• Преподавателю
  • Физика
  • Видео с youtube. com как задачи по физике. Физика как основа безопасности жизнедеятельности

Видео с youtube. com как задачи по физике. Физика как основа безопасности жизнедеятельности

Для чего мы учим физику в школе? Какая польза от знаний по физике для каждого человека в его повседневной жизни?  Ценность физических знаний для каждого ученика проявляется в умении применить их в окружающей жизни, особенно для сохранения здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности. В данной разработке представлена организация урока решения видеозадач на применение законов динамики. В качестве видозадач взяты видеоролики, сюжеты которых связаны с опасностью для здоровья и жизни человек...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Видео с youtube.com как задачи по физике. Физика как основа безопасности жизнедеятельности.Видео с youtube.com как задачи по физике. Физика как основа безопасности жизнедеятельности.Видео с youtube.com как задачи по физике. Физика как основа безопасности жизнедеятельности.Видео с youtube.com как задачи по физике. Физика как основа безопасности жизнедеятельности.Видео с youtube.com как задачи по физике. Физика как основа безопасности жизнедеятельности.МБОУ «Гимназия № 79» г. Барнаула

АКИПКРО



Краевой семинар

«Школа здоровья - фактор повышения качества образования»

10.12.2014



Открытый урок

«Решение задач по теме

«Законы взаимодействия и сохранения»»

(Физика и основы безопасности жизнедеятельности)

Физика. 10 класс. Базовый уровень.



Методическая разработка





Разработала и провела

Каптелова Наталья Владимировна,

учитель физики высшей категории









Барнаул, 2014

Технологическая карта.

Предмет: физика

Тема урока: «Решение задач по теме «Законы движения и сохранения»»

Класс: 10, социогуманитарный профиль, базовый уровень, 2ч в неделю.

Тип урока: Урок применения предметных и метапредметных знаний и умений

Дата урока: 10.12. 2014

Образовательные ресурсы: ПК, проектор, экран, презентация, рабочие листы.

Видеозадачи:

«Падающая стена» youtube.com/watch?v=v4tlZEM60W4

«Спасательный рукав» youtube.com/watch?v=BayDKKiM4xY

«Стреляет ружьё, попадает приклад» youtube.com/watch?v=fQbhxKbiKW4

План урока

1.Ориентировочно-мотивационный этап (ОМЭ) (проблематизация, актуализация, целеполагание)

2.Операционально-исполнительский этап (ОИЭ) (решение видеозадач)

3.Рефлексивно-оценочный этап (РОЭ) (соотнесение итогов урока с целью урока, рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, самооценка, задание на дом).

Цели урока:

Образовательная: создать условия для более полного усвоения учащимися физической сущности законов динамики через анализ их проявления в практических ситуациях.

Развивающая: создать условия для развития ключевых компетенций (когнитивных - анализ ситуации, выявление причинно-следственных связей, применение теории к практике, создание умозаключений; коммуникативных - межличностное, внутригрупповое и межгрупповое общение; регулятивных - целеполагание, организация работы в группе, рефлексия собственной учебной деятельности, самооценка).

Воспитательная: создать условия для формирования убеждённости в ценности физических знаний для каждого человека для обеспечения безопасности жизнедеятельности собственной и окружающих людей, сохранения здоровья и жизни.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы:

словесный (беседа, дискуссия), наглядный (показ видео, слайдов), практический (решение задач практического содержания), проблемный (решение задач проблемного типа), деятельностный (постановка цели, действия по реализации цели, рефлексия деятельности, самооценка)

Приёмы: «Работаю один, в группе, вместе», «Мозговой штурм», «Плюс, минус, интересно», «Оценочная таблица».

Основные термины и понятия:

Понятия: масса, скорость, ускорение, сила, сила тяжести, перемещение, работа, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая энергия, инерция.

Законы: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии.

Планируемые образовательные результаты:

Получат возможность научиться: анализировать содержание задачи, применять имеющиеся физические знания в практических ситуациях, делать выводы, учитывать действие физических законов для организации безопасной жизнедеятельности, выстраивать коммуникацию, проводить рефлексию собственной учебной деятельности; ценить роль естественнонаучных знаний для сохранения жизни и здоровья.


Содержание урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОМЭ

(10 мин)

Мотива-ция.

