Рабочая программа по физике 9 класс (Перышкин)

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет администрации Угловского района

по образованию и делам молодёжи Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»



«Утверждаю» «согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО

________ А.В. Попов ________Н.И. Нагорная Протокол № _____

Приказ № ______ «___» _________2015г «___» _________2015г.

от «___» _______2015г. __________________





Рабочая программа

по физике в 9 классе составлена на основе

авторской программы по физике для

общеобразовательных учреждений - автор Е.М.Гутник, А.В. Перышкин

М. Дрофа 2011г


на 2015-2016учебный год



Программу разработала

Агапова Екатерина Алексеевна

учитель физики

первая квалификационная категория






с. Павловка 2015г

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Автор составитель

Е.М.Гутник, А.В. Перышкин Физика М: Дрофа, 2011г.

. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 9 классе из расчета 2 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

Перышкин А.В. Физика-9 - М.: Дрофа, 2008.

  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

  • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2002. - 192с.

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 9 кл. - М.: Просвещение, 2002. - 79с.

Цели изучения курса - выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений. Представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования в IX классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педаго­гических технологий, учета местных условий.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие. электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.

  • смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию,

  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.

  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений

  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

рабочая программа (содержание образования)


9класс

(70 часов, 2 часа в неделю)



1. Законы взаимодействия и движения тел. (26 часов)


Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.

Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Движение тела брошенного вертикально вверх.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела брошенного горизонтально.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

III. Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)


Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/

Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

IV. Электромагнитное поле. (17 часов)


Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Электродвигатель.

Электрогенератор

Свет - электромагнитная волна.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Изучение явления электромагнитной индук­ции.

6.Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

V.Строение атома и атомного ядра (11 часов)


Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.

Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции.

Биологическое действие радиации.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

8.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9.Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Тематическое планирование учебного материала по физике в 9 классе


п/п

Наименование раздела и темы

Всего часов

Из них


Примерные сроки

Лабораторные и практические

Контрольные, диагностические



Законы взаимодействия и движения тел


26




1

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.

1




2

Определение координаты движущегося тела.

1




3

Прямолинейное равномерное движение.

1




4

Решение задач

1




5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1




6

Скорость равноускоренного движения. График скорости.

1




7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1




8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1




9

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости



10

1


Кинематика


11

Относительность движения

1




12

Решение задач

1




13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1




14

Второй закон Ньютона.

1




15

Третий закон Ньютона.

1




16

Свободное падение тел.

1




17

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1




18

1

Измерение ускорения свободного падения



19

Закон всемирного тяготения

1




20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел.

1




21

Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

1




22

Искусственные спутники Земли.

1




23

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.

1




24

Реактивное движение. Ракеты.

1




25

Решение задач

1




26

Динамика материальной точки.

1


Динамика



Механические колебания и волны. Звук.

10




1

Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение.

1




2


Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины



3


Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити



4

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1




5

Резонанс. Распространение колебаний в среде

1




6

.Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

1




7

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука.

1




8

Громкость звука. Распространение звука.

1




9

Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс

1




10

1


Механические колебания и волны



Электромагнитное поле.

17




1

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное поля.

1




2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1




3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило «левой руки». Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1




4

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1




5

Явление электромагнитной индукции.

1




6

1

Изучение явления ЭМИ



7

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1



8

Явление самоиндукции.

1




9

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1




10

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

1




11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1




12

Принципы радиосвязи и телевидения

1




13

Электромагнитная природа света

1




14

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел

1




15

Типы оптических спектров

1

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания



16

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

1



17

1


Электромагнитное поле



Строение атома и атомного ядра.

11




1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1




2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1




3

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

Измерение естественного радиационного фона дозиметром



4

Открытие протона, нейтрона.

1




5

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1




6

Энергия связи. Дефект массы.

1



7

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков


8

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1



9

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

1



10

Решение задач

1

Изучение треков заряженных частиц по гото­вым фотографиям


11

Термоядерные реакции. Элементарные частицы. Античастицы.

1


Строение атома и атомного ядра


Резервные уроки

6



Итого

70



Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по физике.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.













Литература

1. Алгоритм составления рабочих программ по физике. РО ИПК и ПРО, кафедра математики и естественных дисциплин.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» М., 1992.-57 с. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. «УГ» № 10, 1998.

3. Обязательный минимум содержания основного общего образования. // Вестник образования, № 10, 1998.

4. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. // Вестник образования, № 9, 1999.

5. Требования к уровню подготовки выпускников.

5. Примерные программы по физике. М.: Дрофа, 1999-2005.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании» М.,1992 - 57 с.

7. Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ «УГ» №10, 1998-2005г.

8. Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2003г.

9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004г.

10. Программы для общеобразовательных учреждений. ИД «Дрофа» 2004 г.

11. М. В. Рыжаков. Государственный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., Педагогическое общество России, 1999, - 328 с.

12. А. В. Перышкин, Физика 9 класс. М., 1999-2004гг.







Лист внесения изменений в рабочую программу

№п/п

Дата

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения
































© 2010-2022