Урок-КВН по физике в 8 классе «Агрегатные состояния вещества»

Описание. Урок – КВН по теме: «Агрегатные состояния вещества».   Класс 8 Предмет: физика. Урок занимает  важное  место при изучении темы «Изменение агрегатных состояний вещества», так как на этом уроке  осуществляется итоговое повторение материала по данной теме.   Урок повторения  материала.     Методы обучения, используемые на уроке: дифференцированное обучение, метод проектов,  групповые формы работы. Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная беседа; - исследовательская работа учащихся, - групповая работа; -индивидуальная деятельность у доски; - индивидуальные сообщения.   Данный урок я провожу в 8 классе и ценю его за то, что он основан на активной самостоятельной деятельности ( а не репродуктивной). При работе с детьми, имеющими высокие познавательные возможности, это особенно важно. Урок позволяет обеспечить хороший уровень мыслительной активности учащихся, развитие логического и критического мышления. Организация дидактической игры дает положительные результаты: она актуализирует знания, поднимает интерес, вызывает массу чувств ( ведь занятие проходит с высоким эмоциональным накалом, работают все: и участники команд, и болельщики). Я пришла к выводу, что игра полезна: столько активности, смекалки, творчества проявляют учащиеся в процессе соревнования. Выбранная структура урока позволила использовать разнообразные приемы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, работа в группах, обсуждение результатов опытов, наблюдение, его теоретическое объяснение. А это помогло в течение урока поддерживать высокую работоспособность учащихся и обеспечило возможность полного повторения материала по данной теме.
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - КВН по теме: «Агрегатные состояния вещества»

8 класс

Предмет: физика

Цель урока:

- повторить основные изученные понятия и закономерности, продолжить развитие умения работать с физическими приборами, попытаться «оживить» знания, полученные на уроках, т.е. показать необходимость и возможность их использования в различных ситуациях;

-выработать умения работать, соотнося свои возможности с возможностями членов группы, подчиняя свою волю и интеллект общей цели - решению учебных задач;

-дать почувствовать радость познания, радость небольших открытий.

Форма обучения: групповая (обсуждение в группах), индивидуальная ( каждый участвует в решении того или иного вопроса), фронтальная .

Оборудование: стакан с водой, кусочек льда, соль, нитка, стакан из тонкого стекла и полоски белой и черной бумаги, гвоздики на воске, тарелка, свеча, бумажная коробочка, чайник, кипяток, два термометра, кусочек марли; кроссворды: « Теплопередача», « Агрегатное состояние», « Они были первыми», «Паровой транспорт».

Учитель: За неделю объявляю, что хочу провести игру. Но для этого ученики должны хорошо владеть материалом. Поэтому нужно подготовиться: вспомнить изученное, узнать что - то новое. Даю перечень вопросов:

  1. Теплопроводность.

  2. Конвекция.

  3. Излучение.

  4. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

  5. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

  6. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

  7. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

  8. Испарение.

  9. Конденсация.

  10. Кипение.

  11. Работа газа и пара при расширении.

  12. Двигатель внутреннего сгорания.

  13. История изобретения паровых машин.

  14. Первые паровозы Стефенсона и Черепановых.

В ходе подготовки нужно выполнить несколько творческих заданий: выпустить газету, составить викторину, кроссворд, стихотворение или сказку о явлении или ученом.

План урока:

  1. Организационный момент: объявление темы и формы занятия, знакомство с ведущими.

  2. Конкурсы:

-«Разминка».

-«Эксперимент».

- «Блиц - вопросы»

- «Эстафета».

- «Капитаны»

- «Зритель»

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание.

Организация игры.

Класс делится на две команды. Команды рассаживаются рядом. Двух хорошо успевающих учеников назначаю ведущими.

1 конкурс: «Разминка».

Учащиеся получают задания. Выигрывает тот, кто быстрее ответит.

Вопрос

Ответ

В морях и реках обитает,

Но частью по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Вода

Я и тучка и туман,

И ручей и океан.

И летаю и бегу

И стеклянной быть могу.

Вода

На дворе переполох:

С неба сыплется горох!

Съела шесть горошков Нина,

У нее теперь ангина.

Град

Я, как песчинка мал,

А землю покрываю

Я из воды, ив воздухе летаю.

Как пух, лежу я на полях.

И, как алмаз, блистаю в солнечных лучах.

Снег

В белом бархате деревня-

И заборы, и деревья.

А как ветер нападает, этот бархат опадает.

Иней

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

Дождь

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем, Ищем, ищем - не найдем!

