Методика и технология внеклассных мероприятий

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к физике нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Особое место при формировании познавательных интересов школьников принадлежит такому эффективному  педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету. Они углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности учащихся, выявить среди них одарённых ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Жилинская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района

Воронежской области








Методика и технология внеклассных мероприятий.



Выполнила:

учитель физики

Кочергина Э.И.





Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к физике нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Особое место при формировании познавательных интересов школьников принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.

Они углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.

Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности учащихся, выявить среди них одарённых учеников, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.

Можно сформулировать следующие требования к внеклассной работе по физике:

  • Внеклассные занятия не должны отвлекать внимания от основного содержания учебной программы;

  • Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Но внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;

  • Предлагаемый для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.

Большое внимание следует придавать самостоятельной работе учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересной для них форме работы.

Один из самых верных путей повышения качества обучения физике - установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.

Всякая внеклассная работа по физике должна учитываться и в конце, после её завершения, учащиеся должны получить оценку.

Ведь выполнение внеклассного задания по физике требует ученика гораздо большей самостоятельной работы и затраты времени, чем выполнение очередного домашнего задания.

Внеклассная работа по физике показывает, что она полезна не только для учащихся , но и для учителя: она помогает ему лучше узнать своих учеников, развивает его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.

Для внеклассной работы можно применять различные формы: физические вечера, устные журналы, выставки, конференции, экскурсии, декады физики, научные школьные общества и т.д.

  1. Конференции.

При проведении конференций необходимо соблюдать ряд следующих требований:

- все доклады необходимо иллюстрировать, сопровождая их демонстрацией опытов, фрагментов кинофильмов и т.д.

- нужно как можно более разнообразить методы работы участников конференции, широко привлекать слушателей к активному участию в работе конференции.

- доклады и выступления должны быть образными и эмоциональными.

Залог успеха конференции заключается в правильном выборе темы и чётком распределении обязанностей и наличием постоянного контроля. Темы должны не только углублять знания учащихся, но и давать возможность повторить ряд вопросов программы, нести новую информацию. Конференции проводят в традиционной форме, где чередуются доклады с широким использованием демонстраций, а так же в форме диспута, симпозиума.

Целью проведения данной конференции является формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции учёного, о его моральной ответственности за последствия применения научных достижений.

Практика показывает, что уровень знаний человека сам по себе ещё не гарантирует высокого нравственного сознания.

Важность и трудность обеспечения понимания учащимися основной идеи мероприятия требует большой предварительной работы.

1. Проведение бесед в 7-9 классах, посвящённых выдающимся физикам. Очень важно, чтобы показали учёного-человека: его отношение к жизни, науке, его общественные взгляды, нравственная позиция и убеждения.

2. Мероприятия в младших классах, где учащиеся старших классов рассказывают о людях науки, о значении науки в нашей жизни.

3. Выставка-конкурс плаката.

4. Конкурс рисунков на тему «Наука служит людям».

5. Выставка книг в библиотеке школы, журналов.

За несколько дней до начала конференции каждый из её участников получает пригласительный билет, следующего содержания: « Нужны ли человечеству открытия, сделанные учёными-физиками? Кто должен нести ответственность за последствия научных достижений?»

Данная конференция-диспут, где для убедительности доводов используют исторические факты, стихи, фотодокументы. Она проходит в форме спора. Где часть выступающих утверждает, что не играют ни какой роли нравственные убеждения учёных, путь, которым они шли к своим достижениям, главное -конечный результат - открытие, и ради него можно пренебречь всем. Другие отстаивают величие личной ответственности за судьбы мира. По окончании конференции присутствующие высказывают своё мнение об ответственности учёных и значимости сделанных ими открытий. Затем они голосуют, ставя знаки плюс и минус на чащах весов, изображённых на экране. По окончании голосования подводится итог.


  1. Вечера занимательной физики.

Среди всех массовых внеклассных мероприятий наибольшей популярностью у школьников пользуются именно эти вечера. Главная цель - стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, привить им интерес и вкус к занятиям физикой. Необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения вечера. Можно разделить все вечера занимательной физики на два вида: вечера со сборной программой; вечера, проводимые по единому сценарию с интересным сюжетом. Это могут быть так же конкурсные вечера, комплексные вечера, конкурсы весёлых и находчивых, вечера в виде матчей.

