• Преподавателю
  • Физика
  • Адаптированная рабочая программа по физике основного общего образования для учащихся ОВЗ 9 класс

Адаптированная рабочая программа по физике основного общего образования для учащихся ОВЗ 9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 90»



Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО Миронова Е.И.

(протокол № 1 от 28.08.2015г.)

____________________________

Согласовано_____________

Председатель МС

Глушенкова А.В.

(протокол № 1 от 28.08.2015г.)

Утверждаю_____________

Директор МБОУ «СОШ №90»

Харламова И.Э.

___________________________









Адаптированная рабочая программа

по физике

для обучающихся

специального коррекционного 9Г класса

(базовый уровень среднего общего образования)





Класс: 9Г (СкК)









Составитель:

Ю.П. Бурыхина, учитель физики

второй квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ

АДАПТИРОРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


стр.


РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка……………………………………….


РАЗДЕЛ II. Учебно-тематический план …………………………………


РАЗДЕЛ III. Содержание программы………. …………………………...


РАЗДЕЛ IV. Требования к уровню подготовки учащихся …………......


РАЗДЕЛ V. Методы и формы организации процесса обучения ……….


РАЗДЕЛ VI. Календарно-тематический план …………………………..


РАЗДЕЛ VII.Список литературы для учителя и для учащихся.. ……….









Раздел I: Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по физике для учащихся с ОВЗ (ЗПР) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программой основного общего образования по физике (МО РФ) сборник нормативных документов, Физика.М.:- Дрофа, (2009), авторской программы «Физика-7-9» Е. М. Гутник, А. В. Перышкин.

Так как к настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для специальных коррекционных классов и учащихся ОВЗ, в том числе и по физике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. В связи, с чем возникает необходимость адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся ОВЗ.

Данная программа предусматривает изучение лишь тех явлений и законов, знание которых необходимо современному человеку. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками.

Для достижения поставленных задач необходимо учитывать, что усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется практической направленности предмета:

- постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных практических работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, формируют навык наблюдения, умение анализировать полученные данные, делать несложные выводы (при помощи и направлении учителя);

- использованию имеющегося опыта обучающихся в использовании теоретических знаний по физике в повседневной жизни;

- использование большого количества наглядных пособий, дидактически материалов.

Основные цели изучения курса физики в 9 классе:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются.

  • овладение умениями проводить наблюдения, описывать, сравнивать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц; приводить примеры из жизни опираясь на полученные знания.

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей, самостоятельности при выполнении экспериментальных исследований с использованием оборудования;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Задачи обучения физике:

  • развивать у учащихся основных мыслительных операций (сравнение, обобщение);

  • нормализовать взаимосвязь деятельности обучающихся с речью;

  • формировать приемы работы по образцу и с раздаточным материалом (памятки, опорные конспекты, обобщающие таблицы);

  • развивать умение рассказывать о выполненной работе и полученном результате.

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 68 часов, 34 учебных недели

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, тест, работа по карточкам, работа с таблицами, самостоятельная подготовка вопроса по изучаемой теме, самоконтроль по образцу, взаимоконтроль, физические диктанты, практические задания. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.



Раздел II: Учебно - тематический план


Раздел

По программе (ч)

По адаптированной РП (ч)

Контрольные работы (ч)

1

Повторение

0

5

1

2

Законы взаимодействия и движения тел

26

25

2

3

Механические колебания и волны. Звук.

10

13

1

4

Электромагнитное поле.

17

12

1

5

Строение атома и атомного ядра.

11

11

1

6

Резервное время

6

2


ИТОГО:

70

68

6



Раздел III: Содержание программы

Особенность данной программы заключается в том, что перераспределены часы на изучение каждого раздела и исключены темы сложные для восприятия и необязательные для изучения. За счёт этого добавлены часы на изучение определенных тем и вопросов, имеющих практическую направленность, увеличено время на проведение лабораторных работ, на повторение пройденного материала и решение задач. Ряд вопросов излагается в виде обзора с акцентом на наиболее значимые выводы, часть материала изучается в ознакомительном плане, некоторые наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.

