ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Вопрос как преподавать сегодня физику во многом еще дискуссионный. Существует множество вариантов ответа на него, но вряд ли какой - либо из них можно признать единственно верным и бесспорным. Однако, несомненно, то, что эффективное изучение физики возможно только тогда, когда учитель организует такие формы работы, которые принято называть активными и которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать процесс познания.
Среди множества методик и технологий каждый учитель, наверно, имеет наиболее предпочтительную. Для меня - это блочно - модульная технология, которой я пользуюсь в старших классах. Она облегчает создание целостного представления об изучаемом материале, позволяет высвободить время на отработку знаний и умений, создает возможность маневрирования учебным временем, условия для развертывания групповой работы в классе. Основным преимуществом этого метода является перераспределение времени внутри блока. Не секрет, что на любом традиционном уроке в основном говорит преподаватель и основой преподавательской деятельности являются лекционные и комбинированные уроки. Львиную долю урока занимает объяснение нового материала и лишь небольшая часть времени отдана актуализации знаний и закреплению нового материала Целесообразность её применения в старших классах обусловлена рядом факторов:

  • « Уплотнение» программы. Объём информации остался без изменения, а число часов уменьшилось;

  • Существование большого числа плохо отрецензированных и дорогих учебных пособий по физике;

  • Общая перегруженность учащихся старших классов; снижение уровня их подготовленности к восприятию нового материала; несоответствие программ по физике и математике, требующее дополнительных затрат времени на их коррекцию;

ПРЕИМУЩЕСТВА БМС,

  • позволяет формировать прочные и систематизированные знания,

  • осуществлять дифференцированный и личностно- ориентированный подход к обучению;

  • проводить широкие межпредметные связи, особенно с математикой;

  • значительно снижает нагрузку на учащихся.

Эта педагогическая технология основана на изложении учителем учебного материала, необходимого для описания целого круга явлений, структурно целыми блоками- модулями информации, и на усвоении их учащимися. Она предполагает создание опорных или полных конспектов учащимися.

Изучаемый материал делится на объединённые одним замыслом куски ( блоки), каждый рассчитан примерно на 6-10 часов. Для всего блока ставятся единые цель и задачи, которые придётся решать. Исходя из задач, выбираются формы обучения, в основном активные: семинар, конференция, лабораторная или практическая работа, различного вида практикумы- по решению физических задач, творческие задания, зачёт.

Структура блока доводится до сведения учащихся на первом же уроке. Список вопросов учащиеся получают на всю тему сразу.

Ежедневную проверку домашних работ делать не обязательно. Форма ведения рабочей тетради- свободная, по усмотрению каждого ученика, но с соблюдением некоторых общих требований- должен быть заголовок, число, номера задач.

ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ ОСНОВАНА НА ПРИНЦИПЕ: « СНАЧАЛА НАУЧИ - ПОТОМ СПРАШИВАЙ!». Поэтому уменьшается время, отводимое на уроке контролю, уделяется больше времени многократному повторению материала.

Достигается это следующим образом: сначала весь материал блока в виде логически связанного рассказа даётся на лекции, затем отрабатывается на практикумах, семинарах, лабораторных работах, после этого проводится зачёт. Часть сведений может быть вынесена на самостоятельное изучение с последующим обсуждением на семинаре.

Кроме зачёта контроль осуществляется по мере усвоения материала в различных формах.

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ОПЕРИРОВАТЬ ВСЕМИ ТИПАМИ УРОКОВ:
- изучение нового материала;
- комплексное применение знаний;
- обобщение и систематизация знаний;
- комбинированный урок ;
- учетно-контрольный урок;
- урок коррекции.


Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно, уметь их применять на практике, работать с книгой. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности урока, так как именно в нем достигаются названные цели.

Первое, что предстоит сделать, - это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащегося на уроке, ибо не секрет что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей, так как педагоги много тратят времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы. Блочно - модульное обучение - это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т. д

Такая технология помогает развивать различного рода умения и навыки:

- внимательно читать тексты;

- выделять главное и обобщать прочитанное;

- формулировать проблемы и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- заниматься исследовательской работой;
- участвовать в проектной деятельности развивая свои коммуникативные навыки;

- контролировать себя и осуществлять взаимоконтроль.

Блочно - модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность преподавателю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности обучающихся.

Второе - нужно расширить тематический диапазон каждого занятия: ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями на длинной цепи уроков. Третье - требуется увеличить время на отработку знаний, поскольку ясно, что без многократного повторения, хороший результат в обучении получить нельзя.
Взвесив все эти обстоятельства, я пришла к убеждению, что темы нужно изучать крупными блоками, объединяющими несколько логически связанных вопросов и рассчитанными на 5 - 7 часов.
Первоначальное ознакомление с блоком происходит сразу же на первом уроке. На всех последующих занятиях тема опять таки рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся возвращаются к изучаемому материалу многократно, однако каждый раз подходят к нему по новому и глубже. Это позволяет, в - первых, воспринимать как единую картину изучаемого явления; во - вторых, хорошо понять, усвоить и закрепить входящие в блок вопросы; в - третьих, осознать связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с разных точек зрения.
«БЛОЧНУЮ» СИСТЕМУ ОБРАЗУЮТ, КАК ПРАВИЛО, СЛЕДУЮЩИЕ УРОКИ:
Лекция вводная (первый этап изучения блока): объясняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъяснению главному.
Семинарские занятия (второй этап): их серия проводится вслед за лекцией. Число семинаров зависит от сложности и объема изучаемого. Учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, усваивают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Работа дифференцирована.
Лабораторный практикум (третий этап): это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых школьники учатся собирать установки по схемам, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчеты и делать выводы. Сюда входит выполнение лабораторных работ, а также просмотр видеокассет.
Решение задач по теме (четвертый этап): его цель - углубление и развитие знаний.
Зачет (пятый этап): проверяется усвоение учебного материла всеми учениками, каждый получает зачетную оценку.
Урок интересных сообщений (шестой этап): рассматривается практическое применение изученного, вопросы профориентации.