роса

Вырос лес, белый весь

Пешком в него не войти,

На коне не въехать.

Морозный узор на окне

2 конкурс: «Эксперимент».

Каждая команда получает по 3 задания. Выигрывает тот, кто даст правильный ответ.

1 команда

2 команда

Опустить небольшой кусочек льда в стакан с водой и попытаться вытащить лед из воды с помощью нитки и щепотки поваренной соли. Как надо поступить?

Кипятим воду в бумажной коробочке. Почему она не горит?

Стакан из тонкого стекла заклейте изнутри полосками белой и черной бумаги одинаковой ширины. Снаружи к стакану прикрепите воском на одной высоте гвоздики по одному против каждой белой и черной полосок. Поставьте на тарелку стакан, а в него свечу строго в центре.

Фитиль должен быть немного ниже уровня, где прикреплены гвоздики. Зажгите свечу с помощью лучинки. Через некоторое время гвоздики начнут отпадать. Какие гвоздики отпадут первыми? Почему?

Опыт со стеклянной банкой. Поместим стеклянную банку над носиком кипящего чайника. Банка запотевает и через некоторое время нагревается. Объясните наблюдаемое явление.

В блюдце наливают кипяток и ставят туда стакан вверх дном. Вода из блюдца поднимается в стакан. Объясните явление.

Опыт с двумя термометрами. Шарик первого погружен в чашку с водой, а шарик второго обернут марлей и расположен над водой. Почему второй термометр показывает более низкую температуру?

3 конкурс: «Блиц - вопросы».

Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

1 команда

2 команда

Почему температура воды в стакане всегда бывает ниже температуры воздуха в комнате?

Почему коньки хорошо скользят по льду? Почему в морозы скольжение ухудшается?

Из легких человека и животных вместе с выдыхаемым воздухом всегда выдыхаются водяные пары. Почему же мы видим это только в холодное время года?

Почему перед закипанием чайник шумит?

При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему?

Когда идет снег, никогда не бывает трескучего мороза? Почему?

Что сильнее обжигает: 100 0 пар или кипяток?

В кастрюле с водой плавает кусок льда и никаких изменений не происходит. Почему?

4 конкурс: « Эстафета»

Урок- КВН по физике в 8 классе «Агрегатные состояния вещества»

1команда

2 команда

Описать процессы, происходящие с водой ( льдом) АВ, ВС.

Описать процессы, происходящие с водой ( льдом) СД, ДЕ

Рассчитать количество теплоты, которое необходимо расходовать на плавление льда и нагревание воды ( участок ВД), если масса льда 2 кг.

Рассчитать количество теплоты, выделяющееся при остывании воды и ее отвердевании ( участок ДF)? Масса воды 3кг.

5 конкурс « Капитаны».

Капитан 1 команды

Капитан 2 команды

В 1860 году в Индии упал метеорит, почертив на небе огненный след. Раскаленное до бела тело упало в болото. Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте падения метеорита они обнаружили глыбу льда: небесный огонь принес лед в знойную Индию. В чем здесь дело?

Один поэт так писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла». Какая физическая ошибка здесь допущена?

Каждый капитан получает карточки, где указано одно из тепловых явлений. Предлагается рассказать ( 2 мин), где в технике, природе, быту а также в сельском хозяйстве можно применить данное тепловое явление ( хорошая теплопроводность, плохая теплопроводность, испарение, конденсация, излучение, плавление)

На доске написаны обозначения физических величин: с,m,L,t1, t2 … Требуется составить как можно больше формул, используя эти величины. Задания выполняются на листах, которые затем сдаются жюри.

6 конкурс «Зритель».

- На доске вывешиваются кроссворды. Болельщики команд их разгадывают, принося очки своим командам. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

В каждую клетку рисунка 1 «Они были первыми» впишите по букве так, чтобы по горизонтали расположились фамилии изобретателей и ученых, сделавших большой вклад в изобретение и совершенствование тепловых двигателей:

Урок- КВН по физике в 8 классе «Агрегатные состояния вещества»

Рис 1. Рис 2.

  1. Изобретатель паровой машины, получивший широкое распространение.

  2. Изобретатель, построивший первый четырехтактный газовый двигатель.

  3. Изобретатель, построивший первую паровую машину и первую модель двигателя, сжигающего топливо под поршнем.

  4. Основатель науки о тепловых машинах.

  5. Изобретатель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, в котором в предварительно сжатый воздух впрыскивалось горючее.