Производится увеличение времени на изучения таких вопросов как: определение координаты движущегося тела, равноускоренное движение и физические величины его характеризующие, законы Ньютона, импульс тела и закон сохранения импульса, колебательные движения и их характеристики.

В ознакомительном плане рассматриваются следующие темы: материальная точка, система отсчёта, Закон всемирного тяготения, ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах, прямолинейное и криволинейное движение, свободные и затухающие колебания. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Обзорно изучаются (с акцентом на выводы) такие вопросы: перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости, криволинейное движение, невесомость, методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике, экологические проблемы использования АЭС, дозиметрия, влияние радиоактивных излучений на живые организмы, преобразования энергии в электрогенераторах, трансформатор, передача электрической энергии на расстояние, генератор переменного тока, принципы радиосвязи и телевидения, влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Исключены из рассмотрения такие темы как: относительность движения, реактивное движение, Искусственные спутники Земли, вывод закона сохранения механической энергии, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, гармонические колебания, интерференция звука, дисперсия света, спектрограф и спектроскоп, спектральный анализ, типы оптических спектров, поглощение и испускание света атомами, спектральный анализ, происхождение линейчатых спектров.

Повторение - 5 часов.

Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества. Оптические явления.


Законы взаимодействия и движения тел - 25 часов.

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Графики скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Относительность движения. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное

движение. Вывод закона сохранения механической энергии вывод закона сохранения механической энергии.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы и опыты.

1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.


Механические колебания и волны. Звук - 13 часов.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Вынужденные колебания. Затухающие колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Источник звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

3.Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле - 12 часов.

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Получение и передача переменного тока. Трансформатор.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Спектрограф и спектроскоп, спектральный анализ, типы оптических спектров, поглощение и испускание света атомами, спектральный анализ, происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн.

Лабораторные работы.

5.Изучение явления электромагнитной индукции.

6.Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.


Строение атома и атомного ядра - 11 часов.


Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.


Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

7.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9.Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Итоговое повторение - 2 часа.

Раздел IV: ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: равноускоренное движение, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса;

уметь

  • описывать физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.


РАЗДЕЛ V. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Для реализации целей и задач данной программы необходимо четко выделить элементы содержания учебного материала, усвоение которого всеми учащимися необходимо добиваться, определить различные виды как можно больше примеров, проявлений определяемого понятия, использовать деятельностный подход.

Основными методами обучения являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельности частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.

Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу несколько дидактических целей. Новый материал необходимо "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики должны слушать и наблюдать, читать, писать, говорить.

Важное место в познавательной деятельности учащихся занимают работа с книгой, работа с тетрадью и оборудованием.

Работа с тетрадью - запись с доски или из учебника основных элементов изучаемого материала организует работу учащихся, концентрирует внимание; грамотно выполненные и оформленные записи в тетради или составление обобщающих таблиц являются опорой при повторении (припоминании) материала и, наконец, эти записи представляют для ребенка видимый результат его труда, способствуют созданию ситуации успеха.

Планируя урок, необходимо предусмотреть несколько вариантов его проведения, т.к. готовность учащихся к уроку, их работоспособность сильно зависит от внешних факторов. Очень важен организационный момент. Урок начинается с привычной механической работы, выполняемой по "инструкциям учителя": открыли тетради, записали число, тему урока (тема должна быть записана на доске) и т.п. В это время учителем должен определить готовность учеников к уроку и, в соответствии с этим, строить дальнейшую работу. Для объяснения материала использовать наглядные материалы (картинок, рисунков), технических средств обучения (видеэксперименты, видеоуроки, презентации), проведение несложных практических работ, позволяющих "пощупать", "подвигать" изучаемый объект. Используемые при этом способы должны быть разнообразны по характеру, форме, цвету, размеру. Так же для усвоения материала использовать тематические плакаты для оформления кабинета, меняя их в соответствие с изучаемой темой. Применять для закрепления и отработки материала раздаточный материал (памятки, таблицы с формулами, опорные конспекты, карточки с различными заданиями).

