- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса по физике «Мир Вселенной»
Программа элективного курса по физике «Мир Вселенной»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дрогалина Л.И. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса по физике
«Мир Вселенной»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Мир Вселенной» рассчитана для работы в предпрофильных классах.
Обучение школьников данному курсу опирается на базовые знания учащихся, полученных по естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Данная программа призвана способствовать формированию современной научной астрономической картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Курс охватывает такие разделы как «Практические основы астрономии», «Строение солнечной системы», «Физическая природа тел солнечной системы», «Солнце и звёзды», «Освоение космического пространства», «Строение и эволюция Вселенной».
Программа элективного курса «Астрономия и космос» позволяет усилить аспект гуманитаризации курса за счёт применения исторического подхода к рассмотрению ряда вопросов:
- изучения жизни и трудов выдающихся астрономов прошлого;
- изучения исторического процесса развития идей, теорий;
- получение фундаментальных представлений о выдающихся достижениях науки, техники и уровне развития современных технологий.
Цели и задачи:
-
дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;
-
показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;
-
способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, раскрывая современную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной;
-
способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и их социальной активности;
-
умение овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы.
Учебно - тематический план
№
Тема
Количество часов
Форма контроля учащихся
всего
лекции
практикум
1
Астрономия как наука.
1
1
Фронтальный опрос
2
Звёзды и созвездия
1
1
Фронтальный опрос, сообщения
3
Изменение вида звёздного неба в течение суток.
1
1
Фронтальный опрос
4
Годичное движение Солнца. Эклиптика.
1
1
Фронтальный опрос
5
Развитие представлений о Солнечной системе.
1
1
Доклады, сообщения
6
Система «Земля-Луна». Природа Луны.
1
1
Сообщения
7
Планеты земной группы.
1
1
Рефераты
8
Планеты - гиганты
1
1
Рефераты
9
Астероиды и метеориты
1
1
Доклады, сообщения
10
Кометы и метеоры
1
1
Доклады
11
Космос и космические исследования
3
3
Тестирование, доклады.
12
Солнце как звезда
1
1
Доклады, сообщения
13
Расстояния до звёзд.
1
1
Отчёт практических работ
14
Физическая природа звёзд.
1
1
Доклады
15
Наша Галактика.
1
1
Тестирование
16
Другие Галактики. Метагалактика.
1
1
Сообщения
17
Итоговое занятие по теме «Астрономия и космос"
1
1
Анализ и контроль ответов
Всего
19
Содержание программы и методические рекомендации
Тема 1. Астрономия как наука. Творцы астрономии.
Лекция
Предмет астрономии. Место астрономии среди других наук. Значение астрономии.
По изучению данной темы учащиеся узнают что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, какова связь астрономии с другими науками, историческое развитие данной науки.
Учащиеся готовят доклады о жизни учёных (Гиппарх, Птолемей, Коперник, Бруно, Галилей, Браге, Кеплер) и их вкладе в развитие астрономии.
Тема 2. Звёзды и созвездия
Лекция
Звёздное небо. Созвездия.
По изучению данной темы учащиеся познакомятся с понятием созвездие, с историей названия некоторых из них, с обозначениями звёзд данного созвездия, узнают как можно найти на небе расположение основных созвездий и ярких звёзд.
Учащиеся знакомятся со звёздной картой неба, готовят сообщения по теме «Мифы и легенды о созвездиях» (Волосы Вероники, Андромеда, Персей, Орион и др.).
Тема 3. Изменение вида звёздного неба в течение суток.
Лекция
Суточное вращение неба. Горизонтальная система координат. Кульминации светил.
По изучению данной темы учащиеся познакомятся с понятием небесной сферы, её основными элементами, горизонтальной системой координат, с понятием кульминации светил, нижней и верхней кульминации.
Тема 4. Годичное движение Солнца. Эклиптика.
Лекция
Экваториальная система координат. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
По изучению данной темы учащиеся познакомятся с экваториальной системой координат, понятием эклиптика, зодиакальными созвездиями, каким образом происходит смена сезонов года, как меняется вид звёздного неба в течение года.