  6. Изобретатель активной паровой турбины.

  7. Главный конструктор первых спутников, лунников, космических кораблей.

  8. Изобретатель карбюраторного двигателя внутреннего сгорания.

  9. Изобретатель паровой машины, приводившей в движение насос.

  10. Изобретатель, построивший первую в мире паровую машину универсального действия

Ответы к кроссворду «Они были первыми»:

  1. Уатт. 2. Отто. 3. Папен. 4.Карно. 5.Дизель. 6. Лаваль. 7. Королев. 8.Даймлер. 9.Ньюкомен. 10. Ползунов. 11. Циолковский.

Кроссворд «Паровой транспорт».

В каждую клетку рисунка 2 поместите по букве так, чтобы по горизонтали получились слова, означающие:

1.Изобретатель парохода.

2. Изобретатели, отец и сын, построившие в России первый паровоз.

3. Страна, в которой была открыта первая железная дорога общественного пользования.

4. Изобретатель паровоза.

5.Изобретатель, впервые придумавший использовать паровую машину для передвижения судна.

6. Название первого в мире парохода.

7. Изобретатель первого паровоза ( не получившего распространения).

8. Название наиболее знаменитого из первых паровозов.

Ответы к кроссворду « Паровой транспорт»:

  1. Фультон. 2. Черепановы. 3. Англия. 4.Стефенсон. 5. Папен. 6. Клермонт. 7. Тревитик. 8. Ракета.



Кроссворд « Агрегатное состояние».

Урок- КВН по физике в 8 классе «Агрегатные состояния вещества»



  1. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.

  2. Физическая величина, измеряемая в Дж.

  3. Переход вещества из жидкого состояния в твердое.

  4. Переход молекул из пара в жидкость.

  5. Распространенная в природе разновидность воды в твердом состоянии.

  6. Переход молекул из жидкости в пар.

  7. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу.

  8. Ящик с формовочной землей, применяемой в литейном деле.

  9. Топливо, получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре.

Ответы к кроссворду « Агрегатное состояние»:

  1. Плавление. 2. Энергия. 3. Отвердевание. 4. Конденсация. 5. Снег. 6. Испарение. 7. Кипение. 8. Опока.

Кроссворд « Теплопередача»

Урок- КВН по физике в 8 классе «Агрегатные состояния вещества»

1.Прибор для измерения температуры.

2.Передача тепла струями жидкости или газа.

3.Один из видов передачи тепла.

4 и 5 Современная и старинная единица измерения количества теплоты.

6.Содержащее углерод вещество, сжигаемое для получения теплоты.

7.Ученый , придумавший первый прибор, отмечавший изменения температуры воздуха.

8. Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой.

9. Шведский ученый, усовершенствующий термометр.

10. Газ, присутствие которого повышает теплоизоляционные свойства снега, ваты, меха.

11. Самый плохой проводник тепла.

12. Способ, которым может передаваться тепло в вакууме.

13. Единица измерения температуры.

Ответы к кроссворду « Теплопередача»:

  1. Термометр. 2. Конвекция. 3.Теплопроводность. 4.Джоуль. 5. Калория. 6.Топливо. 7. Галилей. 8. Термос. 9. Цельсий. 10.Воздух. 11. Вакуум. 12. Излучение 13. Градус.

-Вспомнить стихотворение или песню, где бы шла речь о каком - либо физическом явлении.

Жюри оценивает работу обеих команд, подводит итог каждого конкурса. Победители КВН награждаются сувенирами.

Рефлексия:

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня вы в соревновательной борьбе, повторили основной материал по теме « Изменение агрегатных состояний вещества». Я предлагаю вам высказать свое мнение и оценить свою работу и работу своих товарищей.

Учитель подводит итоги работы на уроке, благодарит учащихся за хорошую работу и творческий подход.

Учитель: Надеюсь, что полученные знания помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире.

Домашнее задание:

Подготовить презентации по теме:

-Использование энергии Солнца на Земле.

-Достижения науки и техники в строительстве паровых турбин.

При подготовке урока использовалась литература:

  1. М.И Блудов «Беседы по физике»

  2. Еженедельное приложение к газете « Первое сентября».

  3. И.Я. Ланина «100 игр по физике»

  4. И.Я. Ланина « Внеклассная работа по физике»

  5. Е.Г. Паничев, В.И. Свиридов «Творческие задания по физике для 8 - 11 классов

  6. И.Л. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе»

  7. Научно - теоретический и методический журнал « Физика в школе».

© 2010-2022