Домашние задания к каждому уроку должны быть небольшими по объему и не требующими усиленной мыслительной работы: заучить формулировку закона, определение; выписать из учебника образец решения задачи, зарисовать схему прибора с пояснениями, закончить решение задачи, заполнение таблицы и т.д. По желанию, учащимся можно предложить задания творческого характера - написание рефератов на темы, связанные с историей науки, практического применения ее достижений (т.е. описательного характера), составление кроссвордов и т.д.

Использовать в процессе обучения игровую деятельность (кроссворды, ребусы, загадки, уроки-игры).

Так как дидактическая игра на уроке способствует повышению интереса к предмету, позволяет, как индивидуализировать работу подбором заданий, посильных каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность. Повторять и обобщать изученный материал.




РАЗДЕЛ VI . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Дата

Тема урока

Основное содержание

Демонстрации

Д\З

Примечание

План

Факт

Повторение -5 часов

1.



Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества. Решение задач.

Вспомнить: понятия внутренней энергии, способы изменения внутрен. энергии, агрегатные состояния. Формулы: количества теплоты при нагревании и охлаждении, количество теплоты при сгорании топлива, количество теплоты для плавления и отвердевании, количество теплоты при парообразовании и конденсации.

Переход веществ из одного состояния в другое. Виды теплопередачи.

Таблица с формулами.

Смотреть тетрадь.


2.



Электрические явления. Решение задач.

Вспомнить понятие электрического тока, условия его существования, действия, электрические цепи. Основные формулы: силы тока, напряжения, сопротивления, закон Ома, работа и мощность тока.

Работа с памятками.

Таблица с формулами.

Задание в тетради.

Работа с карточками (физическое лото).

3-4



Оптические явления. Решение задач на построение.

Вспомнить основные понятия, законы и формулы. Правила построения изображений в плоском зеркале и изображений получаемых при помощи линз.

Компьютерная модель по теме.

Задание в тетради.

Тест, индивидуальные карточки для первых парт

Цель: проверить знания основных законов, умения строить изображения, навык решения простейших задач.

5



Решение задач. Самостоятельная работа.




Входная самостоятельная работа №1

Повторение курса физики за 8-й класс.

Гл.I ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ - 25 часов.

6.1



Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.

(понятие вектора и действия с ним)

Механическое движение. Материальная точка, система отсчета, перемещение. Скалярные и векторные величины.

Скатывание шарика по желобу, тележка с капельницей. Видеодемонтра-ция траектории, пути и перемещения.

§1 прочитать.

§2 -выучить определения и записи в тетради.


7.2



Определение координаты движущегося тела.

Понятие проекции вектора на координатную ось. Координаты тела и проекции вектора его перемещения на координатной оси.

Картинки с телами в разных системах координат.

Выучить запись в тетради.


8.3-9.4



Решение задач на определение координаты движущегося тела.


Решение задач, по образцу используя памятку.

Смотреть задание в тетради.

Тест

10.5



Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Вектор скорости. Формулы скорости и перемещения при данном виде движения, график зависимости проекции вектора скорости от времени, проекции вектора перемещения от времени.


§4, выучить теорию.

С/р2«Определение координаты движущегося тела».

11.6



Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Мгновенная скорость. Вектор ускорения. Формулы ускорения и скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси.

Демонстрация ускоренного движения.

Составление таблицы.

§5, выучить теорию.

Индивидуальные карточки для первых парт.


12.7



Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Вывод формулы зависимости перемещения от времени (графическим способом) Определение перемещения при равноускоренном движении тела из состояния покоя. Отношение модулей векторов перемещений, совершаемых телом за последовательные равные промежутки времени при равноускоренном движении тела из состояния покоя

Составление таблицы основных формул.