На занятии следует использовать подвижную карту звёздного неба.
Тема 5. Развитие представлений о Солнечной системе.
Практическое занятие
Вопросы:
-
Астрономия в древности.
-
Геоцентрические системы мира.
-
Становление гелиоцентрического мировоззрения.
Урок проводится в форме конференции. Учащиеся делают сообщения по данным вопросам.
Учащиеся готовят доклады о жизни учёных (Гиппарх, Птолемей, Коперник, Бруно, Галилей, Браге, Кеплер) и их вкладе в развитие астрономии.
Тема 6. Система «Земля-Луна». Природа Луны.
Лекция
Система «Земля - Луна». Солнечные и лунные затмения. Природа Луны.
По изучению данной темы учащиеся познакомятся с основными движениями и формой Земли; с тем, что естественным спутником Земли является Луна; фазами Луны; когда наблюдаются солнечные и лунные затмения; учащиеся узнают каковы физические условия на Луне, что представляет её поверхность.
По вопросам о затмениях и фазах Луны учащиеся могут подготовить сообщения.
Желательно использовать наглядный материал по данной теме (плакаты, слайды, диафильмы и т.д.).
Тема 7. Планеты земной группы.
Практическое занятие
Вопросы:
-
Общая характеристика планет земной группы.
-
Меркурий
-
Венера
-
Земля
-
Марс
-
Плутон
Урок проводится в форме «круглого стола». Учащиеся готовят сообщения, в которых должны быть отображены характеристики планет (атмосфера, поверхность и т.д.).
Желательно использовать наглядный материал по данной теме (плакаты, слайды, диафильмы и т.д.).
Тема 8. Планеты - гиганты.
Практическое занятие
Вопросы:
-
Общая характеристика планет - гигантов.
-
Юпитер
-
Сатурн
-
Уран
-
Нептун
Урок проводится в форме конференции. Учащиеся готовят сообщения, в которых должны быть отображены характеристики планет (атмосфера, поверхность, спутники и т.д.).
Желательно использовать наглядный материал по данной теме (плакаты, слайды, диафильмы и т.д.).
Тема 9. Астероиды и метеориты.
Практическое занятие
Вопросы:
-
Астероиды и их движение.
-
Физические характеристики астероидов.
-
Метеориты.
Урок проводится в форме семинара. По изучению данной темы учащиеся узнают о существовании малых тел Солнечной системы - астероидах, их движении, особенностях; метеоритах, их основных видах; последствиях столкновения с Землёй.
Желательно использовать наглядный материал по данной теме (плакаты, слайды, диафильмы и т.д.).
Тема 10. Кометы и метеоры.
Практическое занятие
Вопросы:
-
Вид, строение и открытие комет.
-
Орбиты комет.
-
Природа комет.
-
Метеоры и болиды. Метеорные потоки.
Урок проводится в форме «круглого стола». Учащиеся готовят сообщения, в которых должны быть отображены вопросы данного занятия.
Желательно использовать наглядный материал по данной теме (плакаты, слайды, диафильмы и т.д.).
Тема 11. Космос и космические исследования.
Практическое занятие 1
Вопросы:
-
Наука космонавтика.
-
Профессия космонавта.
-
Космические корабли.
Занятие проводится в форме конференции. Учащиеся готовят сообщения, в которых отражаются следующие вопросы:
- Космонавтика - что исследует как наука, в каких трёх направлениях ведутся исследования и разработки, на каких дисциплинах основывается;
- В чём заключается профессия космонавта, каковы основные качества космонавта, известные космонавты;
- Космические летательные аппараты, их особенности, старт и возвращение.
Желательно использовать наглядный материал по данной теме (плакаты, слайды, диафильмы и т.д.).
Практическое занятие 2
Тема: Первый лётчик - космонавт
Вопросы:
-
Детство Ю.А.Гагарина
-
Первые «небесные» страницы в биографии.
