Ролевая дидактическая игра по физике

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка,


Зацепина Ольга Евгеньевна, учитель физики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»,

г. Каменск - Уральский, Свердловской области

Ролевая учебная игра


Задачи:

  1. Оценка готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, к оценке и самооценке результатов.

  2. Совершенствование методов проверки и оценивания учебных достижений учащихся.

  3. Адаптация выпускников к дальнейшему обучению.

Данный материал предназначен для организации ролевой дидактической игры по физике с учащимися 9-11 классов, что обусловлено рядом причин.

Ориентация процесса обучения на задаваемые стандартом обязательные минимальные требования к подготовке обучаемых, без выполнения которых невозможно дальнейшее обучение, непосредственно связана с обязательностью и систематичностью проверки результатов обучения.

Успешная адаптация выпускника к дальнейшему обучению возможна при использовании методов контроля, применяемых как на старшей ступени школы, так и в ВУЗе. Такими формами являются зачеты, собеседования, коллоквиумы.

Ролевые дидактические игры позволяет развивать познавательную активность и организационные умения школьников, что формирует самостоятельность как сложное, интегральное качество личности.

Проведение игры в предлагаемой форме позволит обеспечить положительный психологический климат в отношениях педагога и обучающегося, их рефлексию, самоанализ, а так же управление учащимися своей учебной деятельностью, что в свою очередь повысит эффективность обучения.

Поскольку подготовка к игре в качестве одной из задач преследует формирование у выпускников навыков самообразования, то это процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания), средних (метапредметные умения и навыки), и перспективных (развитие способностей личности) целей.

Кроме того, применение дидактических игр связано с совершенствованием проверки и оценивания учебных достижений учащихся. Традиционные формы контроля недостаточно мотивируют текущую учебную деятельность ученика.

Таким образом, данная форма способствует формированию компетенций, прочных знаний, развитию активности, повышению уровня самоорганизации, проявлению самостоятельности и творчества учащихся.

Для оценивания в ходе игры используется критериально-ориентированный подход, (оценка осуществляется по заданным заранее критериям и зависит от результативности работы ученика в группе).

Представленная игра позволяет использовать различные формы коммуникаций: ответ на вопрос, пояснение, выражение согласия, сомнения, возражения, что дает возможность развивать у учащихся компетентность в постановке вопросов, конструктивное выражение сомнения, формулирование противоречий, высказывание несогласия в социально-приемлемых, неагрессивных формах, что ведет к сотрудничеству, толерантности и конструктивному взаимодействию.

Кроме того, на основе интеграции знаний об окружающем мире, о себе, опыте совместной деятельности формируется социальная компетентность старшеклассников, в качестве показателей которой можно рассматривать:

- проявление надпредметных содержательных линий и составляющих образованности;

- интегральные показатели (отношение к представленной информации с точки зрения ее практического использования, пополнение информации за счет использования различных источников, анализ представляемой информации, умение предложить способ решения качественной (практической) задачи, осознание себя в качестве одного из субъектов взаимодействия).

Предлагаемая форма проверки знаний была опробована на учебных занятиях, что позволило выделить ряд позитивных сторон:

-эффективная организация самостоятельной деятельности при подготовке к контрольной точке;

-развитие навыков самоконтроля и самооценки;

-повышение прочности знаний, благодаря наличию четкого ориентира;

-снятие элемента случайности в оценке знаний (повышение уровня объективности).

Кроме того, учащиеся не отвергают виды коммуникаций, связанных с личной инициативой, ответственностью, поиском противоречий, не избегают столкновения точек зрения ни друг с другом, ни с учителем.

Анкета

  1. Участвовали ли вы ранее в подобных учебных играх для проверки знаний?

-да

- нет

  1. Чем отличается данный способ проверки знаний от других?

-высокий уровень сложности вопросов

-нестандартная форма проведения

-наличие длительного подготовительного этапа

-большие временные затраты на подготовку

-интересный процесс

-возможность высказать свою точку зрения

-возможность использования для подготовки других людей

-особый психологический настрой

-одновременная ответственность за индивидуальный и командный результат

  1. Знания по каким учебным дисциплинам пригодились Вам в ходе игры?


  1. Кто помогал Вам в подготовке?

-родители

-другие педагоги

-друзья

-библиотекарь

-знакомые семьи

-никто

-другое

  1. Какие дополнительные источники информации Вы использовали при подготовке?

-беседы с родителями, родственниками

-консультации педагогов

-журналы

-энциклопедии

-учебники повышенного уровня сложности, задачники

-телепередачи

-книги

-интернет, СД

-жизненный личный опыт


  1. Что оказалось сложным? Почему?

-поиск необходимой информации

-сложные задания

-недостаточные умения логично излагать мысли, составлять выступление

-работа в группе

-выражение и обоснование собственного мнения

-большой объем подготовительной работы

-подготовка схем, таблиц, графиков, рисунков

-необходимость рассуждать, логически мыслить

-волнение, растерянность, неуверенность

-неподготовленность к работе

-осуществление оценки, самооценки

-отсутствие помощи


  1. Чему новому Вы научились в ходе такой работы?

