Формирование общих компетенций средствами самостоятельной работы

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование общих компетенций средствами самостоятельной работы

Хайбуллова Эльмира Хусаиновна, преподаватель физики высшей категории. Награждена грамотой Министерства образования, Почетный Работник РФ.

Цель: организация и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения - подготовкой специалиста с сформированными профессиональными компетенциями.

Задачи:

 систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студента;

 углубление и расширение теоретических знаний;

 развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

 формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

 развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность студента, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Классификация самостоятельной работы студентов по месту проведения: аудиторная и внеаудиторная

Формы внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Подготовка к практическим и семинарским занятиям.

2.Подготовка статей к публикации в сборниках и интернет сообществах.

3.Подготовка к участию в олимпиаде по физике.

4.Подготовка к участию в конференциях.

5.Выполнение отчетов по конференциям.

6.Разработка научно- исследовательских проектов.

7.Составление отчетов по экскурсиям.

8.Выполнение домашних контрольных работ.

9.Выполнение докладов, рефератов, сообщений и т.п.

10.Составление конспектов лекций и учебной литературы.

11.Подготовка к экзамену по физике.

Этапы организации внеаудиторной самостоятельной работы.

1.Подготовительный.

2.Организационный.

3.Мотивационно-деятельностный.

4.Контрольно-оценочный.

Условия эффективной организации самостоятельной работы студентов: четкое и полное информирование о сущности предстоящей самостоятельной работы: формулирование цели СР (ожидаемый результат); формулирование условий выполнения СР; информирование о средствах для выполнения СР и возможности их использования; трудоемкость СР; информирование о сроках выполнения СР (графики); предъявление образцов оформления СР и ее результатов; предъявление критериев оценки результатов СР; информирование о формах контроля и самоконтроля.

Формирование общих компетенций при внеаудиторной СР

• самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников - ОК 4;

• используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность - ОК 2;

• развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) - ОК 3;

• учатся презентовать свои проекты, отчеты -ОК 5;

• учатся совместному труду ОК6; ОК7.

Экскурсия как одна из форм формирования ОК.

Дидактические функции:

• Принцип наглядности обучения.

• Научность обучения и связь с жизнью, с практикой.

• Расширение технологического кругозора.

• Профориентационная работа.

Методика проведения экскурсии: Подготовка экскурсии; выход студентов к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; обработка материалов экскурсии и подведение итогов.

Методические рекомендации по проведению учебных экскурсий

1.Организация и проведение учебных экскурсий

Порядок подготовки к экскурсии.

Определиться с конкретной целью экскурсии.

Выбор предприятия или организации.

Знакомство с ответственным лицом.

Ознакомление с маршрутом следования до предприятия.

Предварительная работа со студентами.

Оформление необходимой документации.

2.Предварительная работа со студентами

1.Получение индивидуального или группового задания перед экскурсией.

2.Готовность к экскурсии (иметь при себе блокнот, ручку, фотоаппарат, диктофон).

3.Прослушивание инструктажа по технике безопасности.

4. Сбор как можно большего материала, для последующей его обработки.

5.Подготовка отчета в удобной ему форме: доклада, фотоальбома, спецвыпуска газеты, сообщения, творческого отчета, презентации.

Литература

Основные источники:

для студентов:

1.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика 10 кл., Москва, Просвещение, 2007г.,стр.334.

3.

Кабардин О.Ф. Физика Справочные материалы, Москва, Просвещение, 1988г.

4.


Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика 10-11 классы, Тесты, Дрофа, Москва, 2005г.

5.

Касьянов В.А. Физика 10 класс, Москва, Дрофа, 2010г, стр. 321

для преподавателя:


1.


Кокин С.М., Селезнев В.А. Физика на железнодорожном транспорте,

Москва ,1995г,346 стр.

2.

Передовой опыт преподавателя физики в школах, ПТУ, техникумах, ч.II, Москва, Просвещение , 1993г,231 стр.

3.

Громов С.В., Шаронова Н.В., Физика 10-11 кл., Книга для учителя- Москва, 2004г, 189 стр.

4.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике, 9-11 кл., учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, Москва, 2001 г, 223 стр.



© 2010-2022