-
Внимание, на старт…
-
День славы
-
В памяти и в сердце.
Урок проводится в форме семинара, посвящённого 45-летию покорения космоса первым русским космонавтом Ю.А.Гагариным. На данном занятии учащиеся знакомятся с биографией лётчика - космонавта, его характером, его достоинствами.
Желательно использовать наглядный материал по данной теме (плакаты, слайды, диафильмы и т.д.).
Практическое занятие 3
КВН, посвящённый Дню космонавтики.
В данном конкурсе участвуют две команды по 5 человек. Жюри оценивает следующие задания командам:
-
Приветствие команд.
-
Готовность к полёту:
-физическая готовность,
-проверка знаний экипажа;
-
«Занять место в кораблях»;
-
Сеанс связи с капитаном;
-
Завтрак в космосе;
-
Цветы в космосе;
-
Космические адреса;
-
Чья ракета быстрее.
Участники конкурса имеют домашнее задание - составляют фантастический рассказ «Наш экипаж на Марсе».
Тема 12. Солнце как звезда.
Практическое занятие
Вопросы:
-
Общие сведения о Солнце.
-
Строение атмосферы Солнца.
-
Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
-
Солнце и жизнь Земли
Урок проводится в форме устного журнала. По изучению данной темы учащиеся узнают о строении Солнца и его атмосферы, об активных образованиях на Солнце, о периодичности солнечной активности и её связи с географическими явлениями, о роли магнитных полей на Солнце.
Тема 13. Расстояния до звёзд.
Лекция + практикум
Определение расстояний до звёзд.
Учащиеся знакомятся с методом, формулой определений расстояний до звёзд, единицами измерения этих расстояний, с соотношениями между этими единицами (парсек, световой год). Приобретённые знания закрепляются решением задач.
Тема 14.Физическая природа звёзд.
Практическое занятие
Вопросы:
-
Цвет и температура звёзд.
-
Спектры и химический состав звёзд.
-
Светимости звёзд.
-
Радиусы звёзд.
-
Массы и плотности звёзд.
Урок проводится в форме семинара. По изучению данной темы учащиеся узнают об основных характеристиках звёзд.
Желательно использовать наглядный материал по данной теме (плакаты, слайды, диафильмы и т.д.).
Тема 15. Наша Галактика.
Лекция
Состав Галактики. Строение Галактики. Вращение Галактики и движение звёзд в ней.
По изучению данной темы учащиеся познакомятся с распределением звёзд в пространстве, узнают что такое Млечный Путь, какова структура и размер нашей Галактики, какие бывают звёздные скопления, каким образом происходит движение Солнца и звёзд в Галактике
Тема 16. Другие Галактики. Метагалактика.
Практическое занятие
Вопросы:
-
Открытие других галактик.
-
Многообразие галактик.
-
Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной.
-
Метагалактика и её расширение.
Урок проводится в форме конференции. По изучению данной темы учащиеся узнают о других галактиках, их типах, составе и структуре; о крупномасштабной структуре Вселенной и её расширении
Желательно использовать наглядный материал по данной теме (плакаты, слайды, диафильмы и т.д.).
Тема 17. Астрономия и космос.
Практическое занятие
Викторина «Что? Где? Когда?»
Данный урок является заключительным по данному курсу. Проводится в форме викторины, вопросы к которой составляются по материалу лекций и практических занятий. На этом же уроке отмечаются лучшие работы учащихся.
Литература:
-
Дихтярь А. Жизнь - прекрасное мгновенье. Молодая гвардия, М., 1974
-
Зигель Ф.Ю. Астрономия в её развитии. Просвещение, М., 1988
-
Левитан Е.П. Астрономия. Просвещение, М., 1994
-
Перельман Я.И. Занимательная астрономия. Гостехиздат, М., 1945
-
Энциклопедия «Астрономия и космос», РОСМЭН - ПРЕСС, М., 2002
-
Энциклопедический словарь юного астронома, Педагогика, М., 1986
7