Урок физики по теме Взаимное притяжение и отталкивание молекул

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока физики в 7 классе

Тема: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Методические цели:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул». Контроль знаний системы СИ и закрепление навыков работы с числами, заданными в стандартном виде.

Актуализация знаний по теме « Диффузия».

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза. Формирование навыков проведения физического эксперимента и формирование умений строить причинно-следственные связи.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: Практическая работа.

Оборудование: сосуд с водой, подсолнечное масло, свинцовые цилиндры, шприц, пластилин, две стеклянные пластинки, салфетки и карточки с описанием экспериментов.

План урока:

1. Орг. момент -1мин.

2. Физическая разминка - 5мин

3. Проверка домашнего задания - 8 мин. (презентация)

4. Изучение темы - 20мин.

5. Закрепление, подведение итогов -8 мин.

6. Домашнее задание -2мин.

Ход урока:

1.Орг.момент:( Объявление эпиграфа, целей урока .Проверка готовности к урок.)

Торопись, ведь дни проходят, ты у времени в гостях.

Не рассчитывай на помощь, помни: все в твоих руках.

Юстас Палецкис

2. Физическая разминка (Ф.Р):

( Ф.Р выполняется письменно в рабочей тетради. )

1. Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде:

357мм =…

43т =…

0,542нс =…

0,00032мкм =…

2. Определить цену деления и показания прибора: ( мл)

3.Контроль домашнего задания:

1.Рассказать о диффузии. (презентация)

2. Рассказать о результатах домашнего эксперимента?

Класс, выслушивает ответы, контролирует содержание ответа и речь отвечающего по плану:

- Что положительного было в ответе?

- Что не удалось в ответе?

- Что можно добавить к ответу?

- Какую оценку следует поставить?

Объявляются итоги проверки домашнего задания.

4.Изучение новой темы: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Учитель: По теме урока вы уже догадались, что сегодня нам предстоит убедиться в том, что между молекулами веществ существует взаимодействие: притяжение и отталкивание. У вас на столах лежат приборы и карточки с описанием экспериментов, которые сегодня вам предстоит выполнить.

ЗАДАНИЕ №1

А). Нанести с помощью салфетки масло на поверхность стекла. На промасленную поверхность выдавить шприцом 2-3 капли воды, пластмассовым стержнем попытаться сблизить капли, проследить за их слиянием. Подготовить вывод.

Б). Попытаться сжать металлический цилиндр. Подготовить вывод.

В). Набрать в шприц (без иглы) воду, закрыть отверстие и попытаться сжать воду в шприце с помощью поршня. Подготовить вывод.

Учитель: Есть ли вопросы по ходу выполнения экспериментов?

( Учащиеся выполняют эксперименты: )

Учитель: Итак, какие выводы по экспериментам вы получили?

Учащиеся: В первом опыте у нас капли слились, потому что между молекулами воды есть притяжение.

Второй и третий опыты показали, что твердое тело и жидкость нельзя сжать, потому что молекулы начинают при сжатии веществ отталкиваться.

Учитель: А как вы думаете можно ли заставить соединиться свинцовые цилиндры, как так же как можно соединить два пластилиновых цилиндра? (учитель показывает, как соединяются два пластилиновых цилиндра)

Учащиеся: Соединить свинцовые цилиндры нельзя, т.к. цилиндры - твердые тела и у них неровные поверхности. Поэтому приблизить молекулы на расстояние, когда начнет действовать притяжение молекул, нельзя.

Учитель: А теперь посмотрим опыт. Свинец мягкий металл, мы зачистим поверхности цилиндров, выровняем их и соединим. Цилиндры соединились. Теперь посмотрим, насколько сильно притягиваются молекулы цилиндров. Подвесим к нижнему цилиндру груз. Какие выводы сделаем по опыту?

Ученик: Для того, чтобы между молекулами двух цилиндров возникли силы притяжения, необходимо приблизить молекулы цилиндров очень близко друг к другу.

Запишем выводы в тетрадь:

·1. Между молекулами есть взаимное притяжение, существующее только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов).

Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров .

·2. Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов).

Пример: несжимаемость твердых тел и жидкостей.

Учитель: А теперь мы должны познакомиться еще с одним явлением физики. Для этого у вас есть задание №2 в карточке:

ЗАДАНИЕ №2

А). Возьмите две стеклянные пластинки попробуйте их соединить и разъединить. Затем из шприца выдавите капли 2-3 воды на поверхность одного стекла, соедините стекла и попробуйте их разъединить. Сравните результаты.

Б). Опустите кусочек пластилина в воду и достаньте из воды. Проследите за поведением воды на поверхности пластилина. Сделаете вывод.

Учитель: какие выводы по экспериментам вы сделали?

Ученик: В первом эксперименте легче было разделить два стекла, когда они между ними не было воды.

Во втором опыте вода с кусочков пластилина стекла.

Учитель: В первом случае вода смачивала стекло, во втором вы увидели, что вода не смачивает пластилин. Объясните с точки зрения молекулярного строения результаты опытов.

Ученик: Молекулы воды сравнительно сильно притягивались к стеклу и не давали оторвать стекла, а во втором случае молекулы воды слабо притягивались к молекулам пластилина, сильнее притягивались друг к другу, и поэтому собирались в капли.

Запишем выводы в тетрадь:

Смачивание: жидкость смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела.

Несмачивание: Жидкость не смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого тела.

5. Закрепление:

1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему?

Ответ: Между молекулами мела существует притяжение, для его преодоления следует приложить усилие.

2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола?

Ответ: Невозможно соединить две половинки чашки, т.к. нельзя приблизить молекулы половинок на расстояние, при котором возникают силы притяжения между молекулами.

3. Почему между молекулами есть промежутки?

Ответ: Молекулы, приближаясь на расстояние, соизмеримое с размерами самих молекул, начинают отталкиваться.

4. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу?

Ответ: Поверхность полированных стекол относительно ровная, и между молекулами двух соседних стекол могут возникнуть силы притяжения.

6.Домашнее задание:

§ 10, упражнение №2(2), вопросы к параграфу.

© 2010-2022