• Преподавателю
  • Физика
  • Проект: «Образные представления - средство эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по физике»

Проект: «Образные представления - средство эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по физике»

"Описание материала: Ученики школ и гимназий выбирают экзамен в форме ЕГЭ по физике, потому что для поступления в технические вузы результат ЕГЭ по данному предмету необходим. Но при этом имеют разные интеллектуальные способности и возможности, обучаются как на профильном так и на базовом" уровнях, да и физика считается самым трудным предметом в школе по шкале, разработанной М.И.Степановой. Сегодня успешно сдать экзамен в форме ЕГЭ по физике может лишь ученик, владеющий навыками научного мышлен...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ученики школ и гимназий выбирают экзамен в форме ЕГЭ по физике, потому что для поступления в технические вузы результат ЕГЭ по данному предмету необходим. Но при этом имеют разные интеллектуальные способности и возможности, обучаются как на профильном так и на базовом уровнях, да и физика считается самым трудным предметом в школе по шкале, разработанной М.И.Степановой.

Сегодня успешно сдать экзамен в форме ЕГЭ по физике может лишь ученик, владеющий навыками научного мышления. И именно учитель играет очень важную роль в обеспечении учеников этим багажом.

Но, прежде всего, нужно знать и учитывать в своей работе, что есть ученики, у которых лучше развито и более активно действует левое полушарие мозга, поэтому они могут хорошо логически мыслить; а есть индивиды, у которых развито лучше правое полушарие, вследствие чего они предпочитают мыслить образами или запоминать предложенный им образ.

В связи с этим я разработала и эффективно использую в своей работе следующий прием, направленный на формирование образного мышления на уроках физики.

Создание комплекта, способствующего формированию образных представлений.

Состав комплекта:

  • белый металлический экран (обращаю внимание, что щель служит нам линией);

  • две стрелки (красную стрелку - используем для обозначения сил гравитационной природы, синюю - для обозначения сил электромагнитной природы);

  • геометрические фигуры: прямоугольник, круги разного диаметра. Они имитируют шары, кубик, бруски;

  • с тыльной стороны стрелок и фигур приклеены маленькие плоские магнитики.

Работа с комплектом проводится при изучении следующих тем: «Сила», «Условия плавания тел», «Движение тела по наклонной плоскости» и т.д. Например, изучаем силу тяжести. Прошу каждого ученика взять экран, «шарик» и красную стрелку. Расположить на экране «шарик» и стрелку так, чтобы обозначить силу тяжести, действующую на тело. Ученики выполняют задание, я быстро проверяю результаты. Подводя итоги, обращаю внимание на главное: сила (стрелка) должна быть приложена к центру «шарика» и направлена вертикально вниз.

Значение данного приема.

  • Описанный прием реализует идею «через руки - в голову». Вначале ученик знакомится с моделью образа, манипулирует ею и запоминает, а уже потом переходит к осмыслению и мысленным действиям с понятием.

  • Занятия с комплектом развивают наглядные представления.

  • Образы, созданные руками учеников, прочно откладываются в памяти и усваиваются вполне осознанно.

  • Немаловажно, что работа доставляет удовольствие ребятам.

  • Этот комплект можно применить и в других учебных ситуациях, например при решении задач. Предложение воспроизвести знакомый образ сразу же воскрешает в памяти связанную с ним информацию, а это помогает отыскать путь решения задачи.

Чтобы учащиеся могли оперировать образами, необходимо проводить специальную работу, в которой формируются следующие умения:

  • создавать образы на основе восприятия лабораторных опытов или демонстраций;

  • строить абстрактные образы явления или объекта, представляя их в виде моделей;

  • преобразовывать образ при изменении условий опыта (целесообразно вначале поставить вопросы, которые потребуют от учащихся пространственного оперирования образом, и только после получения ответов на них повторить демонстрацию в новых условиях);

  • решать задачи (в том числе экспериментальные), используя образы, прогнозировать результаты опыта, опираясь на воображаемые образы;

  • фиксировать образы в виде зарисовок, чертежей или знаков (схем, графиков и т.п.);

Применение описанной методики в условиях средней школы показало, что учащиеся успешно осваивают не только сами новые для них физические знания, но и методы их создания, причем активность, самостоятельность ребят значительно повы­шаются.

В современной науке считается доказан­ным факт, что

  • развитие логического мышления человека невоз­можно без опоры на образное мышление;

  • чем моложе ученик, тем большее значение для него имеет образное мышление.

И желательно, чтобы каждый педагог эту истину в своей работе учитывал!



© 2010-2022