- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике Закон сохранения энергии
Урок по физике Закон сохранения энергии
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухоед А.И. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дата___________
Класс: 8 класс
Тема: Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Цели урока:
-
обеспечить в ходе урока закрепление ранее изученных видов энергии: кинетической, потенциальной, внутренней.
выяснить физическое содержание закона сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
-
при рассмотрении конкретных примеров превращения одного вида энергии в другой продолжить формирование мировоззрения учащихся, указать познаваемость мира и его закономерности.
в процессе работы на уроке развивать чувство коллективизма, ответственности и навыки самостоятельного труда.
-
в целях развития мышления учащихся научить выделять главное в тексте, сравнивать и выявлять общее и отличительное в изучаемых явлениях. - в целях развития познавательного интереса привести интересные исторические справки об учёных открывших закон сохранения и превращения энергии. - развитие самостоятельности, усидчивости и трудолюбия.
Тип урока: комбинированный.
Девиз урока: получить нечто из ничего!
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, поисковый.
Содержание урока: тема урока не сообщается, учитель задаёт вопрос: "Что такое perpetuum mobile?"… Давайте разберёмся вместе.
Ход урока.
-
Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
-
Проверка знаний по пройденному материалу (фронтальный опрос):
Работа двигателей подразумевает использование топлива.
- напишите формулу горения топлива;
- как вычисляют количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива?
- что такое удельная теплота сгорания топлива?
- по таблице назовите более экономичные виды топлива, более экологически чистые.
Энергия топлива превращается в механическую энергию, т.о. речь сегодня на уроке пойдёт о превращениях одного вида энергии в другой.
-
Совместное составление обобщающей схемы:
превращения энергии в механических и тепловых процессах.
в механических процессах
Опыт с маятником Максвелла
Екин -- Епот -- Екин…, но Е = Екин + Епот = const
(если действуют Fупр и Fтяг)
пример: полёт мяча
Вывод: кинетическая и потенциальная энергии преврящаются друг в друга.
в тепловых процессах
1. из пар.2 (падение свинцового шара на свинцовую плиту) Екин -- Епот
2. теплообмен (горячее тело отдаёт Q, а холодное получает)
Q1 = Q2-условие теплообмена
3. тепловые двигатели: Евнутр -- Емех
Вывод: механическая и внутренняя энергии превращаются друг в друга.
Закон сохранения и превращения энергии
Во всех явлениях природы, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.
(Деятельность учащихся при заполнении схемы: повторение пройденного материала, проговаривание выводов, рассмотрение примеров)
Историческая справка: (сообщение учащегося)
закон сохранения энергии был открыт в середине 19 века немецким учёным Р.Майером, английским учёным Д.Джоулем и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого учёного Г.Гельмгольца. Джоуль первым осуществил точные измерения механического эквивалента теплоты. Опыты Джоуля доказали, что механическая энергия не пропадает бесследно. Опускаются гири, вращающие лопасти в сосуде с ртутью, и температура ртути повышается на строго определённое число градусов. Во время пребывания в тропиках в качестве судового врача Майер при эпидемии легочных заболеваний лечил моряков обычным в то время методом: обильным кровопусканием из вены руки. Он обратил внимание на то, что цвет венозной крови значительно светлее, чем при плавании в северных широтах. Её можно спутать с артериальной. Между разностью температур тела и окружающей средой и степенью окисления крови существовала очевидная связь. Отсюда Майер сделал вывод о связи между потреблением пищи и образованием теплоты в организме. Гельмгольц впервые математически обосновал закон сохранения энергии. Проанализировав большинство известных в то время физических явлений, он показал его всеобщность.
-
Самостоятельная работа по учебнику.
Исследуя явления природы, учёные всегда руководствуются этим законом. Теперь мы можем сказать, что энергия не может появиться у тела, если оно не получило её от другого тела. В пар. найдите несколько примеров иллюстрации этого закона (в какие виды энергии превращается энергия солнечных лучей?)
-
Закрепление.
Сколько воды можно нагреть от 10 °С до 60 °С, если на ее нагревание пошла половина энергии, полученной в результате сгорания 40 кг каменного угля?
б) вопросы классу: можно ли создать вечный двигатель? можно ли получить нечто из ничего?
-
Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание §10-12