Рабочая программа по физике 10 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кремяновская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области


РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА решением педагогического совета от 26.08.2015 г.

протокол №1

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 01.09.2015 г.

№ 1/144

Директор школы

_________ Т.В.Мусияченко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике


УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: среднее общее образование

Класс : 10

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 102 (3 часа в неделю)

УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ

УЧИТЕЛЬ: Савостиков Сергей Владимирович,

I квалификационная категория

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА ОСНОВЕ:

-Примерной (базовой) программы по физике;

- авторской программой по физике В.А. Коровина,

В.А. Орлова - М.: Дрофа, 2008.


на 2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по физике для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 года, учебным планом школы на 2015 - 2016 учебный год, примерной программой среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) и авторской программой В.А. Коровина, В.А. Орлова - М.: Дрофа, 2008.

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Федеральный базисный учебный план отводит 70 часов для обязательного обучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования из расчёта 2 учебных часа в неделю. Этот уровень изучения физики не ориентирован на продолжения образования в высшей школе, так как в стандарте базового уровня не предусмотрены требования по решению задач. При выборе объёма учебного плана по физике в 102 часа (3 часа в неделю) школа отвечает за реализацию Стандарта базового уровня (Журнал «Физика в школе» №5 2008 год, «Особенности преподавания физики в 2008 - 2009 учебном году»). Но в этом случае кроме общекультурной подготовки учащихся появляется возможность научить их решать хотя бы простые задачи. Это умение пригодится тем учащимся, которые ориентированы на продолжения обучения в высшей школе. Кроме того, 3 учебных часа в неделю позволяет в большей степени осуществить деятельностный подход к преподаванию - позволяет увеличить:

Число уроков на решение задач - 20 часов.

Остальные 14 часов используются для разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий (зачёты, контрольные работы, тестирование).



Общая характеристика учебного предмета


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.


Цели изучения физики


Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.








УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Кинематика

12

1

0

2

Динамика

12

1

1

3

Законы сохранения

11

1

1

4

Статика

3

0

0

5

Основы МКТ

19

1

1

6

Термодинамика

9

1

0

7

Электродинамика

14

1

0

8

Законы постоянного тока

10

1

2

9

Электрический ток в различных средах

12

1

0





















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


КИНЕМАТИКА (12 часов)


Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение тел. Равномерное движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение.

Демонстрации

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Зависимость траектории от выбора системы отсчёта

Контрольная работа

Кинематика

ДИНАМИКА (12часов)


Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Явление инерции

Измерение сил

Зависимость силы упругости от деформации

Силы трения

Лабораторные работы

Изучение движение тела по окружности под действием силы упругости и тяжести

Контрольные работы по теме «Динамика»

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (11 часов)


Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения в механике. Энергия. Кинетическая и потенциальная.

Демонстрации

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторная работа

Изучение закона сохранения механической энергии

Контрольная работа

Законы сохранения

СТАТИКА (3 часа)


Условия равновесия тел

Демонстрации

Условия равновесия тел

ОСНОВЫ МКТ (19 часа)


Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Опыт Штерна. Влажность воздуха

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Влажность воздуха

Лабораторная работа

Опытная проверка закона Гей - Люссака

Контрольная работа

Основы МКТ

ТЕРМОДИНАМИКА (9 часов)

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации

Модели тепловых двигателей

Контрольная работа

Основы термодинамики

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (14 часов)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

Демонстрации

Проводники в электрическом поле

Энергия заряженного конденсатора

Контрольная работа

Электродинамика

ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (10 часов)

Электрический ток. Закон Ома для полной цепи.

Демонстрации

Измерение ЭДС

Лабораторная работа

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источниа тока

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

Контрольная работа

Законы постоянного тока

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (12 часов)

Электрическая проводимость различных веществ. Сверхпроводимость. Электрический ток в проводниках. Закон электролиза. Плазма

Контрольная работа

Электрический ток в различных средах



























Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по физике


В результате изучения физики на базовом уровне учащийся должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Перечень учебно-методического обеспечения


  • Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / 17-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 366 с.

