Статья ИКТ-инструмент соавторства ученика и педагога

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ- инструмент соавторства ученика и педагога.

(ИКТ - средство педагогики сотрудничества)

О.В.Гладнева

МКОУ «Углянская СОШ»

Верхнехавского муниципального района

Воронежской области

[email protected]

В школе собран опыт тысячелетий развития человечества. Наша задача, передать его детям, сформировать в их сознании картину мира: гуманитарную, естественнонаучную, эта картина мира в математических формулах и в ярких образах, в череде исторических событий и в отрывках литературных произведений, в совокупности природных явлений во Вселенной и на рабочем месте. Наша задача создать условия, когда учащийся сам выстраивает эту картину мира, являясь соавтором, или даже автором учебного процесса. Это позволит повысить мотивацию учебного процесса, обеспечит самоконтроль учащегося своей деятельности, т.е. будет организована целостная самостоятельная познавательная деятельность. ИКТ являются одним из инструментов самостоятельной познавательной деятельности.

Становясь соавтором учебного процесса школьник осваивает все ключевые компетенции: общается с педагогами и другими учащимися, ищет информацию и придает ей новые формы, использует меж предметных связи, проводит эксперименты, измерения, представляет результаты опытов в текстовом, графическом, табличном и др. видах, создает и обрабатывает собственные аудио, фото и видеоматериалы.

«ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную ( текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.» rudocs.exdat.com/

Информационно коммуникативные технологии являются одним из средств соавторства ученика и педагога, дает возможность сделать самостоятельную познавательную деятельность коммуникативной и дифференцированной, углубленной в предмет ровно на столько, на сколько это позволит уровень предыдущей подготовки и широта познавательных интересов учащегося.

При подготовке уроков-конференций по физике, например по темам «Эволюция химических элементов во Вселенной», «Тепловые двигатели: вчера, сегодня, завтра» каждый учащийся выбирает наиболее близкую, интересную ему тему. Ученик ищет информацию, находясь в контакте с учителем, корректирует её, подбирает необходимые иллюстрации, способы подачи выбранного материала. Подготовленные учеником слайды становятся частью большой презентации конференции. Урок складывается как большая мозаика из экспериментов, открытий, изобретений, их исторического влияния, портретов, перспектив и сегодняшних реалий.

Огромное значение в изучении физики играет эксперимент. Например, в сосуде вода кипит при температуре гораздо ниже 100оС. Учащийся с помощью компьютерных технологий строит модель опыта, объясняя происходящее на молекулярном уровне. На уроке демонстрируется опыт и его компьютерная модель. В дальнейшем создается банк экспериментов и их компьютерных моделей, что затем используется в процессе обучения.

ИКТ является и одним из средств проектно-исследовательской работы.

С помощью ИКТ идет поиск информации, обработка собранных материалов, результатов измерений и представление их в наиболее актуальной форме: графики, схемы, таблицы, карты. Например, после того как учащиеся провели измерения уровня естественной радиации в здании школы в разное время суток, ими были построены карты распределения естественного радиационного фона в помещениях школы в горизонтальных и вертикальной плоскостях. Визуальное представление распределения уровня естественной радиации позволило сделать выводы о максимальном вкладе Солнца в значение радиационного фона, о факторах, влияющих на изменение уровня естественной радиации.

Авторы исследований, моделей, докладов широко общаются и с взрослыми (педагогами и родителями), и с школьниками на открытых уроках и внеклассных мероприятиях, в рамках работы предметных недель и научно-практических конференций.

ИКТ снова и снова приходят нам на помощь при организации учебного процесса, при реализации педагогики сотрудничества.


© 2010-2022