§6 - 8 выучить формулы и определения.


13.8-14.9



Решение задач на графики. На расчёт ускорения и скорости при ПРУД.


Чтение и построение графиков скорости от времени при равноускоренном движении.



§1-5, повторить. Задачи в тетради.


15.10



Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Решение задач.



§5-7, повт.

Задание в тет.

Л/р 1

С/р3 «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость и график скорости».

16.11



Решение задач на расчёт основных характеристик при равноускоренном движении. Построение графиков.



§1-8, повт. Задачи в тет.


17.12-18.13



Обобщение темы «Кинематика».

Подготовка к контрольной работе.


Игра «Гонка за лидером».

Работа с памятками.


С/р 4 «Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении»

19.14



Контрольная работа№1 по теме

«Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»




Контрольная работа№1 по теме «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

20.15



РНО. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Инерция. Экспериментальный факт: движение и покой относительны. Первый закон Ньютона, границы применения.

Падение кусочка мела., листа бумаги, Движение тележки рис.19 в учеб.

§10, выучить теорию.


21.16



Второй и третий законы Ньютона. Решение задач.

Сила - причина изменения скорости движения тела. Постоянство отношения модулей ускорений двух тел при их взаимодействии. Второй и третий законы и границы их применения. Взаимодействие тел.вес тела и сила реакции опоры.

Эксперимент с двумя тележками и упругой пластиной.

§11,12 выучить теорию.

С/р 4 «Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона».

22.17



Свободное падение тел. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

Ускорение свободного падения.

Трубка Ньютона.

§13 прочесть теорию.

Л/р №2

23.18



Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.


Работа в парах с дополнительной литературой.

§14-16, прочитать


24.19



Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Отличия прямолинейного и криволинейного движений. Направление вектора скорости при криволинейном движении. Формула центростремительного ускорения. Его направление.

Демонстрация примеров криволинейного движения.

§18-19, прочитать

Сообщение:

Искусственные спутники Земли.


25.20



Импульс. Закон сохранения импульса.

Импульс тела. Единица измерения импульса тела. Понятие замкнутой системы тел. Запись уравнения закона в векторной форме и в проекции на оси координат.

Опыт по рис. 42 учеб. Рис. 44 учеб.

§21, выучить определения и формулы.



26.21-27.22



Решение задач на импульс и закон сохранения импульса.



Работа с памяткой. Решение задач по образцу.

§21, выучить определения и формулы.

Задачи в тетради.


28.23-29.24



Обобщение материала.

Решение задач.


Игра «Путешествие по стране Динамикус»

Работа с обобщающей таблицей и памяткой.

Повторить теорию.

Задание в тетради.


30.25



Контрольная работа №3.




Контрольная работа №3 полугодовая по теме «Кинематика и Динамика».

Гл.II МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК - 13 часов.

31.1



Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение.

Колебательные движения и их примеры. Свободные колебания. колебательные системы. Маятник. Положение равновесия. Смещение, амплитуда колебаний, период и частота колебаний. Формулы и единицы измерений. Фаза и разность фаз.

Пружинный и нитяной маятники. Демонстрация колебаний. Составление обобщающей таблицы.

§24-26, выучить теорию.


32.2-33.3



Решение задач на характеристики колебательных движений. Работа с рисунками и графиками.


Работа с памяткой. Решение задач по образцу.

§24-26,

повторить

теорию. Задачи в тетради.

Работа с карточками (физическое лото).

Тест

34.4



Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».





Л/р №3

35.5



Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».





Л/р №4

36.6




Затухающие колебания.

Вынужденные колебания. Резонанс.







Потенциальная и кинетическая энергия в колебательном движении. Полная механическая энергия системы. Затухающие колебания и их примеры.


Вынужденные колебания, их примеры, явление резонанса, его действия.


Математический маятник, Опыт по рис.64 учеб

§28-30 прочитать.