  • Физика. 10 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс» / авт.-сост. В.А.Шевцов. - Волгоград: Учитель, 2006. - 302 с.

  • Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс/ Волков В.А.. - М.: «ВАКО», 2007. - 400с.

сборниками текстовых и тестовых заданий для контроля знаний и умений:


  • Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений / Рымкевич А.П. - М.: Просвещение,2005. - 224 с.

  • Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2000.-192 с.

  • Физика. Тесты для школьников и поступающих в вузы / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 224 с.







Пояснительная записка

Данное тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 года и разработано на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике.

Всего часов в год на изучение программы: 102 часа

Количество часов в неделю: 3 часа в неделю

Количество контрольных работ: 8

Количество лабораторных работ: 5

Учебник: Физика - 10 Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, «Просвещение» 2014 год, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в федеральный перечень учебников на 2015 - 2016 учебный год.

Федеральный базисный учебный план отводит 70 часов для обязательного обучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования из расчёта 2 учебных часа в неделю. Этот уровень изучения физики не ориентирован на продолжение образования в высшей школе, так как в стандарте базового уровня не предусмотрены требования по решению задач. При выборе объёма учебного плана по физике в 102 часа (3 часа в неделю) школа отвечает за реализацию Стандарта базового уровня (Журнал «Физика в школе» №5 2008 год, «Особенности преподавания физики в 2008 - 2009 учебном году»). Но в этом случае кроме общекультурной подготовки учащихся появляется возможность научить их решать хотя бы простые задачи. Это умение пригодится тем учащимся, которые ориентированы на продолжение обучения в высшей школе.

Кроме того, 3 учебных часа в неделю позволяет в большей степени осуществить деятельностный подход к преподаванию - позволяет увеличить:

число уроков на решение задач - 20 часов.

Остальные 12 часов используются для разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий (зачёты, контрольные работы, тестирование).



№ п/п

Дата

Содержание учебного материала

Коли

чество часов

Страницы и параграфы учебника

Примечание

по

плану

фактически

Кинематика (12 часов).

1

Эксперимент и теория в процессе познания природы.

1

Введение, §1


2

Механика Ньютона. Физические законы и границы их применимости.

1

§1,2

3

Моделирование явлений и объектов природы.

1

§3,4

4

Способы описания движения. Система отсчёта.

1

§5,6,21

5

Скорость равномерного прямолинейного движения. точки. Решение задач.

1

§7,8

6

Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

1

§9-10

7

Ускорение. Единица ускорения.

1

§11-12

8

Скорость при движении с постоянным ускорением. Решение задач.


§13,14

9

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.

1

§15-16

10

Равномерное движение точки по окружности.

1

§17

11

Движение тел. Поступательное и вращательное движение. Решение задач.

1

§18,19

12

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика».

1

Динамика (12 часов).

13

Взаимодействие тел. Принцип причинности в механике.

1

§20

14

1 - й закон Ньютона. ИСО.

1

§22

15

Принцип суперпозиции сил.

1

§23

16

Связь между ускорением и силой. 2-й закон Ньютона.

1

§24,25

17

3-й закон Ньютона.

1

§26

18

Принцип относительности Галилея.

Решение задач.

1

§27,28


19

Силы в природе. Закон всемирного тяготения.

1

§29,30,31

20

Предсказательная сила законов классической механики.

1

§32,33


21



Деформация. Закон Гука..

1

§34,35

22



Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

1


23



Силы трения. Решение задач.

1

§36,37,38

24



Контрольная работа №2 по теме «Динамика».

1


Законы сохранения (11 часов).

25



Импульс. Закон сохранения импульса.

1

§39,40

26



Реактивное движение.

1

§41-42

27



Работа силы.

1

§43

28



Мощность.

1

§44

29



Энергия. Кинетическая энергия.

1

§45,56

30



Работа силы тяжести.

1

§47

31



Работа силы упругости.

1

§48

32



Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

1

§49,50

33



Лабораторная работа №2

«Изучение закона сохранения механической энергии».

1

34



Уменьшение механической энергии под действием силы трения.