  1. Физические выставки.

К наиболее редко применяемым формам внеклассной работы относится организация школьных физических выставок. Их можно разделить на две группы: выставки, посвящённые отдельным темам школьного курса физики; выставки, охватывающие ряд разделов школьной программы, интересные для учащихся самой постановкой темы. Близость слушателей и докладчика даёт возможность использовать на выставке малогабаритные приборы и установки в отличии от конференции или вечера, где большой трудностью для устроителей является обеспечение видимости демонстраций.

Примером проведения таких выставок является: физика в твоей будущей профессии, физика в профессии врача, физика в профессии современного рабочего, физика в профессии шофёра, физика в профессии криминалиста, физика и спорт, физика и искусство, физика и музыка, физика и живопись, физика и кино, физика и театр, физика и архитектура.

  1. Декада физики в школе.

Во многих школах стало традицией проведение декад физики.

Такая форма работы является более научной организацией труда школьников. Особое внимание следует уделить объявлению начала проведения декады. Большое внимание следует обратить на оформление школы. В вестибюле школы на видном месте следует повесить красивый плакат «Идёт декада физики». Рядом с кабинетом физики надо установить специальный стенд «Декада физики», на котором поместить план проведения, условия отдельных конкурсов, темы рефератов и т.д. Кроме газет школу можно украсить плакатами разного содержания, около других кабинетов можно повесить плакаты, составленные с юмором.

Мероприятия, проводимые в дни декады физики, должны быть яркими, запоминающимися, пропагандировать физические знания среди учащихся.

Например, конкурс кроссвордов и ребусов, рефератов, научных проектов, на лучший рисунок.

Типы мероприятий и методика их проведения могут быть различными, например: час вопросов и ответов, час занимательных опытов, час открытых дверей в кабинете физики, выставка книг по физике, работа школьного радиоузла, организация просмотров научных фильмов, кинолектории, киновечера, игра по станциям, физический хоккей. Завершить декаду физики можно конференцией или физическим вечером.

  1. Ученическое общество.

Одной из самых современных форм воспитания у учащихся являются ученические научные общества. Их цель - широкое привлечение учащихся к научной деятельности. В школе следует повесить яркое объявление о начале работы научного общества. Первые члены вступают в общество на основании своего личного желания и рекомендации учителя физики. На общем собрании избирается Совет общества, устанавливается порядок приёма новых членов, утверждается план работы, принимается устав. Созданию определённого романтического настроя может способствовать название общества и его девиз. Для членов школьного общества можно изготовить значки с эмблемой общества. Можно объявить конкурс на лучшую эмблему. Работа научного общества строится по двум основным направлениям: работа школьников в секции, пропаганда научных знаний среди учащихся школы. Можно организовать следующие секции: лекторское бюро, теоретический отдел, бюро научной и технической информации, библиографический отдел, секция смекалистых, секция занимательной физики, ученическое конструкторское бюро, секция администраторов.

Научное общество должно иметь свою стенную газету, которая освещала бы его работу и расширяла кругозор учащихся. Физическая газета обязательно должна быть интересной. Необходимо, что бы заметки были короткими, написанными понятно и живо, материал злободневным, оформление ярким. Для удобства чтения газету надо делать горизонтально вытянутой.

  1. Нетрадиционные формы внеклассной работы.

К нетрадиционным формам работы относится устный журнал. Его содержание может отражать одну тему или комплекс самых разнообразных вопросов. Содержание журнала раскрывается на его страницах. Их должно быть немного 4 или 5 страниц. Для ведения необходимо выбрать двух учащихся. Методы оформления каждой страницы могут быть самыми разнообразными: выступления учащихся, демонстрации занимательных опытов, встреча с учёными, ответы на вопросы учащихся, чтение стихов, исполнение песен, музыкальных произведений, юморесок и т.д.

Второй нетрадиционной формой является физический огонёк, пришедший в школу с экрана телевизора. За столики учащиеся садятся по желанию. Огонёк лучше всего проводить как соревнование между столиками. Темы физического огонька могут быть разнообразными. В конце вечера необходимо подвести итоги.


© 2010-2022