Виды игровой деятельности на уроках физики

В обучении физики применяются в основном уроки-лекции, практические и лабораторные работы. Поэтому для активизации мыслительной деятельности приходится искать эффективные методы и приемы обучения. Немаловажную роль здесь можно отвести играм. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес обучающихся к физике. Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности. Наиболее часто я применяю одиночную, парную и ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виды игровой деятельности на уроках физики

В обучении физики применяются в основном уроки-лекции, практические и лабораторные работы. Поэтому для активизации мыслительной деятельности приходится искать эффективные методы и приемы обучения. Немаловажную роль здесь можно отвести играм. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес обучающихся к физике. Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности. Наиболее часто я применяю одиночную, парную и коллективную форму в рамках проведения уроков физики.

По типам и форме проведения игры бывают различные. Наиболее приемлемые к применению на уроках физики:

Урок - игра «Своя игра» (7- 8 класс). Организация урока: в игре принимают участие две команды. Каждая команда выбирает одного или нескольких основных игроков (можно играть всей командой), все остальные - болельщики. Игра проходит в три раунда. 1 раунд - 15 минут. Ведущий называет две категории вопросов, которые будут разыгрываться. В каждой категории 5 вопросов различной сложности. За правильный ответ команды могут получить от 10 до 50 баллов. Основной игрок выбирает категорию и стоимость вопроса, ведущий зачитывает вопрос, время на размышление 1 - 2 минуты. Право на ответ получает тот игрок, который первым поднял руку. Если он дал правильный ответ и сумел его обосновать, то команде прибавляется стоимость вопроса. Если основной игрок дал неправильный ответ, то стоимость вопроса снимается со счета команды. Если ни один основной игрок не дал правильный ответ, то вопрос переходит к болельщикам. Они могут принести команде половину стоимости вопроса в случае верного ответа. 2 - раунд - 15 минут. 2 категории вопросов: 3 -раунд - 5 минут. Ведущий объявляет тему, по которой будет задан вопрос. Основные игроки назначают стоимость вопроса (любую, но не больше того количества баллов, которые есть у команды). После этого зачитывается вопрос и дается 5 минут на размышление. По окончании игры подводятся итоги, и награждается победитель. Виды игровой деятельности на уроках физики

Урок - игра «Домино». Данную игру можно применять во время урока для актуализации знаний и умений при повторении основ классической механики. Игра «Физическое домино» дает возможность работы:

а) с отдельными учащимися (индивидуально), то есть учащийся самостоятельно собирает «домино»;

б) одновременно работать фронтально со всей группой с помощью демонстрационной доски (для этого обратную сторону каждой карточки заклеивают металлическими опилками и клеем «Момент», а липкой прозрачной лентой закрывают шероховатость опилок).

«Физическое домино» особенно действенно, если игру проводить в форме соревнования. При такой форме игры участвуют все члены команды. Каждый учащийся стремится внести свою долю знаний в победу команды. В то же время, зная, что преподаватель применяет коллективные методы опроса, учащиеся более ответственно относятся к подготовке домашнего задания. При проведении игр в виде соревнования наряду с образовательными решаются и воспитательные цели, а именно: любой учащийся выступает уже не только от своего имени, но и от имени своих товарищей, от имени всей команды. И еще: можно дать учащимся поручение, чтобы учащиеся одной команды оценивали ответы другой команды. Тогда они учатся внимательно слушать товарища, а также критически анализировать его ответы.

Содержание игры заключается в правильном подборе карточек по правилам игры «Домино». При этом учащиеся проявляют предметные действия, связанные с известными из обычной игры «Домино» умениями и навыками. По окончании игры преподаватель проверяет правильность составления «домино».

Основными задачами применения активных методов идентификации целей, ожиданий, опасений на уроках физики являются предположения обучающихся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Наиболее яркими методами являются такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад». Это дает положительный результат в мотивации обучении, особенно у ребят имеющих затруднения в изучении физики. Так как на основе этих методов можно спрогнозировать уровень усвоения знаний в любом классе.

© 2010-2022