1

§51

35



Контрольная работа №3 по теме

«Законы сохранения».

1


Статика (3 часа).

36



Равновесие тел.

1

§52

37



1-е условие равновесия тела.

1

§53

38



2-е условие равновесия тела. Обобщение.

1

§54

Основы МКТ (19 часов).

39



Научные гипотезы возникновения атомистической гипотезы и её экспериментальное доказательство.

1

§55

40



Масса молекул. Количество вещества.

1

§56,57

41



Броуновское движение. Опыт Перрена.

1

§58,59

42



Строение и свойства жидких, твёрдых и газообразных тел.

1

§60

43



Модель идеального газа. Давление идеального газа.

1

§61,62

44



Основное уравнение МКТ.

1

§63

45



Температура и тепловое равновесие. Решение задач.

1

§64

46



Определение температуры.

1

§65

47



Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц вещества.

1

§66

48



Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Опыт Штерна.

Решение задач.

1

§67

49



Контрольная работа №4 по теме

«Основы МКТ»

1

50



Уравнение состояния идеального газа.

1

§68

51



Газовые законы. Решение задач.

1

§69

52



Лабораторная работа №3

«Опытная проверка закона Гей - Люссака»

1

53



Самостоятельная работа

1

54



Насыщенный пар.

1

§70

55



Зависимость давления пара от температуры.

1

§71

56



Влажность воздуха.

1

§72

57



Кристаллические и аморфные тела.

1

§73,74

Термодинамика (9часов).

58



Внутренняя энергия.

1

§75

59



Работа в термодинамике.

1

§76

60



Количество теплоты.

1

§77

61



1-й закон термодинамики.

1

§78

62



Применение 1 -го закона термодинамики к различным изопроцессам. Решение задач.

1

§79

63



Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов в природе. Второй закон термодинамики.

1

§80

64



Статистическое истолкование необратимости процессов вприроде.

1

§81

65



Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

1

§82

66



Контрольная работа №5 по теме

«Основы термодинамики»

1

Электродинамика (14 часов).

67



Элементарный электрический заряд.

1

§83,84,85

68



Закон сохранения электрического заряда.

1

§86

69



Электрическое взаимодействие. Закон Кулона. Решение задач.

1

§87,88

70



Близкодействие и дальнодействие.

1

§89

71



Электрическое поле.

1

§90

72



Напряжённость электрического поля.

1

§91

73



Силовые линии электрического поля.

1

§92

74



Проводники в электростатическом поле.

1

§93

75



Диэлектрики в электростатическом поле.

1

§94,95

76



Потенциальная энергия заряженного тела.

1

§96

77



Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.

1

§97,98

78



Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

1

§99,100,101

79



Решение задач.

1

80



Контрольная работа №6 по теме «Динамика»

1

Законы постоянного тока (10 часов).

81



Электрический ток. Сила тока.

1

§102,103

82



Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

§104

83



Работа и мощность электрического тока. Решение задач.

1

§106

84



ЭДС.

1

§107

85



Закон Ома для полной цепи.

1

§108

86



Лабораторная работа №4

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1

87



Последовательное соединение проводников.

1

§105

88



Параллельное соединение проводников.

1

§105

89



Лабораторная работа №5

«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

1

90



Контрольная работа №7 по теме «Законы постоянного тока»

1

Электрический ток в различных средах (12 часов).

91



Электрическая проводимость различных веществ.

1

§109,110

92



Зависимость сопротивления проводника от температуры

1

§111

93



Сверхпроводимость.

1

§112

94



Электрический ток в полупроводниках.

1

§113

95



р-n переход. Транзисторы.

1

§114,115,116

96



Диод. Электронно - лучевая трубка.

1

§117,118

97



Электрический ток в жидкостях. Закон Электролиза.

1

§119,120

98



Электрический ток в газах.

1

§121

99



Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

1

§122

100



Плазма. Решение задач.

1

§123

101



Контрольная работа №8 по теме «Электрический ток в различных средах»

1

102



Анализ результатов контрольной работы.

1





© 2010-2022