Проблема-тизация

Приветствие.

Предлагает организовать группы 4-6 человек и работать по приёму «Работаю один, в группе, вместе».

Предлагает посмотреть видеоролик «Падающая стена».

После просмотра видео предлагает обсудить комментарии пользователей к ролику с Ютуба (орфография сохранена) (слайд 1):

Error 404

месяц назад

Мне не понять эту физику!!! Как Упавшая стена со второго этажа могла с такой скоростью разлитеться!

Ответить

Все ответы (21)

Vitke Vot

2 дня назад

Да мене иногда кажется мы не ту физику учим.

Вопрос классу: (слайд 2)

Как вы прокомментируете комментарии пользователей? Что пользователь 2 имеет в виду, говоря, что «не ту физику учим»?

Какую физику, по вашему мнению, следует изучать в школе?

Обсудите в группе, на обсуждение 1 минута.

Из коллективного обсуждения подводит учащихся к выводу.

Резюме учителя:

Действительно, гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов каждому человеку в первую очередь необходимо для изучения основ безопасности жизнедеятельности. Знания физических законов и их применение на практике помогут сохранить жизнь, которая дается один раз и здоровье, которое необходимо сохранять и укреплять на протяжении всей жизни.

Физические знания - основа безопасности жизнедеятельности (БЖД). Физические знания позволяют человеку распознать образ опасности, установить возможные причины, пространственные и временные координаты (где? и когда?), вероятность проявления, величину и последствия опасности.

По этому поводу уместно вспомнить крылатые выражения: (слайд 3).

«Знание - сила»

«Предупреждён - значит, вооружён»

Согласны?

Приветствие присутствующих, учителя.

Учащиеся усаживаются для работы в группе (4-6 человек).

Смотрят видеоролик.

Анализируют комментарии, используют рабочий лист, задание 1.

(«Работаю один, в группе, вместе)»



Вывод: физические знания должны быть применимы к практической жизни, чтобы обеспечивать безопасности жизнедеятельности, и не быть сухой теорией, оторванной от жизни. Учить, чтобы пользоваться знаниями всю жизнь.







Да.

Актуализа-ция знаний

Предлагает вспомнить базовые знания по теме.

Проговаривают законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии.

Целепола-гание

Зная законы движения и сохранения, т.е. вооружённые знаниями, можем ли мы ответить на вопрос первого пользователя - «Как Упавшая стена со второго этажа могла с такой скоростью разлететься!»

Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока.

Да

Тема: Решение задач.

Цель: Применить физические знания для объяснения практических ситуаций, опасных для жизни и здоровья человека.

ОИЭ

(25 мин)

Предлагаю решить несколько видеозадач - реальных ситуаций.

Задание 2: (слайд 4)

  1. Проанализировать ситуацию, представленную в видеозадаче, с точки зрения физики и ОБЖ.

  2. Определить: незнание или игнорирование каких физических явлений и законов явилось или могло стать причиной негативных или даже трагических последствий для участников событий, представленных в видеозадаче.

  3. Дать физическое обоснование проявления законов физики в данной ситуации.

  4. Оцените выполнение задания по критериям:

«0» - не было верного решения

«1» - были верные идеи (указаны физические законы)

«2» - верное решение (указаны физические законы, представлено решение на основе формул)

Задача №1

Задача №2

Задача №3

Итог


Учитель - организатор обсуждения.

На доске общая таблица:

группа

Задача №1

Задача №2

Задача №3

итог

1


2


3


4


Выполняют задание 2 в рабочем листе.

Решают видеозадачи:

1. «Падающая стена».

2. «Спасательный рукав» (дополнительный текст)

3. «Отдача»

(Работают по приёму «Мозговой штурм», «Работаю один, в группе, вместе». Сначала участники группы высказывают свои мнения, затем они обсуждаются группой, выбирается решение от группы, которое озвучивается докладчиком. После представления групповых решений идёт коллективное обсуждение до получения окончательного решения. Далее группа оценивает свою работу, объявляя самооценку по предложенным критериям. Эта самооценка обсуждается классом (коллективный контроль) и выставляется учителем в общую таблицу на доске)



РОЭ

(5 мин)

Подведём итоги урока.

Какая была цель урока?

Удалось ли выполнить цель?