Материалы для реализации игры

В ходе подготовительного этапа (в самом начале изучения любой темы, что обеспечивает универсальность игры) учащимся объявляются ключевые вопросы, объясняется роль помощи родителей, критерии оценивания, накопительная система оценки для возможности перехода в ранг «экспертов». Знакомство с набором ролей и их характеристиками позволит учащимся целенаправленно подготовиться к участию в игре.

Критерии оценки экспертов и самооценки:

-адекватность ответа, его соответствие вопросу;

-аргументированность, обоснованность ответа,

-научность;

-использование различных источников информации;

-различные формы подачи информации;

-использование в ответе наглядно-иллюстративных способов представления информации (модели, графики, схемы, презентации)

-качество речи.

При ответе и оценке учащиеся, экспертная группа должна так же руководствоваться обобщенными планами рассказов, несмотря на то, что они являются показателями частного характера.

Физическое явление:

1.Признаки или определение

2.Условия протекания

3.Связь с другими явлениями

4.Объяснение на основе научной теории

5.Примеры использования на практике

Физическая величина:

  1. Явление или свойство, которое характеризует

  2. определение

  3. Формула

  4. Единицы измерения

  5. Применение на практике

Физический закон:

  1. Формулировка

  2. Математическое выражение

  3. Подтверждающие опыты

  4. Применение на практике

  5. Границы применимости

Физическая теория:

  1. Основные понятия, положения

  2. Опытное обоснование

  3. Следствия

  4. Применение на практике

  5. Границы применимости


Первый этап (10 мин.)

Формируются игровые группы (по 4 человека); далее разыгрывается комплект ролей: союзник, критик, докладчик, практик. Деление на группы произвольное, поэтому каждый обучающийся может оказаться в любой из ролей, а так же задать вопрос, внести дополнения или представить свое суждение по теме (выбор роли может быть добровольным в соответствии с уровнем знаний, индивидуальным опытом, предпочтениями, представлениями о своих способностях).

Экспертная группа формируется учителем из числа учеников, получивших «автоматический» зачет по теме (на основании накопительной системы оценивания за контрольные точки: тестирование, самостоятельные, лабораторные и контрольные работы).

Инструкции игрокам

Докладчик. В обязанности докладчика входит развернутое сообщение по содержанию вопроса. Докладчик имеет право выбрать форму своего сообщения (лекция, рассказ с иллюстрациями и т.д.), вступить в конфронтацию с критиком, аргументировано отстаивая свою позицию, выступить с заключительным словом.

Критик. Ученик, отмечая сильные стороны выступления, выделяет наиболее слабые места или нераскрытые моменты, давая докладчику возможность дополнить свое сообщение.

Союзник. Ученик, разделяющий точку зрения докладчика. Его цель - при выступлении обратить внимание на сильные стороны докладчика и представляемой им информации (то есть защита и содержания выступления докладчика, и способа, и качества представления информации). Союзник имеет право на собственное выступление, в том случае, если в нем более широко и глубоко раскрывает вопрос. (Союзник может выступить одновременно с докладчиком, в этом случае отдельного выступления может и не быть.)

Практик. В обязанности этого ученика входит рассмотрение качественной задачи, с аргументацией ее решения, на основе представляемого группой вопроса.

Эксперты. Оценивают работу каждого члена группы в соответствии с ролью, а также качество задаваемых вопросов, ответов, дополнений и возражений.

Примечание. При выступлении игроки не сообщают, какую из ролей они проигрывают. Общая продолжительность выступления - до 10 мин.

Второй этап (5 раз по 10 мин. = 50 мин.)

От имени всей группы последовательно выступают - докладчик, союзник, критик, практик. При этом выполняется правило: оппоненты только критикуют, защитники только хвалят. И те, и другие - аргументировано.

Оппоненты, защитники ОБЯЗАНЫ полностью использовать свой регламент: выступать не дольше и не короче.

Третий этап (10 мин.)

После выступления одной группы, все остальные имеют право на ОДИН вопрос выступающим, одно дополнение и возражение.

Четвертый этап (10 мин.)

Аргументированная самооценка каждого участника группы (информация сдается учителю)

Пятый этап (10 мин.)

Выступление экспертной группы: комментарий и оценка работы групп.

Шестой этап (10 мин.)

Выбор лучшего выступления докладчика, критика, союзника, практика (н-р, путем голосования, с представлением слова группе, давшей ученику наибольшее число голосов).

Седьмой этап (10 мин.)

Подведение итогов: (для поддержания идеи соревнования оценки последней группы не оглашаются до тех пор, пока эксперты не подведут общие итоги).

Таким образом, общая последовательность работы: докладчик - союзник - критик - практик - вопросы группе - ответы группы - возражения групп - дополнения групп - экспертная группа.

Максимальная сумма - 20 баллов, делится между членами группы, но не поровну, а на основании результатов работы. Неудовлетворительные отметки не выставляются, а ученику может быть предложен другая форма для оценки знаний по теме.

В ходе работы заполняется таблица:

Роли, виды

деятельности

№ группы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Основной выступающий


Союзник


Критик


Практик


Вопросы


Ответы


Возражения


Дополнения


Сумма баллов



Максимальный

балл

Основной выступающий

5

Союзник

2

Критик

2

Практик

3

Вопросы

0,5*4=2

Ответы

0,5*4=2

Возражения

0,5*4=2

Дополнения

0,5*4=2

Сумма баллов

20


© 2010-2022