Конспект урока на темуДействие жидкости и газа на погруженное в них тело

«Без сомнения,  все наше знание начинается с опыта»  Эммануил Кант  Учитель физики: Муллабаева С.Ш. Цели урока: Образовательная: сформировать представление о действии жидкости и газа на погружённое в них тело, помочь учащимся осмыслить практическую значимость действия, полезность приобретаемых знаний и умений. Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности. Воспитательная: способствовать привитию культуры умственного тр...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Класс: 7

Учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 класс

«Без сомнения, все наше знание начинается с опыта»
Эммануил Кант

Учитель физики: Муллабаева С.Ш.

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о действии жидкости и газа на погружённое в них тело, помочь учащимся осмыслить практическую значимость действия, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для усвоения новых знаний.

Задачи урока:

-знакомство учащихся с методами исследования явления;

- приобретение учащимися знаний о выталкивающей силе;

- формирование у учащихся умений выполнять опыты с использованием измерительных приборов;

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний: выделять основное содержание прочитанного текста, развивать мыслительные действия по аналогии.

Приобретаемые навыки детей:

- работа в группах, умение обобщать, сопоставлять, исследовать;

- развитие логического мышления, памяти, речи;

- внимательное отношение к окружающим, друг другу;

- анализировать свою работу.

Тип урока: урок изучения новых знаний, носит исследовательский характер.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формы организации работы учителя:

- словесно-иллюстративный, проблемный, практический;

- организация восприятия новой информации;

- обобщение изучаемого материала на уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сосуд с водой, динамометр лабораторный, груз 100г, набор лабораторного оборудования для экспериментальной работы учащихся, учебник, презентация.

Ход урока

Название этапа урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Мотивация

(2 мин)

Здравствуйте, ребята. (Слайд №1) Эпиграфом к уроку является высказывание немецкого философа Эммануила Канта. Как вы его понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём. Процесс научного творчества состоит из звеньев

(Слайд №2):

  • ИСХОДНЫЕ ФАКТЫ

  • ГИПОТЕЗА

  • ЭКСПЕРИМЕНТ

  • ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Сначала определяют исходные факты, т.е. основные понятия, явления, которые потом пригодятся в работе.

Слушают высказывание.

Любое знание желательно добыть опытным путём.

2. Повторение.

Цель: актуализация и повторение теоретического материала.

( 5 мин)

Но вначале давайте немного повторим теорию (Слайд №3). Прошу вас, ребята, заполнить таблицу (табл.№1) , которая нарисована на доске.

(Слайд №4) Подумаем

Итак мы вспомнили исходные факты, а теперь выдвинем гипотезу

Выходят по очереди к доске и заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы

3. Создание проблемной ситуации и постановка цели урока.

Цель: развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации

(3 мин)

- обратите внимание на (Слайд № 5)

- что произойдет с шариками, если в сосуд налить воду?

Действует ли сила на второе тело?

Как можно объяснить это явление?

Слайд № 6 - как действует жидкость или газ на погруженное в них тело?

(Слайд №7) Впервые такую задачу поставил и решил древнегреческий ученый Архимед.

Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

Правильно, изучать действие жидкости или газа на погруженное в них тело (Слайд №8)

Один из шариков всплывет

На тело, находящееся в воде действует сила, выталкивающая его из жидкости


Записывают в тетрадях название темы урока.

Называют цели:

4. Изучение нового материала.

Цель: Формирование умения опытным путѐм установить причину возникновения выталкивающей силы;

(5 мин)

Формировать умение рационально планировать деятельность

(10 мин)


Освоение учащимися новой информации

( 5 мин)

Для подтверждения существования выталкивающей силы проведём опыт по рис.137 учебника (Слайд №9)

Какие выводы вы сделали?

(Слайд №10). Выталкивающая сила направлена вверх

Действует ли выталкивающая сила в газах? (Слайд №11)

Как можно объяснить это явление? (Слайд №12) Рассмотрим силы, действующие на тело.

(Слайд №13) выталкивающая сила всегда направлена вверх.

А сейчас вы - исследователи, вы должны выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.
У каждой группы своя задача: смотри Приложение

Исследование (Слайд №14)
Формулируется цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов (физических величин) зависит выталкивающая сила.
Выдвижение гипотез.


(Слайд №15) Архимедова сила зависит (не зависит) от...