Эта совокупность этапов (1 - 6) образует законченный цикл, который повторяется при рассмотрении каждого блока.
Семинар углубляет и систематизирует знания, конференция их расширяет. Вопросы, выносимые на семинар, идентичны выносимым на зачет. На конференции заслушиваются доклады, рефераты, решения интересных задач.
На всех рабочих уроках реализуется заповедь «учить школьника на уроке». Здесь детально рассматривается каждое положение, каждый тезис проходимого материала. Идет неоднократное «прокручивание» темы. На таких уроках работа проходит в основном самостоятельно по группам, некоторые занимаются сугубо индивидуально.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ:

Она начинается с выяснения конечной цели: какие понятия, величины и законы надо изучить, какие типовые задачи научить решать, какими приборами научить пользоваться и т.п. Материал делится на три уровня: достаточный для получения оценки «3», «4», «5».

ПОДОБНАЯ МЕТОДИКА РАБОТЫ ПОЗВОЛЯЕТ

  • менять виды деятельности учащихся,

  • эффективно использовать время,

  • избегать переутомления ребят и значительно снижает нагрузку на них.

  • Реализуется многократное осмысление информации, поскольку задействованы все виды памяти ( слуховая, репродуктивно- речевая, зрительная, моторная, логическая)

  • Ученик чётко знает, что и как учить, имеет конспект, позволяющий ориентироваться в изучаемом материале.

  • Вся эта информация будет к тому же закреплена на уроке решения задач.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВИДЫ ЗАДАНИЙ:

Задания подбираются так, чтобы они как можно больше способствовали развитию логического мышления учащихся, помогали полюбить им умственный труд.

  • При повторении ученикам полезно не просто пересказать материал, а составить ряд вопросов по изучаемому материалу, причём вопросы должны быть разно уровневыми и охватывающими широкий круг проблем.

  • Перед лекцией учитель всегда имеет чёткий план, который пишется на доске и по ходу лекции отмечаются рассмотренные вопросы. . Развёрнутый план или план- конспект ученики записывают в свои тетради.

  • 3.Широко используется учащимися обобщающих и систематизирующих таблиц, поиски ответов в учебнике на поставленные вопросы, составление сравнительных характеристик и алгоритма действий при решении типовых задач, анализ учениками устных ответов товарищей.

  • При решении задач надо учит ребят делить задачу на части, сводимые к типовым.

  • Надо специально демонстрировать ученикам ответы хорошо подготовленного одноклассника, и в ходе обсуждения выясняется, в чём достоинство такого ответа ( обычно это чёткость, логичность, образность речи)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЧЁТА

По зачётом понимается не только сам зачётный урок в конце блока, а вся система мероприятий, направленных на контроль знаний учащихся ( Зачётного урока как такового может и не быть: тогда зачётные оценки ученики получают во время изучения темы.

Сам зачётный урок может проводиться в разных формах.


Основная идея занятий научиться, то есть усвоить определенный круг знаний, разобраться в материале и возникших трудностях. Эти уроки вырабатывают знания и одновременно трудовой стиль, чувство времени, уверенность, что все в твоих силах. В течение рабочих уроков учитель является дирижером учебного процесса, он находится внутри класса, помогая ученикам в индивидуальном порядке.

ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • Она даёт ученику свободу в рамках времени, отведённого на изучение блока.

  • Учащийся может сам планировать свою домашнюю работу по предмету с учётом дру4гих нагрузок.

  • Применение активных форм обучения приучает видеть суть, учиться самостоятельно и продуктивно.

  • Система позволяет перенести центр тяжести учения на урок и исключить традиционные репродуктивные домашние задания, заменив их творческими

  • Она активизирует познавательную деятельность всех учащихся класса, содействует всестороннему сотрудничеству школьников в процессе обучения.

  • Позволяя несколько раз повторить учебный материал , причём в разных аспектах и связях, она способствует полному и глубокому усвоению учебного материала всеми учениками независимо от уровня их развития.

НО

  • Данная система не даёт полной свободы действия ученикам, навязывая тематику и и некоторые временные рамки. Это главный её недостаток.

  • Неравномерность нагрузки учителя при подготовке к урокам, и большой объём этой подготовки

  • При неумении организовать своё время, неравномерность нагрузки получается и у ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная система полезна для старших классов, причём при условии:

  • Хорошего контакта педагога с учениками

  • Наличие оборудованного кабинета

  • Достаточной свободы учителя в своих действиях.


И в заключение хотелось бы привести слова известного методиста Петра Яковлевича Гальперина: «Модульное обучение представляет возможность показать учащимся весь путь, всю дорогу, видеть перспективы большие и малые, тогда как «традиционка» освещает лишь участок этой дороги, без перспектив, без взаимосвязей».

Список литературы

1. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. - ЗАВУЧ, научно-практический журнал, 5, 2005. - с. 38 - 50.
2. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. - 69 с.
3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа, 1997.
4. Учителю о педагогической технологии. М., 1989.
5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.
6 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.-192с.
7 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2004.
7 Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001.

Электронные ресурсы, режимы доступа:
vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm
open.websib.ru/techno.html
ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.htm

6


© 2010-2022