Урок: Закон сохранения механической энергии

В основе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса должны лежать принципы деятельностного подхода.Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его са...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Закон сохранения механической энергии.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать, повторить знания по теме « Законы сохранения в механике».

  2. Развивать логическое мышление.

  3. 3)Формировать такие качества, как коллективизм, ответственность за порученное дело, воля, настойчивость в достижении цели.

Форма урока - игра.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Оборудование: Компьютер, телевизор, объединённых локальной сетью с выходом в Интернет, мультимедийный курс «Физика7-11» . Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: school-collection.edu.ru

Лабораторные приборы.


Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организация учебной деятельности

Образовательный

результат

1.Организационный момент

Положительный

эмоциональный настрои обучающихся на работу. Организует работу обучающихся по 4 группам. В каждой группе есть теоретики, практики, экспериментаторы, лаборанты, ОТК.

Концентрация внимания, воли,

положительный настрои на урок.

Включение обучающихся

в ритм работы. Полная готовность обучающихся к уроку.

2..Актуализация знаний

Объясняет тему и цели

урока. Роль этой темы в разделе механики. Организуют работу обучающихся по трем группам. Сообщение условия игры. На столах лежат задания для каждой группы, для каждого этапа работы.

Организация групп.

Беседа.

Активизация

имеющихся знаний, пробуждение интереса, развитие внимания, быстроты мышления.

Повторение и обобщение, систематизация

Объявления этапов игры:

1 .этап - Приветствие

Команды объявляют свои названия, девиз, представление капитана.

2.этап- «Разгадывание ключевого слова»

Каждая команда разгадывает свое ключевое слово

Групповая работа. Проблемный метод.

Активизация

имеющихся знаний, пробуждение интереса, развитие внимания, быстроты мышления.

3 этап -«Термины, формулы» Демонстрация слайдов с вопросами.

Отвечают на вопросы.

Беседа. Групповая работа. Проблемный метод.

Активизация

имеющихся знаний, пробуждение интереса, развитие внимания, быстроты мышления.

4 этап - «По следам литературных произведений». Демонстрация слайдов с отрывками литературных произведений.

Идет объяснение каждого явления, описанного в данных произведениях.

Беседа. Групповая работа. Проблемный метод.

Активизация

имеющихся знаний, пробуждение интереса, развитие внимания, быстроты мышления.

5. этап-«Экспериментаторы».

Каждой группе дается конкретная практическая работа поданной теме.

Экспериментаторы защищают работу.

Практическая работа. Групповая работа. Проблемный метод.

Активизация

имеющихся знаний, пробуждение интереса, развитие внимания, быстроты мышления.

6. этап. «Научные работники». ПК установлен CD-диск «Открытая физика».

В разделе «Модели» необходимо найти закон сохранения и превращения энергии. Дает инструкцию по работе с моделью

Обучающиеся садятся за ПК. Открывают инструкционную карту по работе с компьютерной моделью.

6.Цель: удостовериться в справедливости ЗСЭ.

Практическая работа. Групповая работа. Проблемный метод.

Активизация

имеющихся знаний, пробуждение интереса, развитие внимания, быстроты мышления.

7.этап. Озвучка. Просмотр демонстрации опыта при выключенном звуке с использованием «мотивированного стоп-кадра». Вопросы, стимулирующие мышление у обучающихся, например: «Что по вашему мнению, произойдёт, если…», оцениваю ответы.

Обучающийся: Озвучивает видео демонстрацию и при этом правильно называет оборудование и догадывается о его назначении. Прогнозируют дальнейший ход эксперимента.

Практическая работа. Групповая работа. Проблемный метод.

Активизация

имеющихся знаний, пробуждение интереса, развитие внимания, быстроты мышления.

8.этап. Оценивание работ, объявление итога.

Самооценка обучающихся и сравнение с оценкой преподавателя.

Обобщение и подведение итогов работы.

Активизация

имеющихся знаний, пробуждение интереса, развитие внимания, быстроты мышления.

Рефлекция.

Какова была цель урока? Насколько решена учебная задача? Довольны ли вы собой? Сделайте самооценку.

Самооценка обучающихся

Умение учесть реальные учебные возможности обучающихся.

Домашнее задание

Демонстрация слайда: Повторить тему «Закон сохранения механической энергии». Составить три задачи по теме, по желанию сделать презентацию.

Внимательно смотрят и слушают, записывают.


2 этап: «Разгадывание ключевого слова»

Карточка №1

Имя английского учёного, который сформулировал закон инерции

Исаак

Тело, размерами которого в условиях задачи часто пренебрегают

Материальная точка

Вектор, соединяющий начальное положение тела с последующим.

Перемещение

Физическая величина, показывающая, как быстро

меняется скорость тела.

Ускорение

Естественный спутник Земли.

Луна.

Разделительный знак в алфавите, смягчающий звук.