Самостоятельная работа №7 « Колебательное движение»

37.7



Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Понятие волны. Характеристики волны. Свойства волны. Особенности продольных и поперечных волн.

видеодемонстрация

§31-32, выучить теорию.


38.8



Длина волны. Скорость распространения волны.


Составление обобщающей таблицы.

§33, выучить теорию.


39.9



Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.

Источники звука. Громкость и высота тона.

Камертон, струна, опыт по рис. 70,72

Составление обобщающей таблицы.

§34-36, выучить теорию.

Тест

40.10



Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Процесс распространения звука. Скорость звука. Отражении звука. Эхо.


§37-38, выучить.


41.11-42.12



Обобщение материала. Подготовка к контрольной работе.


Игра «Механические колебания и волны».

Решение задач по образцу. Использовать обобщающие таблицы.

§24-39, повторить. Задание в тетради.


43.13



Контрольная работа №4 «Механические колебания и волны. Звук.»




Контрольная работа №4 «Механические колебания и волны. Звук»

Гл.III ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ - 12 часов.

44.1



Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Магнитное поле и его графическое изображение. Магнитное поле прямого тока, магнитные линии. Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика.

Опыт ЭРСТЕДА по взаимодействию магнитной стрелки и проводника с током.

§43-44, выучить теорию.


45.2



Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Связь направления тока в проводнике с направлением силы, действующей на проводник. Правило левой руки.

Опыт по рис. 104

§46,выучть теорию.


46.3-47.4



Решение задач на применение правил «Буравчика» и «Левой руки».


Работа с памятками.

§ 43 -46,повторить.



48.5



Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

.

Векторная характеристика магнитного поля. Направление и модуль вектора магнитной индукции. Единица измерения. Линии магнитной индукции. Магнитный поток. Изменение потока сквозь контур при его вращении.

Опыт по рис. 116,117 учеб

§47-48, выучить теорию.



49.6



Решение задач.




Повторить теорию. Задачи в тетради.


50.7



Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

История электромагнитной индукции

Опыт по рис. 125 учеб.

§ 48-49, выучить теорию.


51.8



Лабораторная работа № 5

«Изучение явления электромагнитной индукции»


Работа по описанию.

§ 43-49 , повторить

Доклад:

Получение переменного электрического тока.

Трансформатор.


Самостоятельная работа №6 «


Л/р№5

52.9




Электромагнитное поле, волны. Электромагнитная природа света.

Источник электромагнитного поля. Образование волн. Связь между длиной волны, частотой и скоростью распространения волны. Излучение электромагнитных волн. Свет упругая волна.

Модель генератора

Образование и распространение поперечных волн. Шкала электромагнитных волн.

§52-53, выучить теорию.


53.10



Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.



Сообщение: «Радиосвязь и телевидение».


54.11



Решение задач. Подготовка к контрольной работе.


Работа с памятками. Решение по образцу.

§43-54, повт.


55.12



Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»




Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

Гл.IV СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕГРИИ АТОМНЫХ ЯДЕР - 11 часов.

56.1



Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Понятие о естественной радиоактивности как самопроизвольном превращении атомных ядер. Состав радиоактивного излучения. Физическая природа и свойства альфа -. Бета-, гамма- излучений. Модель атома Томсона и Опыт Резерфорда.

Плакат со схемой опыта Резерфорда.

§65-66, выучить теорию.


57.2



Радиоактивные превращения атомных ядер. Альфа- и Бета - распад. Правило смещения.

Образование новых элементов. Массовое и зарядовое число. Правило смещения. Закон сохранения массового числа и заряда.


§67-68- выучить правило.

Доклады:

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона.

П/р «радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов»

58.3



Состав Атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

Устойчивость атомных ядер. Протонно - нейтронная модель строения ядра. Физический смысл и условное обозначения массового и зарядового числа.


§71- 72- выучить теорию.


59.4



Решение задач.


Работа с памяткой. Решение по образцу.

Повторить теорию. Задание в тетради.


