- Преподавателю
- Физика
- РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА ФИЗИКИ
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА ФИЗИКИ
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Секисова Н.П. |
Дата | 21.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА ФИЗИКИ
Секисова Наталья Петровна учитель физики
МАОУ Богандинская СОШ №1
Тюменский район
Тюменская область
Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский
Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.
Что такое воспитание? В своей работе я исхожу из такого определения: "Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении".
Помня о том, что «сами по себе растут только сорняки» будущее России необходимо воспитывать и задача эта ложится, прежде всего, на плечи учителей. На уроке, кроме обще учебных задач решаются и воспитательные задачи.
Воспитание патриотизма, прежде всего, связано с воспитанием благодарной памяти к героическому прошлому нашего народа.
Интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал пробуждает у детей благородные чувства, оставляет в сознании глубокий след.
Программный материал курса физики позволяет проводить патриотическое и военно-патриотическое воспитание, начиная с 7 класса. Уже на 4 уроке при изучении темы: «Физика и техника» я знакомлю учащихся с биографиями ученых, которые внесли свой вклад в развитие техники. Полные подлинного драматизма, но вместе с тем и высочайших взлетов мысли и духа биографии Циолковского, Попова, Курчатова и др. имеют огромный потенциал. Люди - легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, люди - личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и противоречиями оживают в глазах ребят. Вряд ли оставят равнодушными ребят слова А.С.Попова, который, работая в трудных условиях царского режима, без материальной поддержки не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: « Я - русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу».
Истинным ученым-патриотом являлся И.В.Курчатов, он буквально до последних дней своей жизни руководил работами в области атомной энергетики. «Быть советским ученым - большое счастье. Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов» - говорил ученый.
Не только биографический материал позволяет воспитывать патриотов своей Родины. При изучения темы: «Плавание тел» в 7 классе решаем задачу:
«Необходимо переправить тяжелую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить в лодку, то лодка погрузиться в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу. Найти способ переправить трубу лодкой и без нее».
Рассмотрев, все предложенные учащимися варианты, выбираем наиболее приемлемые, я рассказываю о том, как в великой битве с фашистами за Днепр для переправы на другой берег советские воины под ураганным огнем врага умело использовали подручные средства, бревна, пустые бочки, канистры, набитые камышом или соломой.
А затем знакомлю учащихся с современными средствами переправы через водные преграды, используемые в Российской Армии.
При изучении давления предлагаю учащимся самостоятельно отыскать способ пешего перехода через топкое труднопроходимое болото. Выслушав все предложения, рассказываю о «мокроступах» предложенных солдатами в беседе с маршалом Жуковым при подготовке наступления советских войск в 1944г. при освобождении Белоруссии.
При изучении в 9 классе темы: «Закон сохранения импульса»
Рассматриваем вопрос о создании само грозного реактивного оружия времен войны - гвардейского миномета БМ-13, вскоре любовно названного в народе «катюша», которое покрыло себя неувядаемой славой.
Изучение темы: «Магнитное поле» в 9 классе сопровождаю таким историческим экскурсом. В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали магнитные мины для борьбы с нашим Военно-морским Флотом. Перед советскими физиками была поставлена задача - создать способ защиты наших кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Александров и Курчатов. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации, вели ученые-патриоты свою работу. За все время войны ни один из размагниченных кораблей не подорвался. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной магнитной мины для танков, которая с успехом использовалась для уничтожения техники врага.
Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.
Задачи с экологическим содержанием у учащихся вызывают большой интерес. Вот несколько фрагментов, которые помогают «оживить» уроки и способствуют экологическому воспитанию.
1.Определить отношение скоростей распада соответственно через 150 и 300 лет и сделать выводы, касающиеся экологической обстановки в данном районе, если период полураспада равен 150 лет.
Получив результат можно сделать вывод: через каждые 150 лет скорость распада увеличивается в 2 раза. Увеличение скорости ведёт к уменьшению массы вещества, уменьшению сроков отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровья людей.
Методы для утилизации, переработки и для дальнейшего использования радиоактивных отходов- задача будущего. Выкидывая бумагу, помните, что для её разложения необходимо от двух до десяти лет, а полиэтиленовых пакетов - более двухсот лет. Стекло разлагается через тысячу лет. Необходимо помнить об этом, прежде чем бросить в лесу бутылку или полиэтиленовый пакет.
2.Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль - такси, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа при температуре 0°С равна 0,002 кг/м3
3.Из цистерны с негерметичной крышкой за год может испариться 2,5 т нефтепродуктов. Какой объем воздуха отравлен парами бензина при предельно допустимой концентрации 100 мг/м3?
4.Что вы знаете о слонах? Какой энергией обладает бегущий со скоростью км/ч африканский слон, масса которого 4,5 т?
При обучении физике есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения и охраны природы, обобщить полученные на других уроках знания.
Например:
• Почему заводские трубы делают как можно более высокими?
• Почему нефть растекается по поверхности воды тонкой плёнкой? Как влияет нефтяная плёнка на биосферу водоёма?
• Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать поблизости?
• Можно ли постоянно носить наручные часы со светящимися стрелками?
• Питьевой воды на Земле во многих местах не хватает. Её приходится получать из морской воды либо выпариванием, либо вымораживанием. Какой способ выгоднее?
• Почему необходима побелка плодовых деревьев?
Формировать у молодежи современные научные взгляды на экологические проблемы, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса, показывать научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу крайне необходимо на уроках физики.
Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое воспитание.
Библиографический список
1. Хуторской А.В. Как стать учёным. Занятия со старшеклассниками.-М:»Глобус»,2008.-318с.
2. Окунев А.А. Спасибо за урок дети! - М: Просвещение, 1988.
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. 2005
6. Третьяков П.И.Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - М. 2004.