Ь

Причина изменения скорости тела

Сила

Ключевое слово:

Импульс

Карточка №2

Что воскликнул Архимед, открыв выталкивающую силу

Эврика

Английский учёный, который сформулировал закон инерции.

Ньютон

Наименьшее натуральное число.

Единица

Движение с постоянным по модулю и направлению ускорением: а = const

Равнопеременное

Учёный, установивший, что тело при отсутствии внешнего воздействия может не только покоиться, но и двигаться равномерно.

Галилей

Векторная физическая величина, которая равна произведению массы тела на его скорость.

Импульс

Что помогло Ньютону сделать открытие?

Яблоко

Ключевое слово:

Энергия

Карточка №3

Движение, при котором тело перемещается с постоянной по модулю и направлению скоростью.

Равномерное

Символ, обозначающий ускорение.

а

Раздел механики, изучающий движение тел в поле тяжести Земли.

Баллистика

Траектория движения вращающегося тела.

Окружность

Воображаемая или видимая линия, вдоль которой движется тело

Траектория

Наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

Амплитуда

Ключевое слово:

Работа

3 этап -«Термины, формулы» Демонстрация слайдов с вопросами презентация .

4 этап - «По следам литературных произведений».

Задание №1 : Как записывается и читается закон сохранения импульса.

«В основе реактивного движения лежат законы классической механики: законы Ньютона и закон сохранения импульса. С.П.Королёв говорил: «Главное - разработка технического средства, способного сообщить телу первую космическую скорость». Для движения автомобиля необходимо взаимодействие с дорогой, для корабля - с водой, для самолёта - с воздухом. А с чем взаимодействовать космическому кораблю? От чего оттолкнуться? В космическом пространстве нет среды, с которой тело могло бы взаимодействовать и тем самым изменять направление и модуль скорости.

Вывод: Для космических полётов могут быть использованы только реактивные летательные аппараты -ракеты»

Задание №2 . А.Р.Беляев. Звезда КЭЦ

«У моего провожатого была портативная ракета-ранец для недалеких полетов в межпланетных пространствах. Ловко стреляя то задними, то боковыми, то верхними, то нижними «револьверами» ранца, он увлекал меня все дальше и дальше по дуге над поверхностью шара».

Задание:• Как с точки зрения физики объяснить вышеописанный способ перемещения?

Задание №3 А.Р.Беляев. Звезда КЭЦ

«Ракета вдруг описала небольшой круг и перевернулась кормой вниз. Пламя вырвалось из дюз, и она все медленнее стала снижаться к озеру... эта тяжелая громадина, не долетая до поверхности воды нескольких десятков метров, как бы повисла в воздухе: сила вырывающихся газов поддерживала ее в висячем положении. Отбросы газов рябили и волновали поверхность воды».

Задание: • С какой целью использовалась реактивная сила в данном случае?

5 этап.«Эксперименты». Выступают экспериментаторы.

1 группа: «Измерение работы при перемещении тела равномерно по столу на расстояние 50 см».

2 группа: « Измерение мощности тела при подъеме на высоту 50см».

Згруппа: «Измерение работы при перемещении тела равномерно по столу на расстояние 100 см».

4группа: « Продемонстрировать явления и объяснить» 1) опыт с пуговицей, 2)работу прибора.

6Этап: Обучающиеся садятся за ПК, на которые установлен CD-диск «Открытая физика». В разделе «Модели» необходимо найти закон сохранения и превращения энергии.

  1. В модели демонстрируется изменение кинетической и потенциальной энергии мальчика, спускающегося на санках без трения с горы сложного профиля.

  2. Представлена диаграмма и выводятся численные значения кинетической и потенциальной энергии. Можно изменять массу мальчика и профиль горы. Обучающимся выдается инструкционная карта по работе с моделью.

  3. Урок: Закон сохранения механической энергии.

  4. Инструкционная карта для обучающихся по работе с компьютерной моделью.

Цель: удостовериться в справедливости ЗСЭ.

  1. Пронаблюдайте изменение числовых значений потенциальной и кинетической энергии при движении мальчика с горы.

  2. Чему равна сумма потенциальной и кинетической энергии в процессе движения мальчика?

  3. Пронаблюдайте за диаграммой изменения потенциальной и кинетической энергии. Сделайте вывод.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Закон сохранения и превращения энергии

Модель

CD-диск «Открытая физика»

2

Игра «Проще простого»

презентация

Коллекция презентации интернет -ресурсов, авторская- изготовлена вместе с обучающимися, посещающими физический кружок.

3

Демонстрации опытов закона сохранения импульса, закона сохранения энергии

видеофрагменты

youtube.com/watch?v=8lAlSHb-C5o

http900igr.netzipfizikaZakon-sokhranenija-energii-teplovykh-protsessov.html

school-physics.spb.ru/tiki-index.php?page=video_mech_inertia&structure=video


© 2010-2022