Какие выводы для себя вы сделали по уроку?

Какую роль играет техника безопасности?

Оцените в целом нашу работу на уроке.

Отвечают.

Работают с таблицей «ПМИ»

(«Плюс, минус, интересно»)

(«Работаю один»)

Домашнее задание

Найти видеозадачу-ситуацию, объяснить её с физической точки зрения.

СПАСИБО за работу на уроке!

Приложение 1.

Методические указания к решению задач

(материал для учителя).


«Обучение должно стать более деятельностным, активным,

с использованием текста, аудио и видео».

Расмус Борч, Дания

Примечание: объяснение на уровне социогуманитарного класса и базового уровня изучения физики.

Задача 1.Трагедия в Липецке. Падающая стена.

youtube.com/watch?v=v4tlZEM60W4

Объясняет закон сохранения механической энергии.

Кирпич белый, силикатный имеет массу примерно 4 кг (эту информацию учащиеся находят в поисковых системах Интернет). Верхний кирпич находится на высоте 3 этажей. Если высоту 1 этажа принять 3м, то с учётом фундамента, верхний кирпич находится на высоте 10 м и обладает потенциальной энергией Еп = mgh = 400 Дж. При падении его потенциальная энергия в соответствие с законом сохранения механической энергии превращается в кинетическую Ек = mV2/2= 400Дж. Отсюда скорость кирпича в момент падения V2= 2E/m, а V= 15м/с = 54км /ч! Дополнительно к этому верхний кусок стены при соприкосновении одним своим углом с землей вошел во вращательное движение, передавшее кирпичам мощное линейное ускорение, как в праще. Уникальный случай. Т.к. стена, падая, развернулась, то скорость падающих кирпичей соответственно получила новое направление в сторону пострадавшего, совершенно неожиданное для него. Грубо говоря, каждый кирпич летел в человека, обладая энергией в 400 Дж, имея массу 4 кг со скоростью 54 км /ч - поэтому травмы оказались смертельными.

Вывод: Соблюдать ТБ (обязательное ограждение строительных участков) и осторожность. Движение падающих тел может оказаться непредсказуемым.

Задача 2.Спасательный рукав. Демонстрация населению новинок пожарной техники. youtube.com/watch?v=BayDKKiM4xY

Объясняет первый, второй законы Ньютона, закон всемирного тяготения. Для того, чтобы тело находилось в неподвижном состоянии, сохраняло свой покой, необходимо, чтобы сумма, приложенных к телу сил была равна нулю (условие 1 закона Ньютона). Нарушена ТБ. Опора рукаву оказалась ненадёжной, равновесие сил нарушилось. Реакция опоры исчезла. Сумма сил не равна нулю. Под действием притяжения к Земле человек упал вниз с ускорением свободного падения g = 10 м/с2. Второй закон Ньютона F = ma = mg. Потенциальная энергия человека превратилась в кинетическую (закон сохранения механической энергии). Скорость в момент падения V2= 2gh.

Вывод: Для сохранения покоя, устойчивого равновесия тела необходимо соблюдать условие равенства сил, действующих вниз и вверх, т.е. силы тяжести и силы реакции опоры. Соблюдать ТБ.

Выдержка из инструкции по пользованию спасательным рукавом

«4.6. Спасение людей с верхних этажей зданий с использованием спасательных рукавов

Для спасения людей с верхних этажей зданий и сооружений могут использоваться спасательные рукава. Эффективным спасательным устройством является эластичный спасательный рукав (чулок). Неоспоримым преимуществом спасательного рукава перед другими видами спасательных устройств являются возможность его использовать для людей любого возраста и комплекции, физического и психического состояния, а также высокая пропускная способность - 15-36 человек в минуту. В процессе спуска возможна остановка спускающегося в рукаве путем пережатия рукава руками, а также регулирования скорости спуска путем закручивания рукава вокруг вертикальной оси либо оттягиванием его в сторону стоящим на земле человеком. Немаловажное свидетельство больших возможностей спасательного рукава - высокая этажность зданий, где он может быть применен (до 25 этажа включительно). При применении спасательного рукава назначается группа спасателей из 3-4 человек, обученных способам его применения.

…..

