Урок по теме Кипение 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Тема: Кипение

8 класс

УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник

Учитель: Е.А. Тихомирова МБОУ СОШ №13,г.о.Вичуга

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: погружение

Основная технология, используемая на уроке: работа в группах

Цель урока: изучение явления «Кипение» и первичное закрепление новых знаний

Задачи:

Личностные: развивать умение мыслить, работать с текстом, выбирать главное, делать выводы

Метапредметные:

Регулятивные: выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять

Коммуникативные: вырабатывать умение слушать и понимать одноклассников, выражать свои мысли, вести диалог

Предметные: сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, 5 ноутбуков, колба с водой, спиртовка, лаборатория L-микро.







Ход урока



  1. Организационный этап (1 минута)

Цель: проверить готовность обучающихся к уроку

Учитель: Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Кто сегодня отсутствует на уроке? Все ли имеют учебники, тетради и ручки?

  1. Актуализация знаний (5 минут)

Цель: вспомнить материал по теме «Испарение».

Учитель:

Вода появляется из ручейка,
ручьи по пути собирает река
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока,
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливают, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейке,
Они потекут до ближайшей реки

О каких физических явлениях идет речь в этом стихотворении? Какое явление лежит в основе образования облаков?

Ответы учащихся.

Учитель: давайте вспомним, что нам известно об испарении. Для этого вставим пропущенные слова в текст, который вы видите на доске. Работаем по цепочке.

Испарение жидкости идет при ...любой... температуре.

Молекулы жидкости покидают ее лишь с ее...поверхности...

Процесс испарения сопровождается ...уменьшением...внутренней

энергии жидкости.

Молекулы, вылетающие из жидкости при испарении, совершают

работу против...сил притяжения... с молекулами нижних слоев

жидкости.

Испарение зависит от: ...рода жидкости…, …температуры

жидкости…, ….наличия ветра над свободной поверхностью…,

площади свободной поверхности жидкости.



  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация ( 5 минут )

Цель: мотивировать учащихся к постановке учебной задачи.

Учитель: Испарение не единственный способ превратить жидкость в пар. Есть еще один способ. Я надеюсь, что утром перед школой каждый из вас выпил чашечку кофе или чаю. Что для этого вы сделали?

Ответы учащихся.

Учитель: Как вы думаете, какая у нас тема урока?

Ответы учащихся.

Учитель: Кипение тоже физическое явление. За кипением воды мы сегодня с вами пронаблюдаем и попробуем открыть тайну кипения воды. А чтобы немного подогреть ваш интерес к теме, я расскажу вам сказку.

Сказка о чайнике.

Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая.

Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен.

Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж

получит пол - царства.

Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за

этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась.

Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь

предложил провести такое соревнование.

Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы,

как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый

чайник равное количество воды из ведра.

-Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас

возьмет по чайнику, и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы

поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у

которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой.

Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел

чайник у младшей дочери.

Почему?

Я надеюсь, что к концу урока вы найдете ответ на данный вопрос.



  1. Основной этап урока. Первичное усвоение новых знаний (10 минут)

Цель: развитие поисковых, коммуникативных, информационных умений через работу в группах.

Учитель: возьмите листочки, заготовленные у вас на столах.



Знаю

Хочу узнать



В течение нескольких минут, после обсуждения в первой графе напишите

все, что вам уже известно о процессе кипения из жизненного опыта, а

во второй - о чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке.

Обсуждение. Совместное составление плана изучения явления. Работа в

группах с параграфом 18. ( В группе 5 учеников).



  1. Первичная проверка понимания (13 минут)

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания.

Учитель: каковы внешние признаки явления?

Ответы учащихся: интенсивное парообразование, образование пузырьков воздуха, увеличивающихся в объеме, всплывающих и лопающихся на поверхности жидкости.

Ответы сопровождаются показом анимации (диск….).

Учитель: Почему возникают пузырьки? Почему пузырьки

увеличиваются и поднимаются вверх? Почему слышен шум?

Ответы учащихся: В воде всегда есть растворённый воздух

Жидкость испаряется внутрь пузырька, объем пузырька увеличивается, выталкивающая сила становится больше силы тяжести, пузырек поднимается вверх. Пузырьки поднимаются в верхние более холодные слои жидкости, давление насыщенного пара внутри пузырька уменьшается и пузырек «схлопывается». Этот процесс сопровождается характерным шумом.

Учитель: при каких условиях протекает явление?

Ответы учащихся: нагрев до температуры кипения, непрерывный подогрев жидкости. Температура кипения у каждого вещества своя.

Демонстрация : нагревание воды и подсолнечного масла до кипения с применением лаборатории L-микро для измерения температуры датчиком температуры и наблюдением графика на экране. Выводы: У каждого вещества своя температура кипения. При кипении температура жидкости остается постоянной, не смотря на непрерывный подогрев.

Работа с таблицей учебника «Температура кипения».

Учитель: У какого вещества температура кипения наибольшая?...наименьшая?

Ответы учащихся.

Учитель: от чего зависит температура кипения?