(Слайд №16) Итак, мы вместе прошли трудный путь от гипотез до практических результатов. Но не хватает формулы для расчета выталкивающей силы.

Читают задание по учебнику и

проводят опыт,

формулируют вывод:

Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе

Выполняют экспериментально

задание, формулируют вывод.



Учащиеся образуют рабочие группы.
Выполняют экспериментальное исследование.

Сообщают выводы о проделанном эксперименте

Вторым этапом научной работы является выдвижение гипотезы. Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит:

- от объема погруженного тела;
- его веса (или массы);
- плотности жидкости;
- глубины погружения тела;
- формы тела.

Помогают учителю получить формулу силы Архимеда и делают соответственные записи в тетради.
Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.

(Слайд №17)

5. Закрепление изученного материала.

(10 мин)

Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими и наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Найдем практическое применение изученному материалу.

Какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?

1. Под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе.

2.Стих А.Барто

Наша Таня громко плачет,

Не утонет в речке мячик. Почему?

3. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?
4.Одинаковая ли выталкивающая сила действует на водолаза при погружении на разную глубину?

5. Какое озеро находится в нашей Оренбургской области, в котором нельзя утонуть? Почему?

Это интересно.

Это знаменитое озеро Разлив в г.Соль-Илецк. В нем добывают пищевую соль. Утонуть в такой соленой воде невозможно.




Отвечают на вопросы

6.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.

(5 мин)

Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание § 48

(Слайд № 18)

А теперь, ребята, закончите предложение:

-сегодня я узнал;

- было интересно;

- было трудно;

- я понял, что;

- теперь я могу;

- меня удивило.

Выставление отметок. Всем спасибо за урок.

Записывают в дневник домашнее задание.



Приложение: карточки для групп

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.

1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. Занесите полученные результаты в таблицу.

2. Сравните плотность тела и архимедовы силы, действующие на тела.

3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

тела

Плотность тела

ρ, кг/м3

Вес тела в воздухе

Р1, Н

Вес тела в воде

Р2, Н

Архимедова сила

F =Р12

Алюминиевый


Медный


Вывод:

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина, нить.

1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. Занесите полученные результаты в таблицу.

2. Сравните эти силы.

3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

тела

Объем тела

V, м3

Вес тела в воздухе

Р1, Н

Вес тела в воде

Р2, Н

Архимедова сила

F = Р12

1.

Большой

2.

Маленький


Вывод:


Задание третьей группе

Оборудование: сосуды с водой и маслом, динамометр, нить, алюминиевый цилиндр.

1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде и масле. Занесите полученные результаты в таблицу.

2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

опыта

Плотность жидкости

ρ, кг/м3

Вес тела в воздухе

Р1, Н

Вес тела в жидкости

Р2, Н

Архимедова сила

F = Р12

1.


2.


Вывод:


Задание четвертой группе

Оборудование: медный цилиндр, мензурка с водой, нить, динамометр.

1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1. Занесите полученные результаты в таблицу.

2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

опыта

Глубина погружения

h, см

Вес тела в воздухе

Р1, Н

Вес тела в воде

Р2, Н

Архимедова сила

F = Р12

1.


2.


Вывод:


Задание пятой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, нить, кусочек пластилина.

1. Кусочку пластилина придайте сначала форму шара, потом форму куба.

2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Занесите полученные результаты в таблицу.

3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

тела

Форма тела

Вес тела в воздухе

Р1, Н

Вес тела в воде

Р2, Н

Архимедова сила

F = Р12

1.

Шар

2.

Куб

Вывод:
















Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия

Построение ориентированной основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату
















Участие учащихся КСОШ №1

во Всероссийских дистанционных олимпиадах

по физике в 2013-2014 учебном году


Название олимпиады

Количество участников

Победители и призеры

1.

Проект "Инфоурок"

80 учащихся

с 7-11 классы

Диплом победителя 2 степени: Дюсаев Руслан (7 а кл.), Мингазова Юлия

(11 а кл.)

Диплом победителя 3 степени: Смыков Саша (7 а кл.), Гаврилов Сергей, Ишкаев Ильдар, Хусаинова Лилия

(8 а кл.), Ялмурзина Луиза ( 10 а кл.), Кавалер Евгений

( 11 а кл.)

2.

"Пятерочка"

15 учащихся ( класс)

Результатов пока нет

3.

Физический чемпионат

28 учащихся с 9-11 классы

Результатов пока нет


© 2010-2022