- Преподавателю
- Физика
- Формирование общих компетенций средствами самостоятельной работы
Формирование общих компетенций средствами самостоятельной работы
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хайбуллова Э.Х. |
Дата | 29.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование общих компетенций средствами самостоятельной работы
Хайбуллова Эльмира Хусаиновна, преподаватель физики высшей категории. Награждена грамотой Министерства образования, Почетный Работник РФ.
Цель: организация и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения - подготовкой специалиста с сформированными профессиональными компетенциями.
Задачи:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студента;
углубление и расширение теоретических знаний;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность студента, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Классификация самостоятельной работы студентов по месту проведения: аудиторная и внеаудиторная
Формы внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Подготовка к практическим и семинарским занятиям.
2.Подготовка статей к публикации в сборниках и интернет сообществах.
3.Подготовка к участию в олимпиаде по физике.
4.Подготовка к участию в конференциях.
5.Выполнение отчетов по конференциям.
6.Разработка научно- исследовательских проектов.
7.Составление отчетов по экскурсиям.
8.Выполнение домашних контрольных работ.
9.Выполнение докладов, рефератов, сообщений и т.п.
10.Составление конспектов лекций и учебной литературы.
11.Подготовка к экзамену по физике.
Этапы организации внеаудиторной самостоятельной работы.
1.Подготовительный.
2.Организационный.
3.Мотивационно-деятельностный.
4.Контрольно-оценочный.
Условия эффективной организации самостоятельной работы студентов: четкое и полное информирование о сущности предстоящей самостоятельной работы: формулирование цели СР (ожидаемый результат); формулирование условий выполнения СР; информирование о средствах для выполнения СР и возможности их использования; трудоемкость СР; информирование о сроках выполнения СР (графики); предъявление образцов оформления СР и ее результатов; предъявление критериев оценки результатов СР; информирование о формах контроля и самоконтроля.
Формирование общих компетенций при внеаудиторной СР
• самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников - ОК 4;
• используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность - ОК 2;
• развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) - ОК 3;
• учатся презентовать свои проекты, отчеты -ОК 5;
• учатся совместному труду ОК6; ОК7.
Экскурсия как одна из форм формирования ОК.
Дидактические функции:
• Принцип наглядности обучения.
• Научность обучения и связь с жизнью, с практикой.
• Расширение технологического кругозора.
• Профориентационная работа.
Методика проведения экскурсии: Подготовка экскурсии; выход студентов к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; обработка материалов экскурсии и подведение итогов.
Методические рекомендации по проведению учебных экскурсий
1.Организация и проведение учебных экскурсий
Порядок подготовки к экскурсии.
Определиться с конкретной целью экскурсии.
Выбор предприятия или организации.
Знакомство с ответственным лицом.
Ознакомление с маршрутом следования до предприятия.
Предварительная работа со студентами.
Оформление необходимой документации.
2.Предварительная работа со студентами
1.Получение индивидуального или группового задания перед экскурсией.
2.Готовность к экскурсии (иметь при себе блокнот, ручку, фотоаппарат, диктофон).
3.Прослушивание инструктажа по технике безопасности.
4. Сбор как можно большего материала, для последующей его обработки.
5.Подготовка отчета в удобной ему форме: доклада, фотоальбома, спецвыпуска газеты, сообщения, творческого отчета, презентации.
Литература
Основные источники:
для студентов:
1.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика 10 кл., Москва, Просвещение, 2007г.,стр.334.
3.
Кабардин О.Ф. Физика Справочные материалы, Москва, Просвещение, 1988г.
4.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика 10-11 классы, Тесты, Дрофа, Москва, 2005г.
5.
Касьянов В.А. Физика 10 класс, Москва, Дрофа, 2010г, стр. 321
для преподавателя:
1.
Кокин С.М., Селезнев В.А. Физика на железнодорожном транспорте,
Москва ,1995г,346 стр.
2.
Передовой опыт преподавателя физики в школах, ПТУ, техникумах, ч.II, Москва, Просвещение , 1993г,231 стр.
3.
Громов С.В., Шаронова Н.В., Физика 10-11 кл., Книга для учителя- Москва, 2004г, 189 стр.
4.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике, 9-11 кл., учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, Москва, 2001 г, 223 стр.