Перед началом спуска необходимо:

- надежно закрепить верхний конец рукава к устойчивой конструкции здания;

- убрать у подножия здания (в месте нахождения нижнего конца рукава) все обломки конструкций и посторонние предметы;

- проверить прочность закрепления рукава путем спуска одного спасателя с применением верхней страховки;

- оградить подход к верхнему конусу рукава со стороны стены;

- не допускается прыжок спасаемого в рукав;

- постоянно контролируется прочность закрепления рукава в верхней части;

- все действия спасателей, обслуживающих рукав, осуществляются с применением страховочных средств.»

Обратить внимание учащихся, что выделенные пункты инструкции по использованию рукава направлены на неукоснительное выполнение первого закона Ньютона.

Вывод: неукоснительно соблюдать инструкцию по использованию технического устройства и технику безопасности.

5. «Стреляет ружье, а попадает приклад»

youtube.com/watch?v=fQbhxKbiKW4


Объясняет закон сохранения импульса. Реактивное движение. До выстрела импульс системы «ружьё-пуля» равен нулю. После выстрела пуля и ружьё имеют равные по модулю импульсы, но противоположные по направлению.

Вопрос учащимся: Что вы посоветуете для уменьшения отдачи?

  1. Увеличить массу ружья (меньше скорость) (вмонтированные в ложу различные трубки, наполненные ртутью или вольфрамовыми гранулами (как у фирмы Blaser).При одинаковом импульсе будет обладать меньшей энергией, т.к. энергия пропорциональна квадрату скорости.

  2. Уменьшить массу снаряда (пули) (уменьшится импульс пули, следовательно, и импульс ружья)

  3. Плотно прижать ружьё к телу (увеличивается время действия отдачи, она как бы растягивается во времени)

  4. Напрячь всё тело, распределяя отдачу по всем мышцам.

  5. Применить амортизаторы (резиновый затыльник, толстый свитер, фуфайка) mV2/2= А= FS. Эта энергия преобразуется в работу по перемещению ружья и 'присоединенной массы' - стрелка. Работа это произведение силы на расстояние перемещения стрелка и деформация мягких тканей тела, одежды. Чтобы уменьшить силу отдачи нужно увеличить расстояние перемещения. Для этого применяют амортизаторы и специальные устройства в ложе. Расстояние перемещения зависит от одежды, вкладки и стойки стрелка.

  6. Не прислоняться спиной к какому-либо упору (стене или дереву).

Знаете, что такое "метка идиота"?- это глубокое и очень неприятное рассечение брови, которое получает неопытный стрелок от оптического прицела винтовки при неправильном положении оружия при стрельбе.

Вывод: При стрельбе учитывать опасности, связанные с отдачей.

Приложение 2.

Приём рефлексии «Таблица «Плюс, минус, интересно»»

Оцените в целом деятельность на уроке:

Плюс

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны для достижения каких-то целей

Минус

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Интересно

все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



Приложение 3.

Рабочий лист для работы в группах


Группа №____________


ФИ учащегося

1

2

3

4

5

6


Задание 1. («Работаю один, в группе, вместе»)

Ознакомьтесь с комментариями к видеоролику «Падающая стена»

Error 404

месяц назад

Мне не понять эту физику!!! Как Упавшая стена со второго этажа могла с такой скоростью разлитеться!

Ответить

Все ответы (21)

Vitke Vot

2 дня назад

Да мене иногда кажется мы не ту физику учим.

Обсудите вопросы:

  1. Как вы прокомментируете комментарии пользователей?

  2. Что пользователь Vitke Vot имеет в виду, говоря, что «не ту физику учим»?

  3. Какую физику следует изучать в школе по вашему мнению?

Задание 2. («Работаю один, в группе, вместе»)


  1. Проанализировать ситуацию, представленную в видеозадаче, с точки зрения физики и ОБЖ.


  1. Определить: незнание или игнорирование каких физических явлений и законов явилось или могло стать причиной негативных или даже трагических последствий для участников событий, представленных в видеозадаче.


  1. Дать физическое обоснование проявления законов физики в данной ситуации.


  1. Сделать самооценку успешности решения задачи в группе в соответствие со следующими критериями:

«0» - не было верного решения

«1» - были верные идеи (указаны физические законы)

«2» - верное решение (указаны физические законы, представлено решение задачи на основе формул)

Задача №1

Задача №2

Задача№3

Итог




© 2010-2022