабораторная работа «Измерение давления твердого тела на опору»

1

УП

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

л/р

задание стр105

Причинно-следственные связи

(практ.

применение знаний)

34/3

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

КУ

Передача давления жидкостям и газам (по рис.95,96 в уч. Раздувание камеры (по рис.91 в учебнике)

Изменение давления газа при изменении его объема и температуры (по рис.92 в учебнике).

ТС

ТЗ

Знать закон Паскаля.

Уметь объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ


Понимать «атмосферное давление»

§ 37,38,

вопросы

Упр.16 (2,4), задание 7.

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.487-491


35/4

Давление в жидкости и газе. Самостоятельная работа по теме

«Давление. Закон Паскаля.»

1

КУ

Опыт по рис.99-103, 106 в учебнике. ПК. Мультимедийные средства

СР

§ 39,

вопросы

Логическое мышление

Сравнение

Л.492-494

36/5

Работа над ошибками.

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

КУ

Уметь решать задачи по определению расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

ТЗ

§ 40,

вопросы Упр.17(1,3), задание 8(1).

Логическое мышление

Применение знаний к жизни


37/6

Сообщающиеся сосуды.

1

КУ

Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и неоднородных жидкостей. Модели водомерного стекла, фонтана. ПК.

ТЗ

§ 41,

вопросы Упр.18(1,2,4)

Применение знаний к жизни

Л.505-510

38/7

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

КУ

Определение массы воздуха (по рис.115 в учебнике).

Обнаружение атмосферного давления (по рис.116,117,119 в учебнике).

ПК.

ТЗ

§ 42,43, вопросы Упр.19, 20

задание 10

Развитие наблюдательности, внимания

Применение знаний к жизни

Л 555,556

39/8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

КУ

Опыт с магдебурскими полушариями.

Сдавливание жестяной банки атмосферным давлением.

Действие присоски (на примере предмета с присоской: мыльницы, игрушки и т.п.)ПК. Мультимедийные средства

ПП

§ 44,

вопросы упр.21(1,4),

задание11(1,2).

Развитие наблюдательности, внимания

Л 564,565

40/9

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

КУ

Барометр-артеноид; таблица «Схема устройства барометра».

Измерение атмосферного давления барометром-артероидом.

Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса. Изменение атмосферного давления с высотой ПК. Мультимедийные средства

ИР

Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления

§ 45,46. вопросы, Упр.22,

23 (2,3).

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни


41/10

Манометры. Решение задач на измерение атмосферного давления.

1

КУ

Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра по рисункам 126,127 в учебнике.

Устройство и принцип действия металлического манометра (демонстрационная таблица). ПК.

ТС

§ 47

вопросы

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

(практ.

применение знаний)

42/11

Обобщение темы «Давление в жидкости и газе». Кратковременная контрольная рбота№3 «Давление в жидкости и газе».

1

УОСЗ

УПЗУ

Обобщение темы «Давление в жидкости и газе».

Контрольно-измерительные материалы

КР

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле

повторить

§ 38- 47.

Логическое мышление

43/12

Анализ контрольной работы

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

УОНМ

Действующая модель насоса и демонстрационная таблица.

Действие модели гидравлического пресса.

ПК. Мультимедийные средства

ИР

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

§ 48,49 вопросы Упр.24(2,3).

Упр25(1,2)

Развитие наблюдательности, внимания

Применение знаний к жизни

Л.583-586

44/13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

1

КУ

Опыты по рис.137 и 138 в учебнике.

Опыт по рис.139 в учебнике.

ПК. Мультимедийные средства

ТЗ

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

§ 50,51, вопросы Упр.26(3,4,5).

Подготовить л.р. №8

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.607,608,611


45/14

Т/Б. Лабораторная работа №8

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

УП

Выполнять по описанию в учебнике

л/р №8

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

оформить л/р.

Причинно-следственные связи

46/15

Анализ лабораторной работы.

Плавание тел.

1

КУ

Плавание тела в жидкости при равенстве действующих на него силы тяжести и архимедовой силы по рис.140 в учебнике. Зависимость поведения тела в жидкости от соотношения их плотностей (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина в пресной, соленой воде). ПК.

ТЗ

§ 52,

вопросы Упр.27(3-5).

Подготовить л.р. №9

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.618

47/16

Т/Б. Лабораторная работа №9

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».


УП

Выполнять по описанию в учебнике

л/р

9

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

Выполнить задание

стр 154

Причинно-следственные связи

(практ.

применение знаний)

48/17

Анализ лабораторной работы.

Плавание судов.

1

КУ

Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде). Изменение осадки модели судна при увеличении веса груза на нем (насыпать песок). ПК. Мультимедийные средства

СР

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

§ 53,

вопросы Упр.28(1,2).

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

49/18

Воздухоплавание.