60.5



Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Ядерное взаимодействие. Короткодействующий характер ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс и формула.


§72-73- выучить теорию.

С/р «Альфа и бета - распад. Правило смещения»

С/р «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число»

61.6



Решение задач.


Работа с памяткой. Решение по образцу.

Повторить теорию. Задание в тетради.


62.7



Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. Термоядерная реакция.

Понятие о ядерной реакции как о превращении атомных ядер при взаимодействии их с частицами или друг с другом. Условия протекания. справедливость законов сохранения энергии, импульсов, электрического заряда, массового числа, для реакций. Механизм протекания деления ядра. Понятие о цепной и термоядерной реакции.

Плакат с механизмом протекания реакции деления урана

§74,75,79 - прочитать.

П/р «Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс».

63.8



Лабораторная работа №7,8

«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».



Доклады.

Атомная энергетика. Ядерный реактор.



Л/Р №7,8

64.9



Лабораторная работа №9

«Измерение естественного

радиационного фона дозиметром»




Доклады:

Биологическое действие радиации.


65.10



Решение задач. Подготовка к контрольной работе.


Работа с памятками.

§65-72, повторить.


66.11



Контрольная работа №6 по теме «Строение атомного ядра и атома. Использование энергии атомных ядер»




Контрольная работа №6 по теме «Строение атомного ядра и атома. Использование энергии атомных ядер»

67-68



Повторение.





Раздел VII: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Рабочая программа по физике для 7-9-го классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего, Примерной программой основного общего образования по физике (МО РФ) сборник нормативных документов, Физика. М.:- Дрофа, 2009, Авторской программой «Физика-7-9» Е. М. Гутник, А. В. Перышкин

Преподавание ведется по учебнику: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика.9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2014.- 192 с.: ил.

Р. Д.Минькова В. В. Иванова Тетрадь для лабораторных работ по физике. 9 класс: к учебнику А. В. Перышкина «Физика.9кл».- М., Экзамен,2011

А. В. Перышкин. Сборник задач по физике: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика7кл, «Физика.8кл.» «Физика.9кл.» (М.- Дрофа)М._ Астрель, Владимир: ВКТ,2011

А. В. Чеботарёва Дидактические карточки - задания по физике: 9 класс: к учебнику А. В. Перышкина» Физика 9кл.М. Экзамен,2010

А. В. Чеботарёва Тесты по физике. 9 класс к учебнику А. В. Перышкина «Физика 9 кл.» М. Экзамен,2011

Л. А. Кирик. Физика-9. Методические материалы. М. Илекса,2003


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


1. Домнина С.Н. физика. 9 класс. 44 диагностических варианта/ - М.: национальное образование, 2012 г (ГИА экспресс диагностика).

2. Бойденко М.В., Мирошкина О.Н. Физика 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА./-Ярославль: Академия развития, 2011г.

3.О.И. Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика -9 класс». Из-во Экзамен, 2010г

4. А.В. Чеботарева Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина «физика 9 класс». Из-во Экзамен, 2010г

5. В.А. Шевцов В.А. Дидактический материал по физике (разрезные карточки для индивидуальной работы). 9 класс. Из-во Учитель, 2004г

6.А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика 9 класс: Дидактические материалы. Из-во Дрофа, 2002г

7. Н.И. Зорин Контрольно - измерительные материалы 9класс. Из-во ВАКО, 2012г

8. Губанов В.В. Лабораторные работы и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 9-го класса. Саратов: Лицей, 2005 г.

9. Физика. Сборник вопросов и задач. 9 кл.: учеб. пособие/ А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский .- М.: Дрофа, 2014.

интернет ресурсы

exir.ru/education.htm

alleng.ru/d/phys/phys52.htm

ph4s.ru/book_ab_ph_zad.html

для учеников:

abitura.com/textbooks.html

tvsh2004.narod.ru/phis_10_3.htm

fizzzika.narod.ru















© 2010-2022