Ответы учащихся: от атмосферного давления. Просмотр видеоролика: кипение воды при комнатной температуре.

Учитель: Всем известно, что вода кипит при 100 °С. Но не следует забывать, что это справедливо лишь при нормальном атмосферном давлении (примерно 101 кПа). При увеличении давления температура кипения воды возрастает. Так, например, в кастрюлях - скороварках пищу варят под давлением около 200 кПа. Температура кипения воды при этом достигает 120 °С. Скороварку изобрел французский ученый Дени Папен.(слайд на доске). Преимущества скороварки по сравнению с обычной кастрюлей очевидны. Прежде всего, она позволяет быстро готовить мясо, свеклу, горох, фасоль и т. п. Блюда, сваренные в скороварке, отличаются особым насыщенным вкусом. А благодаря ускоренному приготовлению в продуктах сохраняется максимальное количество витаминов и полезных веществ.

И, наоборот, при понижении давления температура кипения воды становится меньше. В этом мы убедились, просматривая видеоролик.

Например, в горных районах (на высоте 3 км, где давление атмосферы составляет 70 кПа) вода кипит при 90°С. На самой высокой горе - Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848м вода кипит при70°С. Поэтому жителям этих районов, использующим такой кипяток, требуется значительно больше времени для приготовления пищи, чем жителям равнин. А сварить в этом кипятке например, куриное яйцо вообще невозможно, так как белок при температуре ниже 100 °С не сворачивается. Альпинисты заметили, что высоко в горах вода закипает при температуре меньше, чем 100ºС. Там нельзя сварить мясо, поэтому его там жарят, например шашлыки. Обратите внимание, как с высотой меняется tº кипения воды.

А если, ребята, нам с вами удалось полететь на Марс, то там вода закипела бы при температуре 45ºС, т.к. атмосферное давление на Марсе всего 60-70мм.рт.ст. Такой кипяток не обжигает.

А если спустится в шахту на глубину 300м, то там вода закипит при tº =101C, на глубине 600м при tº=102ºС.

Уменьшение температуры кипения жидкости может играть и полезную роль. Так, например, при нормальном атмосферном давлении жидкий фреон кипит при температуре около 30 °С. При уменьшении же давления температуру кипения фреона можно сделать ниже О °С. Это используется в испарителе холодильника. Благодаря работе компрессора в нем создается пониженное давление, и фреон начинает превращаться в пар, отнимая теплоту от стенок камеры. Благодаря этому и происходит понижение температуры внутри холодильника.

Температуры кипения различных веществ при одном и том же атмосферном давлении различны. Например, жидкий кислород кипит при - 183 °С, а железо - при 2750 °С.

Различие в температурах кипения разных веществ находит широкое применение в технике, например в процессе перегонки нефти. При нагревании нефти до 360 °С та ее часть (мазут), которая имеет большую температуру кипения, остается в ней, а те ее части, у которых температура кипения ниже 360 °С, испаряются. Из образовавшегося пара получают бензин и некоторые другие виды топлива.

Учитель: сравните процесс кипения с процессом испарения. Дайте определение кипения.

Ответы учащихся: испарение происходит с поверхности жидкости, а кипение - по всему объему жидкости. Испарение происходит при любой температуре, а кипение - при определенной для каждого вещества температуре, называемой температурой кипения. При испарении происходит уменьшение температуры, а при кипении температура остается постоянной.

Кипение - это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий по всему объёму жидкости при определённой температуре.



  1. Первичное закрепление (6 минут)

Цель: проверить уровень освоения материала.

Учитель: кто готов ответить на вопрос, поставленный в начале изучения темы? Почему первым чайник закипел у младшей дочери?

Ответы учащихся: она не торопилась выходить замуж, и ей было все равно когда ее чайник закипит, поэтому она не открывала крышку чайника. Сестры часто открывали крышку, чтобы проверить, не закипела ли вода. Интенсивное парообразование сопровождается уменьшением температуры.

Учитель: а сейчас поработайте в группах с тестом по теме. Тест на рабочем столе ноутбуков. Оценка вам будет выставлена автоматически.



  1. Домашнее задание (1 минута)

Цель: проинформировать учащихся о домашнем задании, проинструктировать о его выполнении.

Учитель: дома вы работаете с параграфом 18. После внимательного прочтения параграфа, ответьте на вопросы после него, а затем составьте в тетради краткий конспект или план рассказа (по выбору). Подготовьте рассказ о явлении. Желающие могут подобрать вопросы по теме с использованием дополнительной литературы и интернет-ресурсов.

  1. Рефлексия (4 минуты)

Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся на уроке.

Учитель: сегодня на уроке мы получили представление о явлении, с которым довольно часто встречаемся в повседневной жизни, в литературных произведениях. Я предлагаю после небольшого обсуждения представителю от каждой группы высказать свое мнение о том, что вы узнали, что на вас произвело впечатление, как оцениваете работу группы и уровень овладения материалом каждым участником.

Ответы спикеров группы.

Литература:

  1. Перышкин А.В.,Гутник Е.М. Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.-6-издание.,- М.Дрофа,2009г.



© 2010-2022