КУ

Подъем в воздухе мыльных пузырей. ПК. Мультимедийные средства

ИР

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

§54, вопросы Упр.29(2)

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни


50/19

Обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

УОСЗ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

ТС

Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу

повторить

§ 48-54.

Проверь себя

Развитие наблюдательности, внимания

51/20

Контрольная работа №4

«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.Сила Архимеда»

1

УПЗУ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

КР

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле

Выполнить задания, предложенные в электронном варианте

Логическое мышление

52/21

Анализ контрольной работы

Решение задач на определение архимедовой силы и на условия плавания тел.

1

УЗИМ

Коррекция знаний учащихся

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Уметь: выражать величины в СИ; решать задачи на закон Архимеда

Логическое мышление

Сравнение

Применение знаний к жизни


Работа и мощность. Энергия.- 12 ч




53/1

Механическая работа. Единицы работы.

1

УОНМ

Определение работы при подъеме бруска на 1 м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство сил тяги и трения при равномерном движении). ПК. Мультимедийные средства

ТЗ

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения

§ 55,

вопросы Упр.30(3,4).

Развитие наблюдательности, внимания

Применение знаний к жизни

Л.663-669

54/2

Мощность. Единицы мощности.

1

КУ

Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага; учесть указания к заданию 17 (2). ПК. Мультимедийные средства

СР

ТЗ

Знать определение

мощности, обозначение физической величины и единицы измерения

§ 56,

вопросы Упр.31(3,5,6).

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.699-703

55/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

1

КУ

Простые механизмы (без рассмотрения устройства).

Опыт по рис.149,150 и 154 в учебнике.

Условия равновесия рычага (по рис.154 в учебнике). ПК. Мультимедийные средства

ТС

ТЗ

Знать устройство рычага

Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы

§ 57-59, вопросы

Подготовить л.р. №10

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.728-735

56/4

Рычаги в технике, быту и природе. Т/Б. Лабораторная работа №10

«Выяснение условия равновесия рычага».

1

КУ

Условие и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т.п.

л/р №10

Уметь: проводить эксперимент и измерять

длину плеч рычага и массу грузов; работать с физическими приборами

§ 60

вопросы Упр.32(1,3,4),

Причинно-следственные связи

(практ.

применение знаний)

57/5

Анализ лабораторной работы.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики». Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

1

КУ

Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе).

Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии). Равенство работ. ПК.

Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах

§ 61,62,63,64, вопросы

Упр.33(2,5).

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.757-760


58/6

Коэффициент полезного действия механизма.

1

КУ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий. Мультимедийные средства

СР

ТЗ

Знать определения физических величин: КПД механизмов.

Уметь определять

силу, высоту, работу (полезную и затраченную)

§ 65,

вопросы

подготовить л.р. №11

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Л.785-787

59/7

Т/Б. Лабораторная работа №11

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

УП

Выполнять по описанию в учебнике

л/р №11

Лукашик

№758,761,771

Причинно-следственные связи

(практ.

применение знаний)

60/8

Анализ лабораторной работы.

Решение задач на определение КПД простых механизмов.

1

УЗИМ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

ТС

Лукашик

№796,797,798

Логическое мышление

61/9

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия .

1

КУ

Опыты по рис.171 и 172 в учебнике. Опыты, подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого над землей тела и сжатой пружины. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. ПК. Мультимедийные средства

ТЗ-20

Знать: определения физических величин:

энергия; единицы измерения энергии; закон сохранения энергии

§ 66,67. вопросы Упр.34(2,4).

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни

Л.803-808

62/10

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

КУ

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно: опыт по рис.175 и 176 в учебнике.

Колебания нитяного маятника.

Раскручивание пружины заводной игрушки.

Движение шарика по наклонному желобу вверх и вниз. ПК.

СР-10

Знать определение обозначение, формулы работы, энергии, мощности.

Уметь решать задачи

§ 68,

вопросы Упр.35 (1,2,).

Развитие наблюдательности, внимания

Сравнение

Применение знаний к жизни


63/11

Обобщение темы «Работа и мощность. Энергия ».

1

УОСЗ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

ТС-9

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу

повторить

§ 53 - 68.

Логическое мышление

64/12

Контрольная работа №5 «Работа и мощность. Энергия».

1

УПЗУ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

КР-4

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле

Выполнить задания, предложенные в электронном варианте

Логическое мышление


Повторение-3 ч




65/1

Анализ контрольной работы

Повторение тем «Взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

УОСЗ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

повторить

§ 13-47

Развитие наблюдательности, внимания

Применение знаний к жизни

66/2

Повторение темы «Архимедова сила»

1

УОСЗ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

повторить

§ 48-52

Развитие наблюдательности, внимания

Применение знаний к жизни

67/3

Повторение темы «Работа и мощность. Энергия»

1

УОСЗ

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

повторить

§ 53-64

Развитие наблюдательности, внимания

Применение знаний к жизни

68/4

Итоговая контрольная работа

1

УПЗУ

КР-5

Знать базовые понятия

Логическое мышление

69/1

Резерв



Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий


70/2

Резерв.



Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий


Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.

КУ - комбинированный урок.

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.

УЗИМ - урок закрепления изученного материала.

УПЗУ - урок проверки знаний и умений.

УП - урок практикум

Виды контроля:

ТЗ - тренировочная работа

СР - самостоятельная работа.

КР - контрольная работа.

ТС - тестовая работа


  • Т - тест

  • СП - самопроверка

  • ВП - взаимопроверка

  • СР - самостоятельная работа

  • РК - работа по карточкам

  • З - зачёт

  • ПДЗ - проверка домашнего задания

  • УО - устный опрос

  • ФО - фронтальный опрос

  • ЛР - лабораторная работа

КР- контрольная работа

В столбце «Метод обучения»

  • ИР - информационно-развивающий

  • ПП - проблемно-поисковый

  • ТР - творчески-репродуктивный

Р - репродуктивный




Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 7-го класса обучающиеся должны:

по теме «Введение» (4 час.)

- иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.

- уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 час.)

- иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

- уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.

по теме «Взаимодействие тел» (21час.)

- знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);

- знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).

- уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объем тела - с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (21 часа)

- знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).

- уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

по теме «Работа и мощность» (12час.)

- знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);

- знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);

- уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  6. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  2. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  5. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  6. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  7. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

1. понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

2. умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

3. владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

4. понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

5. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

6. овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

7. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)

При личностно-ориентированном подходе ученики должны показывать:

Высокий (3) уровень: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; уметь самостоятельно работать с моделями. Соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала; строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Понимать значение веры в себя в учебной деятельности использовать правило формирующие веру в себя, и оценивать свое умение: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Хороший (2) уровень: уметь с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; умения выполнять пробные учебные действия, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения, опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера, овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет - ресурсах).

Средний (1) уровень: учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Учебно-методический комплект


  1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011.

  2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.



Предпочтительные методы и формы обучения и контроля.


1. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

2. Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

3. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

4. Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

5. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

6. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

7. Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Методы и приемы личностно - ориентированного подхода:


  1. Групповая работа: коллективная, в парах, взаимопроверка.

  2. Индивидуальная работа по карточкам; тестам.

  3. Нестандартные, исследовательские задания.

  4. Творческие задания.

  5. Изготовление презентаций.

  6. Проектная деятельность.

Формы контроля: текущий и итоговый.


Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 - 20 минут с дифференцированным оцениванием.

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.

Итоговые контрольные работы проводятся

- после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце учебной четверти.

Педагогические технологии, средства обучения.

1. "Традиционные методики" (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; проблемный метод; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы.

2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся.


Контроль над результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест.

Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Проверка знаний учащихся



Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.



Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.




Перечень ошибок.


I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.


  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки






































литература:


  1. Физика 7 класс. А.В. Перышкин: Учеб. Для общеобразовательных уч. Заведений. 6 изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2013. - 192 с. Илл.

  2. Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов обшеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. - 17-е изд. - м,: Просвещение, 2004. - 224

  3. Марон А. Е. Физика. 7 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2004. - 128 с.: ил.


  1. Тесты. Физика 7-11 классы/ А. А. Фадеева. - М.:ООО «Агентство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 197, [7] с.: ил.

  2. Шилов В. Ф. Техника безопасности в кабинете физики средней школы: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979. - 80 с., ил.

  3. Полянский С. Е. Поурочные разработки по Физике. К учебникам С. В. Громова, Н. А. Родиной (М.: Просвещение); А.В. Перышкина (М.: Дрофа) 7 класс. М.: « ВАКО», 2004,240 с.

  4. Кореневская О.В. Физика 7 класс. - Спб.: Издательство Дом «Литера», 2006. - 48 с. (Серия «доклады, рефераты по физике»

  5. Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. - М.:ВАКО, 2006. - 176 с. - (Мастерская учителя)

  6. Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1977. 159 с. Ил.

  7. Справочник по физике и технике. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1976, 175 с.

  8. Контрольные работы по физике: 7,8,9 кл.: Кн. Для учителя/ А.Е.Марон, Е.А.Марон. - 4-е изд - М.: Просвещение, 2003. - 79 с.: илл.

  9. Четырехзначные математические таблицы/ Брадис В.М. - 10-е изд, стереотип. - М.:Дрофа, 2007. - 93 с

  10. Внеклассная работа по физике/ авт. - сост. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина. Саратов: Лицей, 2002. - 208 с.

14. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

15. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.

16. Алексеева М. Н.Физика - юным. Книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1980.

17. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

18. Кириллова И. Г.Книга для чтения по физике. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1986.

19. Лукашик В. И. Физическая олимпиада. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

20.Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты



© 2010-2022